Семейная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:13, доклад

Описание работы

СЕМЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – раздел современной психологии, изучающий развитие человека в семейном окружении, психологические особенности внутрисемейных взаимоотношений, психологические механизмы адаптации семьи в социуме.

Работа содержит 1 файл

СЕМЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (2).docx

— 23.80 Кб (Скачать)

СЕМЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

СЕМЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – раздел современной психологии, изучающий развитие человека в семейном окружении, психологические особенности внутрисемейных взаимоотношений, психологические механизмы адаптации семьи в социуме.

Семейная психология, основывается на данных исследований в социологии семьи, различных отраслей психологического знания, семейной психотерапии, психологического консультирования, психопрофилактической  и социальной работе с семьями.

Дает психологическую  характеристику здоровой семьи и  семейной патологии, а также способствует практическому применению этого  знания в ходе психологической помощи семьям, выступая в качестве научно-психологической  основы для последней. Данные, которыми располагает психология семьи, являются основанием для формирования различного рода социальных и психологических программ, направленных на помощь семье. Они также служат источником разработки научных принципов подготовки специалистов, работающих с семьей, коррекции внутрисемейных взаимоотношений.

Предмет семейной психологии – специфика психологического подхода к изучению семьи как  системы межличностных взаимодействий, ее структуры (половозрастной и ролевой) и функций (защита индивида от манипулятивных воздействий общества и приспособление его к жизни в этом обществе).

Семейная система  психологически характеризуется такими свойствами как целостность, повторяющиеся  образцы взаимоотношений, функционирование и развитие по собственной логике, независимо от окружающих условий. Внутрисемейные межличностные взаимодействия способствуют как ассимиляции культурных схем общества в структуру личности, так  и приспособлению внутреннего мира индивида к культурным схемам общества (что, однако, не всегда содействует  преодолению разъединенности разных сторон личностного бытия, но иногда усугубляет эту разорванность). Иногда происходит образование личностных комплексов, различного рода психологических  проблем, кризисов и конфликтов.

Психологически  помочь семье – значит способствовать тому, чтобы внутрисемейные взаимоотношения  были отрегулированы в позитивную сторону, а это значит – чтобы семья  помогала каждому ее члену эффективно развиваться. Негативному в семье необходимо противопоставить позитивное в ней, как в содержательно-процессуальном, так и в ценностно-культурном контекстах. Изучение психологических особенностей дисфункциональной и здоровой семьи – ключевой вопрос психологии внутрисемейных отношений.

По данным современных  семейно-психологических исследований, дисфункциональные семьи имеют следующие характеристики: существование любых проблем в семье отрицается, испытывается недостаток в степени интимности, чувство стыда используются для мотивации индивидуального поведения, семейные роли являются жесткими, индивидуальная идентичность приносится в жертву семейной идентичности, а индивидуальные потребности – потребностям семьи в целом. Семейные мифы в дисфункциональной семье не соответствуют реальности, а юмор, нежная забота, оптимизм являются редкостью. Конфликты здесь закрыты, имеет место хроническая неприязнь одних членов семьи к другим. Дисфункциональность семейной системы приводит ко многим психологическим симптомам и негативным социальным явлениям – таких как алкоголизмнаркомания, насилие, детские кражи, и т.д.

Функциональная (здоровая) семья – это «система в движении», процесс непрерывного изменения, эволюции, становления. Семейные правила здесь открыты и служат позитивными ориентирами для роста. Допускается смена одних внутрисемейных треугольников и коалиций другими без возникновения при этом у членов семьи чувства ревности или ненадежности, что жизненно необходимо для установления личностно-социальных границ. Друзья членов семьи, соседи свободно входят во внутрисемейное пространство без страха быть отвергнутыми и с удовольствием принимаются в нем. Обычно в семейную систему включают три или даже четыре поколения семьи. При этом старшее поколение может общаться с младшим без того, чтобы прятаться за безличностное требование сохранять дистанцию – «уважать». Здоровая семья – это место открытого проявления близости, любви, так же как и ссор, и даже ненависти. Все свободны принимать участие в интенсивных межличностных взаимоотношениях, на основе любых человеческих чувств.

