Семья как малая социальная группа или как институт социализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 00:54, реферат

Описание работы

В настоящее время, в усложнившихся условиях современного бытия, семья как уникальный посредник между интересами личности и общества, оказалась в эпицентре общественных катаклизмов. Пeреход к рыночным отношениям и связанные с этим апатия, обнищание немалой части населения резко отразились на самочувствии семьи, ее воспитательном потенциале, стабильности.

Содержание

Введение
Глава 1: Семья как малая социальная группа или как институт социализации.
Семья как малая социальная группа
Семья как институт социализация
Понятие семьи, ее функции
Глава 2 Семья, структура и динамика развития
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

курсоваяяяяяяяяяя.docx

— 31.59 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение

Глава 1: Семья как малая социальная группа или как институт социализации.

    1. Семья как малая социальная группа
    2. Семья как институт социализация
    3. Понятие семьи, ее функции

Глава 2 Семья, структура и динамика развития

2.1

2.2

2.3

Заключение

Библиография 

 

Введение

Сeмья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в цeлом. И нeудивительно, что на каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблeмам семьи, морали, духовности.

В настоящее время, в усложнившихся  условиях современного бытия, семья  как уникальный посредник между  интересами личности и общества, оказалась  в эпицентре общественных катаклизмов. Пeреход к рыночным отношениям и связанные с этим апатия, обнищание немалой части населения резко отразились на самочувствии семьи, ее воспитательном потенциале, стабильности.

Указанные и другие социальныe причины фактически привели к кризису семейных ценностей. Следствием этого кризиса являются разъединение старших и младших поколений, широкое распространение малодетности, расширение одиночно-холостяцких форм существования. И если супружество, родительство, родство являются конституирующими семью отношениями, то в наше время наблюдается распад этого триединства. Проблема осложняется тем, что в данный момент институт брака переживает переходный период. Продолжается разрушение старых традиционных установок на брак, а новые еще не сформировались.

Брак и семья в представлении  отдельных людей все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении.

Актуальность данной темы связана с огромным значением  института семьи в обществе. Изучение семейно-брачных установок необходимо для выявления особенностей функционирования семьи в условиях современности. Важнейшая социальная функция современной  семьи – воспитание будущего семьянина, то есть подготовка подрастающего поколения  к брачно-семейным отношениям. Поэтому  в рассмотрении динамики семейных ориентаций современного общества особое место  занимает изучение семейных установок молодежи, отношения к семье и семейным ценностям, т.к. она выполняет важную роль в замещении уходящих поколений и воспроизводстве социально-демографической структуры общества. Под понятием молодежи понимается особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества. Тенденции и перспективы развития молодого поколения представляют для общества большой интерес и практическое значение, прежде всего потому, что они определяют его будущее [7]

В своей работе я рассмотрю, прежде всего, понятие  семьи и её функции, постараюсь ответить на вопрос семья это малая социальная группа или прежде всего институт социализации; возьму во внимание(???? эволюцию семейных отношений, показывающую глобальные изменения, произошедшие с институтом семьи?????). Затем же я рассмотрю (?????изучение семейно-брачных установок и ориентаций условиях современности??7). А также изучу структуру и динамику развития семьи, и её функции.

 

План-проспект

Целью моей работы я ставлю - изучить особенности семьи как малой группы и социального института на современном этапе, определить её специфику развития и динамику.

Задачи: проанализировать литературу по данной теме. Сделать вывод о семье как институте социализации и малой социальной группе. Исследовать динамику и структуру развития семьи.

Предмет:

Объект:

 

Глава 1: Семья как малая социальная группа, семья как важнейший институт социализации

Семья является одним из важнейших социальных институтов культуры. Традиционно, семья определяется, как  основанное на браке и кровном  родстве объединение людей, связанное  общностью быта и взаимной ответственностью. [2, с.245] Первоначально основу семейных отношений составляет брак.

Брак — это исторически  меняющаяся социальная форма отношений  между женщиной и мужчиной, посредством  которой общество упорядочивает  и санкционирует их половую жизнь, и устанавливает их супружеские  и родственные права и обязанности. [2,с. 128] Семья же, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может  объединять не только супругов, но и  их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но и как социально-культурный институт, т. е. систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций. Семья –  это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. (1.стр. 40)

Что же всё таки семья, малая  группа или социальный институт ?

Для начала необходимо понять, что же такое социальный институт и малая группа?

 

В широком смысле понятие «социальная группа» - это любое социальное объединение людей - от группы сверстников до общества определенной страны. В социологии это понятие употребляется в более узком смысле - как «совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других». (3, с.156). Члены группы ощущают свою принадлежность к группе и воспринимаются другими людьми как члены данной группы.

Для анализа социальной структуры  общества необходимо, чтобы в качестве изучаемой единицы выступала  какая-либо элементарная часть общества, которая сочетала бы в себе все  виды социальных связей. В качестве такой единицы была выбрана малая группа.

Наиболее удачное определение, на мой взгляд, этому понятию было дано Г. М. Андреевой: «Малая группа - это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов». (4, с.227). Иными словами, малыми группами называются лишь те группы, в которых индивиды имеют личностные контакты друг с другом. Например, одноклассники - члены малой группы, а ученики всей школы - большая социальная группа.

Как показывает социальная практика, для нормального функционирования человеческого общества необходимо закрепление некоторых типов  социальных отношений с тем, чтобы  они стали обязательными для  членов определенной социальной группы. В первую очередь это относится  к тем социальным отношениям, вступая  в которые, члены группы удовлетворяют  наиболее важные потребности, необходимые  для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Например, для воспроизводства  материальных благ люди закрепляют и  поддерживают производственные отношения, для воспитания детей - семейные отношения, а также отношения обучения и  воспитания.

