Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 13:44, контрольная работа
Вся семейная жизнь изначально строится на распределении обязанностей, и чрезвычайно важно решить вопрос об оптимальном разделении их между супругами. Причем распределять домашние обязанности следует в соответствии с желаниями и возможностями каждого супруга, чтобы выполнение их не превратилось в тяжелое бремя.
Однако не следует забывать и о том, что современная семья не всегда следует традиционным правилам и нормам, и практика в каждой паре всегда индивидуальна. Здесь имеет значение, какие образцы семейного уклада, распределения обязанностей вынесли супруги из родительского дома, что они наблюдают в знакомых семьях. Нередко выработка собственного семейного уклада и распределения семейных обязанностей становится долгим и сложным процессом.
Семейные роли, их распределение
Вся семейная жизнь изначально
строится на распределении обязанностей,
и чрезвычайно важно решить вопрос
об оптимальном разделении их между
супругами. Причем распределять домашние
обязанности следует в
Однако не следует забывать и о том, что современная семья не всегда следует традиционным правилам и нормам, и практика в каждой паре всегда индивидуальна. Здесь имеет значение, какие образцы семейного уклада, распределения обязанностей вынесли супруги из родительского дома, что они наблюдают в знакомых семьях. Нередко выработка собственного семейного уклада и распределения семейных обязанностей становится долгим и сложным процессом. Вместе с тем только от самих супругов зависит согласованность представлений о функционально-ролевом назначении и обязанностях каждого из них. При этом не лишним для них будет знание того, какие классификации семейных ролей предлагаются отечественными и зарубежными специалистами в области психологии семьи и семейных отношений.
В частности, С. В. Ковалев выделяет систему семейных ролей в соответствии с важнейшими функциями семьи и считает, что функционально-ролевая согласованность супругов является основой стабильности и благополучия в воспитании. В число таких ролей он включает следующие:
Многочисленные исследования, опыт в области воспитания приемных детей, накопленный и в нашей стране и за рубежом, показывает, успешность воспитания определяется такими факторами, как:
Существует ряд исследований, свидетельствующих, что на формирование личности ребенка значительное влияние оказывают личностные качества родителей. Такое влияние может быть как положительным, так и отрицательным.
Наличие у родителей, таких качеств, как сензитивность и гиперсоциализация, по мнению А. Захарова, приводит к развитию у ребенка невроза.
Под сензитивностью
понимается повышенная
под гиперсоциализацией - заостренное чувство долга, обязательность, трудность компромиссов.
Благополучно ребенок развивается у родителей, обладающих такими качествами как эмпатичность, открытость, эмоциональность, коммуникативность, альтруистичность, уравновешенность, гибкость, уверенность в своих силах, адекватная самооценка, способность к развитию и изменению.
Эмпатичность – способность
к сопереживанию, позволяет родителю
правильно оценивать
Открытость родителя в общении с ребенком формирует между ними неформальные доверительные отношения.
Эмоциональность родителя позволяет ребенку научиться понимать, различать и выражать свои чувства, научаясь этому у родителя.
Коммуникативность обеспечивает удовлетворяющую родителя и ребенка межличностную связь.
Альтруистичность - качество,
благодаря которому родитель считает
потребности ребенка более
Уравновешенность есть способность контролировать свои чувства и являться предсказуемым для ребенка.
Гибкость позволяет находить решения, адекватные текущей ситуации.
Адекватная самооценка и уверенность
в своих силах исключают
Способность к развитию и изменению может являться гарантом адекватности родителя в более поздних возрастах.
Воспитательные установки родителей
Воспитательная установка родителя - это комплексная суммарная оценочная реакция родителя, включающая в себя эмоциональное отношение к ребенку, представление о нем и сложившуюся систему воспитательных воздействий (контроль, наказания, поощрения, степень открытости в отношениях с ребенком).
