Семья – как субъект педагогического взаимодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 23:22, реферат

Описание работы

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Работа содержит 1 файл

психо.doc

— 48.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

Реферат 

Семья – как субъект педагогического взаимодействия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские  годы приобретает в семье, он сохраняет  в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

      Семья может выступать в качестве как  положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное  воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье   людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

     Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных  матерей часто вырастают тревожные  дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

     В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.  
 
 
 

     Семья – как субъект  педагогического  взаимодействия 

     Здоровая  семья полностью связана с  множеством иных коллективов: трудовыми, школой, детским садом, институтом, различными обществами, другими семьями. Чем шире и глубже связи семьи с другими коллективами, тем содержательнее, богаче и интереснее ее жизнь, тем крепче сама семья и прочнее ее положение в системе общественных отношений.

     Дети  в ходе жизни познают семью  как важную ячейку общества, основанную на любви. Семья формируется как дружный коллектив, живущий богатой духовной жизнью, организующий быт, удовольствие разумных потребностей. Общественность осознается благодаря взаимодействию семьи с различными общественными организациями. Семья играет назначающую роль в формировании потребностей и мотивов деятельности ребенка.

     Педагогически грамотная организация жизни  в семье формирует у ребенка  полезные потребности:

  • в самой семье, заботе о близких людях, любви к ним;
  • в духовном общении и совместном переживании;
  • в разумном потреблении материальных благ;
  • в самовоспитании и самосовершенствовании;
  • в прямодушии, честности, откровенности, правдивости;
  • в исполнении по убеждению, привычке и чувству долга любого бытового труда.

   Первоначально семья, а затем совместно школа и семья составляют содержательно-организационное ядро целостного воспитательного процесса. Вокруг и внутри этого ядра концентрируются все другие воспитательные силы, образующие во взаимодействии целостность. От семьи зависит формирование основ личности, ее отношение к жизни. В свою очередь, коэффициент полезного действия семейного воспитания зависит во многом от связи родителей со школой.

   Взаимодействие  семьи, школы, общественности есть живой  процесс организации всей жизни  ребенка. Семье свойственно естественное самоуправление, которое предполагает распределение функций всеми ее членами, ответственное их осуществление.

   В семье создается неформальное мнение по самым острым и животрепещущим вопросам общественной жизни. Семья  — социальный микромир, отображающий всю совокупность общественных отношений к труду, событиям внутренней и международной жизни, культуре, друг к другу, порядку в доме, семейному бюджету и хозяйству, соседям и друзьям, природе и животным.

   Все это — главная питательная  среда, в которой дети живут и которую отражают в себе. Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются связанные между собой сферы:

  • долга;
  • любви;
  • интереса.

   Отсутствие  активной содержательности в сферах лишает семью позитивного влияния  на ребенка. Излишний интерес к одной из сфер в ущерб другим искажает воспитательный процесс. Если все семейные отношения приводятся лишь к осуществлению обязанностей, то ребенок испытывает нехватку любви и ласки. Слепая и всепоглощающая любовь, проявляющаяся в потакании капризам, приводит к развитию эгоистических черт личности. Гармоничное взаимодействие всех сфер делает процесс воспитания в семье значительным и целостным.

   Рассмотрим  больше подробно каждую из сфер, их воспитательные возможности, содержание и механизм действия.  
 

   Долг

   Содержанием сферы долга является ответственность  родителей и ребенка за нормальное функционирование семьи. Конституционным  долгом является забота родителей о  воспитании ребенка и забота ребенка  о родителях. Долг призывает к  выполнению всех бытовых, трудовых дел, к овладению художественной культурой, к здоровому отдыху и трезвой жизни. Привычное, нравственное сознание ребенка и родителей в духе долга и ответственности складывается в современной бытовой деятельности на основе взаимной требовательности и уважения.

   Активное  общение в сфере долга обеспечивается обсуждением предстоящих заданий, взаимопомощью и взаимопроверкой  качества порученного дела и т.п. Чувство долга, воспитанное в  семье, легко переносится ребенком в другие сферы жизни. В сфере  долга средствами семьи воплощаться в жизнь начальное гражданское, духовное, трудовое, нравственно-волевое воспитание. 

   Интерес

   Сфера долга тесно переплетается со сферой интереса. Общий семейный интерес  связывает и сплачивает родителей  и ребенка в дружный коллектив на основе совместной увлекательной деятельности. Интерес следует уже активно вводить в сферу долга.