Процесс закрепления социальных отношений заключается в создании системы ролей и статусов, предписывающих правила поведения в социальных отношениях, и в определении системы  санкций в случае неисполнения индивидами этих правил поведения. Системы ролей, статусов и санкций воплощаются  в виде социальных институтов, которые  определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Отсюда «социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества» (3, с.123), где под общественными ценностями понимаются идеи и цели, под общественными процедурами - образцы поведения в групповых процессах, под системой социальных связей - совокупность ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках.

Итак, между понятиями  «институт» и «группа» имеется существенное внутреннее различие: если группа - это  совокупность взаимодействующих индивидов, то институт - система социальных связей и социальных норм, существующих в  определенной области человеческой деятельности.

Вместе с тем необходимо отметить, что эти понятия неотделимы друг от друга, т.к. институт, будучи совокупностью  взаимосвязей и систем поведения, определяется, в конечном счете, потребностями  людей. Иными словами, хотя институт формирует социальные связи и  нормы, есть люди, между которыми эти  взаимосвязи осуществляются, и которые  используют нормы на практике. Именно люди организуют себя в различные  группы, используя институциональные  нормы. Таким образом, в каждый институт входит много групп, определяющих институциональное  поведение. Следовательно, институты  и социальные группы взаимосвязаны, и бессмысленно полностью отделять друг от друга эти понятия и  изучать их раздельно.

Итак, исходя из вышеизложенного, я прихожу к выводу, что семья - это социальное явление, сочетающее в себе черты социального института и малой группы.

Действительно, семья возникает  из стремления удовлетворить сугубо личные потребности и интересы индивидов. По мнению Т. А. Гурко, «семья - совокупность лиц, проживающих совместно, связанных  родством и общим бюджетом». (5, с.18.). Являясь малой группой, она соединяет личные потребности с общественными интересами, приспосабливается к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе. Иными словами, в семье личные потребности упорядочиваются и организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций (сексуального регулирования, репродуктивная, функции социализации, эмоционального удовлетворения, статусная, защитная, экономическая).(3, с.141-143.)

Семья как социальный институт представляет собой «совокупность  исторически сложившихся устойчивых социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения  между супругами, родителями и детьми, другими родственниками». (6, с.14.)

Институт семьи включает в себя: 1) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям); 2) общественные процедуры (забота о  воспитании детей, семейные правила  и обязательства); 3) переплетение ролей  и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых  осуществляется семейная жизнь. Цитата. по: (3, с.151)

Таким образом, институт семьи - это совокупность определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности отдельных  малых групп - конкретных семей.

1.3 Понятие семьи, ее  функции

Семья является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и  способность восполнять население  в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества, - основанной на кровнородственных  связях и регулирующей отношения  между супругами и родственниками. На протяжении своей жизни человек  входит в состав множества самых  разных групп, но лишь семья остается той группой, которую он никогда  не покидает. Семья - самый распространенный вид социальной организации.

Существует много определений  семьи. Они зависят как от конкретных исторических, этнических и социально-экономических  условий, так и от задач исследования. В. И. Добреньков и А. И. Кравченко в своей работе предлагают следующее определение семьи, в настоящее время являющееся общепринятым: «Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Однако экономисты добавили в это определение экономический аспект, и приняли следующее определение. Семья - это группа лиц, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих совместное хозяйство и находящихся в отношениях родства, брака или опекунства».[8]

Когда мы говорим о важнейших  социальных институтах, то в числе  первых называем семью. Семья - главный  институт человеческого общества. В  свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно: институт брака, институт родства, институт материнства и  отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки  и другие.

Брак – институт, регулирующий отношения между полами. В обществе сексуальные отношения регулируются комплексом культурных норм. Конечно, половые отношения могут происходить вне брака, а сам брак может существовать и без них. Однако именно брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленным законом формой не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов.

Институт семьи различен в каждом обществе, отражая специфику  этого конкретного общества. Но всем без исключения обществам присуща  общая черта. Возникновение семьи  связано с тем, что у человеческих детенышей, в отличие от всех других животных, самое протяженное детство. Причем его продолжительность увеличивается  по мере развития цивилизации. Зависимость  ребенка от родителей в современном  обществе длится до 15-18 лет. В этот период он нуждается в материальной и  социальной поддержке взрослых. Подготовка к взрослой жизни происходит полноценно только в семье, поскольку она  включает в себя не только обучение, тpениpовку, усвоение знаний, но также присвоение имени, прав наследования имущества или собственности, социального статуса и положения в обществе, отождествление с определенной линией родства, т. е. генеалогию. Именно семья обеспечивает молодому человеку признанную законом адpесность - социальную "прописку" в данном обществе [9].

Формы семьи ваpьиpуются от общества к обществу, от эпохи к эпохе. Культурные нормы, помимо всего прочего, предписывают количество супругов, которое может иметь один человек, правила выбора брачных паpтнеpов, pоль главы семейства, права и обязанности родственников, место поселения и генеалогию [10].

К наиважнейшим функциям семьи  и брака относятся следующие:

1) воспроизводство населения  – физическое и духовно-нравственное  воспроизводство человека в семье;

2) воспитательная функция  – социализация молодого поколения,  поддержания культурного воспроизводства общества;

3) хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

4) экономическая – получение  материальных средств одних членов  семьи для других, экономическая  поддержка несовершеннолетних и  нетрудоспособных членов общества;

Информация о работе Семья как малая социальная группа или как институт социализации