Семейные конфликты: виды, источники, следствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 19:29, реферат

Описание работы

Cемья — древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т. е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного, взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы.
Kонфликт — это распространенная черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, а потому должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческой жизни. Конфликт может быть принят как одна из форм нормального человеческого взаимодействия. Он не всегда и не везде приводит к разрушению; это один из главных процессов, служащих сохранению целого.

Содержание

Введение…………………………………………………………………2
1. Специфика супружеского конфликта………………………………3
2. Причины супружеских конфликтов…………………………………7
3. Типичные межличностные конфликты у супругов………………12
3.1 Конфликты во взаимодействии родителей и детей…………15
4. Разрешение конфликтов между супругами………………………..19
4.1 Предупреждение супружеских конфликтов…………………20
4.2 Психотравмирующие последствия……………………………21
Заключение………………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………….23

Работа содержит 1 файл

Супружеские конфликты.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

     Дисгармония семьи — это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.  

     2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:

  • разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
  • противоречивость, непоследовательность, неадекватность;
  • опека и запреты во многих сферах жизни детей;
  • повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.

     3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Выделяют следующие возрастные кризисы детей:

  • кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);
  • кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);        
  • кризис б—7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);
  • кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту — 12—14 лет);
  • подростковый кризис 15-17 лет (Д. Эльконин).

     4. Личностный фактор. Среду личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.

     Выделяют  следующий типы отношений родителей  и детей:

     • оптимальный тип отношений родителей и детей;

     • потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями;

     • скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);

     • скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;

     • поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;

     • поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;

     • родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними (противоречия не замечались родителями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение— С. Годник).

     Наиболее  часто конфликты у родителей  возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания);  конфликт  неуважения  прав  на  самостоятельность (тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

     Обычно  ребёнок на притязания и конфликтные  действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

  • реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);
  • реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);
  • реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий). Исходя из этого основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:

     1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.

     2. Oрганизация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.

     3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.

     4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям. По мнению психологов (Д. Лешли, А. Рояк, Т. Юферова, С. Якобсон), конструктивному поведению родителей в конфликтах с маленькими детьми может способствовать следующее:

  • всегда помнить об индивидуальности ребенка;
  • учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;
  • стараться понять требования маленького ребенка;
  • помнить, что для перемен нужно время;
  • противоречия воспринимать как факторы нормального развития;
  • проявлять постоянство по отношению к ребенку;
  • чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;
  • одобрять разные варианты конструктивного поведения;
  • совместно искать выход путем перемены в ситуации;
  • уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»;
  • ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость;
  • дать ребенку возможности прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков;         логически разъяснять возможности негативных последствий;
  • расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;
  • использовать положительный пример других детей и родителей;
  • учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.
 
 
 
 
 
  1. Разрешение  конфликтов между  супругами

     Конструктивность  разрешения супружеских конфликтов, как никаких других, зависит в первую очередь от умения супругов понимать, прощать и уступать.

     Одно  из условий завершения конфликта  любящих супругов — не добиваться победы. Победу за счет поражения любимого человека трудно назвать достижением. Важно уважать другого, какая бы вина ни лежала на нем. Нужно быть способным честно спросить у самого себя (и главное, честно ответить себе), что же тебя на самом деле волнует. При аргументации своей позиции стараться не проявлять неуместный максимализм и категоричность. Лучше самим придти к взаимопониманию и не втягивать в свои конфликты других — родителей, детей, друзей, соседей и знакомых. Только от самих супругов зависит благополучие семьи.

     Отдельно  стоит остановиться на таком радикальном  способе разрешения супружеских  конфликтов, как развод . По мнению психологов, ему предшествует процесс, состоящий из трех стадий: а) эмоциональный развод, выражающийся в отчуждении, безразличии супругов друг к другу, утрате доверия и любви; б) физический развод, приводящий к раздельному проживанию; в) юридический развод, требующий правового оформления прекращения брака.

