Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 18:15, реферат
Семья – неотъемлемая ячейка общества. Ни одна нация, ни одно цивилизованное общество не обходились без семьи. Наше будущее также невозможно представить без семьи. Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества.
Семья играет огромную роль, как в жизни отдельной личности, так и всего общества. В каждом социуме, в соответствии с их нормами и правилами существует понятие семьи, семейных или брачных отношений.
Брак – социально признанное принятие обществом союза двух индивидов, объединившихся для постоянных сексуальных и семейных отношений в качестве мужа и жены.
Введение
Семья – неотъемлемая ячейка общества. Ни одна нация, ни одно цивилизованное общество не обходились без семьи. Наше будущее также невозможно представить без семьи. Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества.
Семья играет огромную роль, как в жизни отдельной личности, так и всего общества. В каждом социуме, в соответствии с их нормами и правилами существует понятие семьи, семейных или брачных отношений.
Брак – социально признанное принятие обществом союза двух индивидов, объединившихся для постоянных сексуальных и семейных отношений в качестве мужа и жены.
Семью создает отношение родители - дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, которые сопровождаются рождением детей.
Общество играет
очень значимую роль в нашей жизни.
Без него наша жизнь невыносима. Можно
сказать, что супружество - это центр тяжести
всей семьи, ее фокус, точка притяжения,
которая либо превращает всю семью в единое
неразрывное целое, либо наоборот, разгоняет
ее членов по орбитам одиночества. И поэтому
значение гармонии супружеских отношений
просто трудно переоценить – для ее личного
счастья, и даже для выполнения ею своих
важнейших функций. Базисом для счастливого
супружества является совместимость супругов
– очень сложная, многокомпонентная и
многоуровневая характеристика.
История развития семьи и брака в обществе
Семья - это малая социальная группа, которая
основана на супружеском союзе и родственных
связях (отношения мужа с женой, родителей
и детей, братьев и сестёр), которые живут
вместе и ведут общее домашнее хозяйство.
Важнейшие характеристики семьи это её
функции, структура и динамика
[ http://psylist.net/family/].
С древности и до наших дней ученые исследуют семью и брак. Еще античные мыслители Платон и Аристотель обосновывали свои взгляды на супружество и семью, критиковали тип семьи своего времени и выдвигали проекты ее преобразования.
Наука обладает обширной и достоверной информацией о характере семейных отношений и истории развития брака. Изменение семьи эволюционировало от промискуитета (беспорядочных половых связей), группового супружества, матриархата и патриархата до моногамии. Семья переходила от низшей формы к высшей по мере того, как общество развивалось.
В истории человечества ученые выделяют три эпохи: дикость, варварство и цивилизацию. Каждая, из которых обладает своими общественными институтами, доминирующими формами отношений между мужчиной и женщиной, свою семью.
Для ранних ступеней общественного развития была характерна беспорядочность половых отношений. С появлением родов возник групповой брак, который регулировал эти отношения. Группы мужчин и женщин жили рядом и состояли в «коммунальном браке» — каждый мужчина считал себя мужем всех женщин. Постепенно сформировалась групповая семья, в которой женщина занимала особое положение. Через гетеризм (гинекократию) — отношения, основанные на высоком положении женщин в обществе, — прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье. Дети находились в женской группе и только повзрослев, переходили в группу к мужчинам. Первоначально доминировала эндогамия — свободные связи внутри рода, затем, в результате возникновения социальных «табу», экзогамия - запрет браков внутри «своих» родов и необходимость вступать в него с членами других общностей. Род состоял из половин, возникающих в ходе соединения двух линейных экзогамных племен, в каждой из которых мужчины и женщины не могли вступать в брак друг с другом, а находили себе пару среди мужчин и женщин другой половины рода. Табу инцеста (запрета на кровосмешение) исследовал Э. Вестермарк. Он доказал, что эта мощная социальная норма укрепляла семью. Появилась кровнородственная семья: брачные группы были разделены по поколениям, половая связь между родителями и детьми была исключена.