Под эмоциональным отношением обычно понимают степень принятия/отвержения ребенка. Существуют данные, показывающие, что если люди в окружении ребенка его не любят, не принимают его индивидуальности, являются чересчур требовательными, непостоянными или равнодушными, то у ребенка возникает ощущение глубинной небезопасности и смутного беспокойства – так называемая, «базальная тревожность». Базальная тревожность мешает ребенку устанавливать спонтанные отношения и принуждает его искать способы взаимодействия с другими, которые облегчат его тревожность. Такими способами могут выступать уступчивость, агрессивность или равнодушие. Попытка решения первых невротических конфликтов оказывает определяющее влияние на дальнейшее течение невротического развития. Это касается не только отношений к другим, но и влечет за собой определенные изменения личности в целом.
Важнейшей составляющей воспитательной установки родителя является его представление о ребенке. Представление о ребенке может быть адекватным и неадекватным. Адекватное – наиболее близкая к объективной оценка психических и характерологических особенностей ребенка. В случае усыновления – ребенка, воспитывающегося в интернатном учреждении. Неадекватное представление о ребенке подразделяется на приписывание ребенку «слабости» (болезненности), «плохости» (аморальности), и инвалидизацию – принудительное обесценивание всего, что может предлагать ребенок.
В систему воспитательных воздействий родителя, как мы уже указывали, входят: контроль, наказания, поощрения, степень открытости в отношениях с ребенком.
Контроль – это способ, с помощью которого происходит управление конкретным действием, поступком, поведением. Родительский контроль обычно располагают в границах от предоставления ребенку полной автономии до абсолютного подчинения воле родителей. Выделяют ограничивающий и авторитарный способы контроля. При ограничивающем способе родители запрещают ребенку делать то, что он хочет; при авторитарном способе контроля ребенок неукоснительно должен выполнять установленные родителем правила, нормы и требования.
У детей, контроль за которыми осуществляется авторитарно, обнаруживается отсутствие эмпатии, низкая самооценка, слабые внутренние моральные стандарты, ориентация на внешние требования и наказания, трудности во взаимоотношениях с ровесниками, отсутствие независимости, средний уровень социальной ответственности. Жесткий контроль часто вызывает агрессивность ребенка. Дети, воспитанные в семьях, в которых много четких правил, запретов, ограничений, менее энергичны в поведении, излишне ориентированы на социальные нормы, подавлены, конформны, стыдливы, социально непредприимчивы.
Контроль непосредственно связан с действиями родителей по поддержанию дисциплины ребенка, в качестве которых обычно выступают поощрения и наказания. Среди наказаний выделяют: 1) основанные на силе, 2) эмоциональные наказания, 3) объясняющие наказания. Наказаниями, которые не влекут нежелательных последствий для формирования личности ребенка, являются только объясняющие.
Поощрение является более действенным воспитательным воздействием, чем наказание. Вместе с тем, «захваливание» ребенка, как и отсутствие поощрения, негативно сказывается на его личностном формировании. В качестве форм поощрения выделяют похвалу за усилие, награждение делом, поощрение путем расширения прав ребенка, выражение благодарности, выражение нежного отношения.
Важным фактором, оказывающим влияние на формирование личности ребенка, являются отношения, существующие между родителями и детьми, которые могут носить открытый (личностный) и закрытый (ролевой) характер. Личностный характер общения предполагает эмоциональную и личностную раскрытость, доверительность, искренность выражения чувств и состояний. Ролевой характер общения характеризуется закрытостью родителей, подчеркиванием ими зависимого положения ребенка. Патогенным для развития ребенка является ролевой характер общения.
Воспитательные установки
В психологических исследованиях выделяются типы воспитания, неблагоприятные для эмоционального и личностного развития ребенка: отвержение, гипоопека, гиперопека, сверхтребовательность, симбиоз, диктат и др. Среди эмоциональных черт, развивающихся у детей при таких типах воспитания, отмечают агрессивность, аутоагрессивность, отсутствие способности к эмоциональному спокойствию, тревожность, мнительность, чувство неполноценности, эмоциональную неустойчивость в общении с людьми.