Семейное воспитание

Автор: i********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир.

Содержание

Введение

Глава 1. Роль семьи в формировании личности ребёнка
Понятие семьи, семья как микросоциум
Типы семьи ( полная- неполная, благополучная- неблагополучная)
В чём проявляется роль семьи в социализации личности ребёнка
Основные задачи семьи (создание условий для роста ребёнка, передового опыта создания и сохранения семьи, обучение необходимым умениям и навыкам, обеспечение защиты ребёнка, воспитание у ребёнка ценностного отношения к себе и другим людям)

Глава 2. Условия успешного семейного воспитания

2.1 Основные условия успешного воспитания ребёнка в семье

2.2 Роль авторитета родителей в воспитании

2.3 Виды ложного авторитета родителей

2.4 Требования к организации взаимодействия педагога с родителями

Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

психология курсовая, семейное воспитание.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

     Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы  решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе.  

 

      Заключение 

     Семья – это самая важная среда формирования личности и институт воспитания. Семья отвечает за население в целом и за своих детей в частности. Существуют, конечно, и еще факторы влияющие на развитие и становление личности – это и среда обитания, и среда обучения и даже среда отдыха. Но семья несет главенствующую в этом функцию. «Все хорошее и все плохое человек получает из семьи!» - известная педагогическая мудрость.

     Семья приобщает детей к социуму, к  жизненным ценностям. Знакомит с  окружающей средой и людьми. Так  же приобщает индивидуума к труду, приобщая тем самым к будущей общественной жизнедеятельности. И, наконец, прививает духовные ценности, в которые входят – вера, правила поведения человека в обществе, уважение к окружающим его людям и т.п. Но воспитательный процесс происходит не только тогда, когда родитель (воспитатель) разговаривает с ребенком, объясняет ему что-либо, поучает его, отнюдь нет. Воспитательный процесс происходит каждую секунду, каждый момент вашего с ребенком совместного времяпровождения. Всегда вспоминайте слова Макаренко «Ваше собственное поведение – для ребенка самая решающая вещь». Ребенок – это чистый лист бумаги, готовый к заполнению. Ребенок ежесекундно смотрит на вас, впитывает в себя ту информацию, которую вы даете своим поведением. Важно все – ваша речь, манеры, ваш стиль в одежде, способы общения с незнакомыми людьми, с друзьями, врагами, и конечно их наличие вообще. Как вы сидите, смеетесь, как качаете ногой, как отзываетесь от том, или другом человеке, выражение при этом вашего лица – все это и многое другое очень важно и значимо для вашего ребенка. Дети, словно губки - воду , впитывают в себя всю информацию вашего поведения.

     По  мимо всего прочего, ребенок очень  чувствителен к вашему настроению, не смотря на свой маленький возраст. Он очень наблюдателен, и любую, маломальскую перемену в вашем поведении, настроении, тоне, ребенок, чувствует с полной силой.

     Любое ваше недостойное поведение отразится  на воспитании ребенка – распитие спиртных напитков при нем, курение, не цензурная брань, драки и оскорбления  и подобные вещи – все воспринимается малышом и формирует его мировоззрение.

     Если  в ваших отношения с супругом (супругой) не будет доверия, теплоты, любви, гармонии, души, спокойствия, то и ребенку не чего будет взять  и вынести из своей школы семейной жизни. Если в ваших отношениях с ребенком не будет того же самого, то не удивляйтесь, что в вашей семье вырос трудный ребенок.

     Жизнь ребенка в большинстве своем  происходит в семье. Семья – это  естественная среда воспитательного  процесса. Семья – это его первая культурная и образовательная ниша. Она информирует ребенка о том ,что происходит за ее границей, учит позиционировать себя, как личность, развивает духовные творческие и даже профессиональные возможности, способности и навыки. Не менее важную роль играет и среда обитания – гигиенические условия, питание, интерьер, домашняя библиотека –способствует не только развитию и воспитанию ребенка, но и положительно или отрицательно воздействуют на его психику. Например – если убрать все острые, колющие, режущие, мелкие и другие не желательные для малыша предметы, тем самым создав безопасность в его передвижении, вы исключаете из вашего общения – крики, одергивания, шлепки, порицания и пр. негатив – тем самым не сковываете активность ребенка, не зажимаете его, не делаете нерешительным, а воспитываете свободную и спокойную личность.

     Вся жизнь в семье – это образовательный  процесс для ребенка и педагогический для родителя. Учите своим примером! Важны любые ситуации – как  вы го кормите, как вы его укладываете  спать, как вы его будете, как провожаете в детский садик, школу, как расстаетесь с ним, как встречаетесь, что при этом рассказываете друг другу.

     Как проводите время дома. Так же не менее важен и словесный контакт общайтесь с ребенком с пеленок, рассказывайте ему об окружающем мире, о нем самом, о себе, о пространстве вокруг него. Наши пра-пра-пра-пра…бабушки пели повествовательные песни, без рифмы, где просто перечислялось кто и что делает, кто за что отвечает, что происходит в данный момент, именно для знакомства малыша с миром, с социумом и т.д. когда ребенок подрастет, не ленитесь спрашивать у него о каждой минуте его времяпровождения без вас как он провел его в детском саду, школе.

     Как и что кушал, как спал, что делал, как себя вел. Кто и что ему  сказал и многое другое. Ребенок  с радостью поддержит разговор с  вами. И будет рассказывать вам целые истории о том как они нашли Божью коровку и как отпустили ее на небо, о том, как пролил на себя компот, а сосед его смеялся….

     Семья первая, кто приобщает ребенка  к разным видам деятельности –  познавательной предметной, игровой, творческой, образовательной, коммуникативной. Семья поддерживает ребенка, стимулирует и развивает в нем все то что находится зачаточном состоянии, организовывает его.

     Самое главное в этом – не забывайте  поощрять своего малыша, хвалить, даже награждать за то или иное действие, поступок.

     Старайтесь  как можно меньше ругать его, тем  более не делайте это публично. Так же не рекомендуется ругать и  наказывать ребенка когда – 

     1. Болен.

     2. Перед и после сна (или во  время, когда ребенок просыпается  и никак не хочет укладываться снова).

     3. Когда ребенок кушает. Вместе с приемом пищи ребенок поглощает и все происходящее. т.е. негативная информация поступает напрямую и впитывается, что не очень хорошо сказывается на нежной психике.

     4. Когда ребенок чем-то очень занят.

     5. Когда у вас у самих слишком  плохое настроение.

     6. Когда ребенок по возрасту не справляется с поставленной задачей.

     Никогда нельзя забывать о том , что семья -первая и самая важная школа, основа основ, для маленького, но уже - человека. 

 

      Литература 

1. Социология семьи под ред. А. И. Антонова. М., 2005.

2. Герасимова И. А. Структура семьи. М., 1974.

3. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. М., « Просвещение», 1988

4. Макаренко А.С. О воспитании. М., Полит.литер., 1988

5. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. М., « Просвещение», 1988

6. Чередов  И.М. О работе с родителями  учащихся . Омск-1975

7. Подласый  И.П. Педагогика: Учеб. Для студентов высших пед. учебн. завед.- М.: «Просвещение»:Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1996

8. Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия « Учебники, учебные пособия.»-Р.-на-Д.: «Феникс», 2000

9. Баранов С.П. и др. Педагогика: Учеб. Пособие для пед. уч-щ.- М.: « Просвещение», 1987

10. Андреева  Г.М. 1980

11. Макаренко  А.С. Лекции о воспитании детей.  Пед. соч.8т.М.1984

Информация о работе Семейное воспитание