     Mногим развод приносит избавление от враждебности, неприязни, обмана и того, что омрачало жизнь. Конечно, он имеет и негативные последствия. Они различны для разводящихся, детей и общества. Наиболее уязвима при разводе женщина, у которой обычно остаются дети. Она больше, чем мужчина, подвержена нервно-психическим расстройствам.

     Негативные  последствия развода для детей  гораздо значительнее по сравнению с последствиями для супругов. Ребенок теряет одного (подчас любимого) родителя, ибо во многих случаях матери препятствуют отцам встречаться с детьми. Ребенок часто испытывает давление сверстников по поводу отсутствия у него одного из родителей, что сказывается на его нервно-психическом состоянии. Развод ведет к тому, что общество получает неполную семью, увеличивается число подростков с отклоняющимся поведением, растет преступность. Это создает для общества дополнительные трудности. 
 

     4.1. Предупреждение супружеских  конфликтов

     Разработано много рекомендаций по нормализации супружеских взаимоотношений, предупреждению перерастания спорных ситуаций в конфликты (В. Владин, Д. Капустин, И. Дорно, А. Егидес, В. Левкович, Ю. Рюриков). Большинство из них сводится к следующему:

     Уважай  себя, а тем более другого. Помни, что он (она) самый близкий для тебя человек, отец (мать) твоих детей.

     Старайся  не копить ошибки, обиды и «грехи», а сразу реагируй на них.      Это исключит накопление отрицательных  эмоций.

     Исключи сексуальные упреки, так как они  не забываются.

     Не  делайте замечаний друг другу  в присутствии других (детей, знакомых, гостей и т.д.).

     Не  преувеличивай собственные способности  и достоинства, не считай себя всегда и во всем правым.

     Больше  доверяй и ревность своди к  минимуму. Будь внимательным, умей слушать и слышать супруга.

     Заботься  о своей физической привлекательности, работай над своими недостатками.

     Hикогда не обобщай даже явные недостатки супруга, веди разговор только о конкретном поведении в конкретной ситуации.

     Относись  к увлечениям супруга с интересом  и уважением. В семейной жизни  иногда лучше не знать правду, чем во что бы то ни стало пытаться установить истину. Старайтесь находить время для того, чтобы хотя бы иногда отдохнуть друг от друга. Это поможет снять эмоционально-психологическую перенасыщенность общением. 
 

     4.2. Последствия семейных конфликтов

     Конфликты в семье могут создавать психотравмирующую  обстановку для супругов, их детей, родителей, в результате чего они приобретают ряд отрицательных свойств личности. В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт общения, теряется вера в возможность существования дружеских и нежных взаимоотношений между людьми, накапливаются отрицательные эмоции, появляются психотравмы. Психотравмы чаще проявляются в виде переживаний, которые в силу выраженности, длительности или повторяемости сильно воздействуют на личность. Выделяют такие психотравмирующие переживания, как состояние полной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение и состояние вины.

     Состояние полной семейной неудовлетворенности  возникает в результате конфликтных ситуаций, в которых проявляется заметное расхождение между ожиданиями индивида по отношению к семье и ее действительной жизнью. Выражается в скуке, бесцветности жизни, отсутствии радости, ностальгических воспоминаниях о времени до брака, жалобах окружающим на трудности семейной жизни. Накапливаясь от конфликта к конфликту, такая неудовлетворенность выражается в эмоциональных взрывах и истериках.

     Cемейная тревога чаще проявляется после крупного семейного конфликта. Признаками тревоги являются сомнения, страхи, опасения, касающиеся прежде всего действий других членов семьи.

     Нервно-психическое  напряжение — одно из основных психотравмирующих переживаний. Оно возникает в результате:

     • создания для супруга ситуаций постоянного психологического давления, трудного или даже безвыходного положения;

     • создания для супруга препятствий для проявления важных для него чувств, удовлетворения потребностей;

Информация о работе Семейные конфликты: виды, источники, следствия