Образцы поведения, которые обычно считают патологическими  и рассматривают в качестве показателей  нездоровой семьи, могут быть обнаружены и в каждой «нормальной» семье  – действительно существенные различия лежат в интенсивности, степени  ригидности (способности к изменению) негативных признаков и проблем, а не в самом их существовании. Семьи, мир которых наполнен различного рода фобиями по поводу «ненормальности», старающиеся избежать всех патологий, обычно становятся жертвами этой ригидности.

Четкая дистанция  между поколениями – один из основных компонентов в структуре хорошо функционирующей семьи (ее не следует  путать с негибкими внутрисемейными  иерархическими структурами). Ясно, что  родители и дети не равны между  собой с точки зрения таких  понятий как «власть» и «ответственность». Взаимно солидарные родители представляют собой как бы позвоночный столб  семьи, обеспечивающий ощущение безопасности для детей. Однако здоровая семья  основывается не на доминировании родителей  над детьми, а на том, что сила первых обеспечивает безопасность для  вторых. Поскольку эта сила четко  осознается и не подвергается сомнению, родителям нет необходимости всегда открыто проявлять и непрерывно доказывать ее существование как детям, так и самим себе. Они поощряют открытость по отношению к игре, ролевому экспериментированию – творчеству в общении.

Отношения между  супругами – психологический  центр всех внутрисемейных взаимодействий. Брак – это как бы смесь первоначально  отличных друг от друга культур, такое  перемешивание этих культур, которое  создает новую культуру, одновременно похожую и непохожую на породившие ее. Если в семье культурные различия рассматриваются как негативный фактор, от которого необходимо избавиться, то они ведут к внутрисемейным расколам, вызывают у членов семьи разнообразные защитные реакции. Однако, если на различия исходных культур смотрят как на то, что способствует росту каждого члена семьи, то они оказываются ценным фактором внутрисемейной стабильности; на эмоциональном уровне проявляются, в частности, в теплых супружеских взаимоотношениях. Испытывая недостаток в последних, муж и жена обычно встают перед лицом непреодолимых трудностей, когда «на арене» появляются дети и им приходится выполнять родительские обязанности. Утверждение о том, что появление младенца позволит восстановить нарушенные отношения между супругами является опасным заблуждением.

Именно потеря супружеского «мы» делает развод столь  разрушительным и супружескую неверность столь деструктивной (хотя все здоровые браки обычно испытывают десятки  эмоциональных разводов). Развод объявляет  «мы» фикцией, утверждает его несуществующим в юридическом аспекте, но в эмоционально-психологической  плоскости невозможно вернуть обратно  тот эмоциональный вклад, который  вложен в партнера. Можно принять  решение более не жить вместе, но отменить то, что уже произошло  – невозможно.

Вместе с тем  развод негативно отражаются на детях, хотя для современной психологии семьи остается открытым вопрос о  том, какая среда менее комфортна  для ребенка – семья с одним  родителем или с конфликтующими родителями. Исследования показывают, что одинокие родители менее нежны  со своими детьми, уделяют им меньше времени, менее психологически доступны из-за необходимости выполнения других социальных ролей. Это приводит к  тому, что ребенок больше времени  проводит на улице со всеми ее опасностями  – преступлениями, алкоголем, наркотиками, небезопасным сексом.

При рассмотрении влияния развода на самих супругов, описываются такие негативные психологические  явления как реакции горя, обвинения  бывшего партнера, чувство собственной  вины за неудачный брак, чувство  незащищенности перед лицом социальных, экономических и психологических  проблем, социальная изоляция, депрессия и т.д. Все это, в конечном счете, ведет к созданию психологически небезопасной и нестабильной среды, в которой воспитывается ребенок.

Современный кризис супружества связан также с изменением гендерных ролей. Т.Рил вводит понятие «психологический патриархат», под которым имеется ввиду, в отличие от патриархата «социального», иерархическая система взаимоотношений, в которой нет места любви и нежности.

«Психологический  патриархат» проводит строгое разделение между мужественностью и женственностью: первая связывается с силой, логикой, агрессивностью, независимостью, ориентациями на достижение цели, нечувствительностью, а вторая – со слабостью, эмоциональностью, зависимостью, ориентацией не на результат, а на процесс, сверхчувствительностью. Д.Б.Миллер называет «психологический патриархат» моделью взаимоотношений «доминирования» («pover over») в отличие от модели сопричастности («being with»). Эта модель помещает субъекта выше или в сторону от его ближайшего окружения вместо того, чтобы рассматривать его как составную часть этого окружения.

