Семейная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 18:15, реферат

Описание работы

Семья – неотъемлемая ячейка общества. Ни одна нация, ни одно цивилизованное общество не обходились без семьи. Наше будущее также невозможно представить без семьи. Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества.
Семья играет огромную роль, как в жизни отдельной личности, так и всего общества. В каждом социуме, в соответствии с их нормами и правилами существует понятие семьи, семейных или брачных отношений.
Брак – социально признанное принятие обществом союза двух индивидов, объединившихся для постоянных сексуальных и семейных отношений в качестве мужа и жены.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 38.82 Кб (Скачать)

Введение 

     Семья – неотъемлемая ячейка общества. Ни одна нация, ни одно цивилизованное общество не обходились без семьи. Наше будущее также невозможно представить без семьи. Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества.

      Семья  играет огромную роль, как в жизни  отдельной личности, так и всего общества. В каждом социуме, в соответствии с их нормами и правилами существует понятие семьи, семейных или брачных отношений.

      Брак – социально признанное принятие обществом союза двух индивидов, объединившихся для постоянных сексуальных и семейных отношений в качестве мужа и жены.

     Семью создает отношение родители - дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, которые сопровождаются рождением детей.

        Общество играет очень значимую роль в нашей жизни. Без него наша жизнь невыносима. Можно сказать, что супружество - это центр тяжести всей семьи, ее фокус, точка притяжения, которая либо превращает всю семью в единое неразрывное целое, либо наоборот, разгоняет ее членов по орбитам одиночества. И поэтому значение гармонии супружеских отношений просто трудно переоценить – для ее личного счастья, и даже для выполнения ею своих важнейших функций. Базисом для счастливого супружества является совместимость супругов – очень сложная, многокомпонентная и многоуровневая характеристика. 
 
 
 
 

История развития семьи и брака в обществе

      
         Семья - это малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственных связях (отношения мужа с женой, родителей и детей, братьев и сестёр), которые живут вместе и ведут общее домашнее хозяйство. Важнейшие характеристики семьи это её функции, структура и динамика

[ http://psylist.net/family/].

     С древности и до наших дней ученые исследуют семью и брак. Еще античные мыслители Платон и Аристотель обосновывали свои взгляды на супружество и семью, критиковали тип семьи своего времени и выдвигали проекты ее преобразования.

     Наука обладает обширной и достоверной информацией о характере семейных отношений и истории развития брака. Изменение семьи эволюционировало от промискуитета (беспорядочных половых связей), группового супружества, матриархата и патриархата до моногамии. Семья переходила от низшей формы к высшей по мере того, как общество развивалось.

     В истории человечества ученые выделяют три эпохи: дикость, варварство и цивилизацию. Каждая, из которых обладает своими общественными институтами, доминирующими формами отношений между мужчиной и женщиной, свою семью.

     Для ранних ступеней общественного развития была характерна беспорядочность половых  отношений. С появлением родов возник групповой брак, который регулировал  эти отношения. Группы мужчин и женщин жили рядом и состояли в «коммунальном  браке» — каждый мужчина считал себя мужем всех женщин. Постепенно сформировалась групповая семья, в  которой женщина занимала особое положение. Через гетеризм (гинекократию) — отношения, основанные на высоком  положении женщин в обществе, —  прошли все народы в направлении  к индивидуальному браку и  семье. Дети находились в женской  группе и только повзрослев, переходили в группу к мужчинам. Первоначально  доминировала эндогамия — свободные  связи внутри рода, затем, в результате возникновения социальных «табу», экзогамия - запрет браков внутри «своих» родов и необходимость вступать в него с членами других общностей. Род состоял из половин, возникающих в ходе соединения двух линейных экзогамных племен, в каждой из которых мужчины и женщины не могли вступать в брак друг с другом, а находили себе пару среди мужчин и женщин другой половины рода. Табу инцеста (запрета на кровосмешение) исследовал Э. Вестермарк. Он доказал, что эта мощная социальная норма укрепляла семью. Появилась кровнородственная семья: брачные группы были разделены по поколениям, половая связь между родителями и детьми была исключена.

     Позднее сложилась пуналуальная семья —  групповой брак, охватывавший братьев  с их женами или группу сестер с  их мужьями. В такой семье исключалась  половая связь между сестрами и братьями. Родство определялось по материнской линии, отцовство  было неизвестно. Такие семьи наблюдал Л.Морган в индейских племенах Северной Америки.

     Затем сформировался полигамный брак: многоженство, многомужество. Дикари убивали новорожденных  девочек, из-за чего в каждом племени  был избыток мужчин, а женщины  имели несколько мужей. В этой ситуации, когда родство по отцовской  линии определить было невозможно, сложилось материнское право (право  на детей оставалось за матерью).