Позднее сложилась пуналуальная семья — групповой брак, охватывавший братьев с их женами или группу сестер с их мужьями. В такой семье исключалась половая связь между сестрами и братьями. Родство определялось по материнской линии, отцовство было неизвестно. Такие семьи наблюдал Л.Морган в индейских племенах Северной Америки.
Затем сформировался полигамный брак: многоженство, многомужество. Дикари убивали новорожденных девочек, из-за чего в каждом племени был избыток мужчин, а женщины имели несколько мужей. В этой ситуации, когда родство по отцовской линии определить было невозможно, сложилось материнское право (право на детей оставалось за матерью).
Многоженство возникло из-за значительных потерь мужчин во время войн. Мужчин было мало, и они имели нескольких жен.
Ведущая роль в семье перешла от женщины (матриархат) к мужчине (патриархат). По своей сути патриархат был связан с наследственным правом, т.е. с властью отца, а не мужа. Задача женщины сводилась к рождению детей, наследников отца. От нее требовалось соблюдение супружеской верности, поскольку материнство всегда очевидно, а отцовство — нет.
В кодексе вавилонского царя Хаммурапи за несколько тысячелетий до нашей эры была провозглашена моногамия, но вместе с тем закреплено неравенство мужчин и женщин. Господином в моногамной семье стал мужчина-отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках кровных наследников. Состав семьи значительно ограничивался, от женщины требовалась строжайшая супружеская верность, а прелюбодеяние жестоко каралось. Мужчинам, однако, разрешалось брать наложниц. Подобные законы издавались в древние и средние века во всех странах.
Многие ученые-этнографы отмечали, что всегда как антитеза моногамии существовала проституция. В некоторых обществах была распространена так называемая религиозная проституция: вождь племени, священник или иной представитель власти имел право провести с невестой первую брачную ночь. Господствовало убеждение, что священник, пользуясь правом первой ночи, освящал супружество. Великой честью для молодоженов считалось, если правом первой ночи пользовался сам король.
В
исследованиях, посвященных проблемам
семьи, прослеживаются основные этапы
ее эволюции: почти у всех народов
счет родства по матери предшествовал
счету родства по отцу; на первичной
ступени половых отношений
Брак
и брачные отношения
В современном мире понятие отношений используется во многих сферах
жизнедеятельности человека. Отношения могут быть различными.
В формировании супружеской пары различают два периода:
добрачный (до принятия парой решения о вступлении в брак) и предбрачный (до заключения брачного союза).
Особый тип отношений составляют отношения общественные как взаимосвязи между социальными общностями и их свойствами, возникающими в совместной деятельности. Их классифицируют согласно сферы рассмотрения:
1.
на уровне социальных
групповые и семейные;
2.
на уровне занятых некой
учебные;
3. на
уровне взаимосвязей между
4. отношения внутриличностные - например, эмоционально - волевые установки
человека по отношению к себе.
Если
рассматривать брачные
функционирует в двух направлениях:
1. Регулирование личных половых отношений.
2. Регулирование
передачи и получения
общественного
порядка, что является его более
древней и изначальной
Создаваемая в браке семья сама укрепляет институт брака, наряду с нравами, регулирующими отношения собственности. К другим потенциальным факторам устойчивости брака относятся достоинство, тщеславие, рыцарский дух, долг и религиозные убеждения.
Говоря об отношениях на уровне социальных общностей, то можно отметить, что семья и семейные отношения рассматриваются как организм, способный существовать и функционировать даже, если его составляющие (члены) находятся на большом расстоянии друг от друга, способный подчиняться закону развития, то есть облик семьи претерпевает со временем изменения: семья может перестроиться, разделиться, дать начало другой.
Таким
образом, делая выводы из вышесказанного,
брачные отношения можно выделить
в особую группу отношений, которые могут
характеризоваться и первым и вторым типами
отношений.
Формы
брака
Как правило, в современной литературе, выделяют 4 формы брака
Законный брак отличается:
Вынужденный (поспешный) брак отличается:
Гражданский брак отличается:
Повторный брак отличается:
[http://ru.wikipedia.org/wiki/