Чувствительность  к другим, способность разделять  чувства близкого человека – этого  сейчас женщины ждут от мужчин, но подобные свойства, по сути дела, не являются частью мира современного мужчины, которому трудно быть нежным и поддерживать достаточный  уровень интимности со своими близкими. Культура воспитывает его как соревнующегося с другими мужчинами и подавляет проявления нежности и заботы. Что значит быть настоящим мужчиной? Заниматься спортом, иметь успех у женщин, уметь дать сдачи, не показывать своих чувств, пить много пива, модно одеваться, много зарабатывать... С детского сада мальчика учат сдерживать свои эмоции (особенно сильные), не показывать, что ему больно, не просить помощи и не заботиться о других самому. Такое сдерживание естественных чувств может оказать травмирующее влияние на развивающуюся личность мальчика, особенно на ее коммуникационные аспекты.

Девочек воспитывают  так, чтобы они ориентировались  на общение (в частности, в традиционных культурах им разрешается показывать свои страдания), мальчиков же воспитывают  так, чтобы они были нацелены на достижения. Согласно Т.Рилу, главный парадокс мужской  жизни заключается в том, что  для того, чтобы он чувствовали  свою самоценность, мужчина должен быть «солдатом, застегнутыми на все пуговицы». В мире мужчин «ты либо победитель, либо проигравший, либо внизу, либо наверху, контролируешь – либо сам под контролем – или самодостаточный мужчина, или баба, девчонка».

Феминистки много  сделали для того, чтобы женщины  почувствовали себя более свободными от их традиционных половых ролей. Что  же касается мужчин, то уже с детства  мальчики стесняются проявлять черты, приписываемые противоположной  половой роли. Гендерные проблемы – хороший пример того, как культура и история общества влияют на психологическую специфику внутрисемейных взаимоотношений. 

Многими исследователями  признается, что российская семья  в советское время была контужена  неадекватным манипулятивным отношением к ней со стороны государства. Ряд отечественных и зарубежных психологов (Вайнер Х., Дружинин В.Н., Орлов А.Б., и др.) рассматривают как негативное для становления новой семьи обстоятельство, что женатые дети остаются жить с родителями из-за плохих жилищных условий. Однако, как показано в одном российско-американском исследовании (Бейкер К., Гиппенрейтер Ю.Б), то, что бабушки и дедушки воспитывают внуков по сложившейся у нас в стране культурно-исторической традиции, может иметь и позитивный эффект. В западных семьях, где отделение новой молодой семьи от родительской рассматривается как строго необходимое условие ее становления, имеет место ослабление контактов между первым и третьим поколением, что затрудняет, а иногда даже прерывает передачу культурного и психологического опыта. А такой опыт, как показывает психологическое изучение семей, переживших, например, сталинские репрессии, порой оказывается для новых поколений ничем не заменимым.

Постсоветская семья, по сравнению с советской в нравственно-психологическом смысле характеризуется тем, что, с одной стороны ориентируется на общечеловеческие ценности, а с другой – на более четко, по сравнению с советским временем, очерченные отечественные духовно-культурные регулятивы.

Не только современное  российское общество, но и мир в  целом сейчас находятся под опасным  воздействием центробежных сил непрекращающейся борьбы за территории, гуманитарную помощь, приоритеты тех или иных культурных прерогатив и т.д. Поэтому так  необходимо приобщение индивидов и  семей к полифонии всечеловеческих  и отечественных культурных ценностей  и традиций, многовекового позитивного  опыта психологической мудрости. Поэтому становящаяся семейная психология, в особенности отечественная, должна стремиться к тому, чтобы, рассматривая индивида как неповторимое, редкостное, самоценное существо, создать образ позитивной семьи, которая защищает индивида на всех этапах его жизненного пути от манипулятивных воздействий той конкретной социальной группы, в которую индивид включен, где борьба за ресурсы часто оказывается важнее самой человеческой жизни.

Проблематика  семейной психологии тесно взаимодействует  с разными отраслями психологии. Клиническая психология рассматривает  внутрисемейные отношения как один из основных факторов в причинах возникновении  психической аномалии. Неразвитость и разрушение эмоциональных отношений  с ближайшим семейным окружением является механизмом развития пограничной  личностной структуры – сложившихся  в патологических условиях ригидных образцов поведения и межличностных  связей.

Информация о работе Семейная психология