   Ребенок, участвуя в различных игровых  ситуациях, с интересом относится  к выполнению домашних заданий. Выполнение долга и обязанностей в этом случае основывается у него не только на волевых усилиях, в том числе и ассоциируется с приятными эмоциями и переживаниями. Главное заключается в том, чтобы увлекательность, рожденная чистым интересом, сливалась у ребенка с чувством ответственности и долга. Свободный интерес выражается у членов семьи друг к другу, к делам каждого на производстве, в школе, общественных организациях, к внутреннему состоянию. С этим непосредственным интересом к делам и жизни близкого человека тесно связан интерес членов семьи к коллективной жизни и труду.

   Духовному общению членов семьи способствуют совместно прочитанная и обсуждаемая  книга, просмотренный кинофильм, телепередача, посещение экспозиции музеев и выставок. Укреплению воспитательных функций  способствуют совместные занятия физкультурой и спортом. Скрепляет семью и совместный интерес к активному отдыху: к труду на садово-огородном участке, к туристическим походам, длительным прогулкам в лесу, катанию на коньках, лыжах, велосипеде, в том числе играм в бадминтон, волейбол.  

   Любовь

   Сферы долга и интереса не смогут существовать вне отношений внутрисемейной любви, которая придает всей жизни в  семье особый, своеобразный колорит, формирует в ребенке тонкие человеческие чувства. Если в семье преобладает  слепая и бездумная, бездуховная  любовь, то на ее почве вырастает групповой эгоизм. Обыкновенная родственная любовь развивает в ребенке любовь к людям. Родственная любовь проявляется как обостренное эмоционально окрашенное, уважительное и заботливое отношение членов семьи друг к другу.

   Она активно активизирует внутрисемейное общение и деятельность, направленную на облегчение и исправление жизни близких. Родители и дети стремятся не к личному удовольствию, а к доставлению блага любимому, если надо — ценой самопожертвования. Это рождает и закрепляет подлинную, высшую человеческую любовь в душе ребенка. Родственную любовь способны пробуждать в детях лишь те родители, бабушки и дедушки, которые глубоко и искренне любят друг друга.

   Любовь  воспитывается только в атмосфере  любви, которая органично впитывается ребенком и направляет его эмоционально-волевые отношения к жизни. Родственники в семье проявляют любовь самоотверженной помощью, заботой и душевной тревогой за близкого человека. Активная инициативная любовь к людям выражается у ребенка чувством ответственности за другого человека и все живое, чувством долга перед миром и самим собой.

   Подлинный гуманизм, ответственная и деятельная любовь родителей к детям предполагает проявление ими справедливости и  требовательности, предоставление ребенку  самостоятельности и условий для самоутверждения. Демократизм и гуманизм развивают в детях те родители, которые сами проявляют душевную чуткость и отзывчивость к людям. Гуманизм, как и родственная любовь, питается той атмосферой, которую творят родители в семье. Так что, развитие всех основных сфер жизни семьи в их органическом взаимопроникновении и взаимодействии позволяет больше продуктивно реализовать ее воспитательную функцию. 

   Задачи  воспитания в семье

   1. Формирование основ характера ребенка, его исходных нравственных установок;

   2. Закладывание основ трудолюбия, стремления к общественно полезной деятельности, к порядку и дисциплине, соблюдению норм жизни общества;

   3. Семья осуществляет нравственно-эстетическую подготовку к семейным отношениям, формирует чувства любви, доброжелательности, глубокого уважения к отцу и матери, сестрам и братьям, вооружает умениями и навыками организации быта, семейного досуга, ведения семейного хозяйства;

   4. Создание условий для физического, нравственного, умственного, трудового, эстетического становления детей в процессе повседневной деятельности и общения. 

   Об  успешности воспитания ребенка в  семье свидетельствует не только хорошая успеваемость, но и степень проявления учащимися трудолюбия, творческого подхода к делу, здоровых интересов, общественной активности, физической закалки, развитого художественно-эстетического вкуса, дисциплинированности и силы воли. Важным показателем успешности семейного воспитания является кроме этого отсутствие в детях жадности, зависти, стремления к наживе, меркантильности.

   Таким образом, семейное воспитание, являясь ключевым компонентом системы воспитательных воздействий на личность ребенка, во многом определяет характер его отношения к общественно полезной деятельности, дисциплине и саморазвитию, процессу обучения.

Информация о работе Семья – как субъект педагогического взаимодействия