     Многоженство  возникло из-за значительных потерь мужчин во время войн. Мужчин было мало, и  они имели нескольких жен.

     Ведущая роль в семье перешла от женщины (матриархат) к мужчине (патриархат). По своей сути патриархат был связан с наследственным правом, т.е. с властью  отца, а не мужа. Задача женщины сводилась  к рождению детей, наследников отца. От нее требовалось соблюдение супружеской  верности, поскольку материнство  всегда очевидно, а отцовство —  нет.

     В кодексе вавилонского царя Хаммурапи  за несколько тысячелетий до нашей  эры была провозглашена моногамия, но вместе с тем закреплено неравенство  мужчин и женщин. Господином в моногамной семье стал мужчина-отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках кровных наследников. Состав семьи значительно ограничивался, от женщины требовалась строжайшая супружеская верность, а прелюбодеяние жестоко каралось. Мужчинам, однако, разрешалось брать наложниц. Подобные законы издавались в древние и средние века во всех странах.

     Многие  ученые-этнографы отмечали, что всегда как антитеза моногамии существовала проституция. В некоторых обществах  была распространена так называемая религиозная проституция: вождь  племени, священник или иной представитель  власти имел право провести с невестой первую брачную ночь. Господствовало убеждение, что священник, пользуясь  правом первой ночи, освящал супружество. Великой честью для молодоженов  считалось, если правом первой ночи пользовался  сам король.

     В исследованиях, посвященных проблемам  семьи, прослеживаются основные этапы  ее эволюции: почти у всех народов  счет родства по матери предшествовал  счету родства по отцу; на первичной  ступени половых отношений наряду с временными (краткими и случайными) моногамическими связями господствовала широкая свобода брачных сношений; постепенно свобода половой жизни  ограничивалась, уменьшалось число  лиц, имеющих брачное право на ту или иную женщину (или мужчину); динамика брачных отношений в истории развития общества заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному [Силяева, 2002:4]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Брак  и брачные отношения 

      В современном мире понятие отношений  используется во многих сферах

жизнедеятельности человека. Отношения могут быть различными.

      В формировании супружеской пары различают  два периода:

добрачный (до принятия парой решения о вступлении в брак) и предбрачный (до заключения брачного союза).

      Особый  тип отношений составляют отношения  общественные как взаимосвязи между социальными общностями и их свойствами, возникающими в совместной деятельности. Их классифицируют согласно сферы рассмотрения:

1.     на уровне социальных общностей  - отношения классовые, национальные,

групповые и семейные;

2.     на уровне занятых некой деятельностью  - отношения производственные,

учебные;

3. на  уровне взаимосвязей между людьми  в группах – межличностные  отношения

4. отношения  внутриличностные - например, эмоционально - волевые установки

человека  по отношению к себе.

      Если  рассматривать брачные отношения  как межличностные, то можно сказать, что это субъективные переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляемые в характере и способах взаимных влияний в ходе совместной деятельности и общении. Это некоторая система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Брак является общественным механизмом, предназначенным для регулирования и управления теми многочисленными человеческими отношениями, которые вытекают из физического факта разнополости. В качестве такого института брак

функционирует в двух направлениях:

1. Регулирование  личных половых отношений.

2. Регулирование  передачи и получения наследства, правопреемства и

общественного порядка, что является его более  древней и изначальной функцией.

      Создаваемая в браке семья сама укрепляет  институт брака, наряду с нравами, регулирующими отношения собственности. К другим потенциальным факторам устойчивости брака относятся достоинство, тщеславие, рыцарский дух, долг и религиозные убеждения.

      Говоря  об отношениях на уровне социальных общностей, то можно отметить, что семья и семейные отношения рассматриваются как организм, способный существовать и функционировать даже, если его составляющие (члены) находятся на большом расстоянии друг от друга, способный подчиняться закону развития, то есть облик семьи претерпевает со временем изменения: семья может перестроиться, разделиться, дать начало другой.

      Таким образом, делая выводы из вышесказанного, брачные отношения можно выделить в особую группу отношений, которые могут характеризоваться и первым и вторым типами отношений. 

     Формы брака 

     Как правило, в современной литературе, выделяют 4 формы брака

  • Законный
  • Вынужденный
  • Гражданский
  • Повторный

     Законный  брак отличается:

  • юридической обоснованностью отношений (регистрация)
  • официальностью
  • закрепленной ответственностью мужа жены перед законом за качество семейной жизни, исполнение семейных обязанностей, осуществление прав всех членов семьи
  • возможностью применения санкций, изменения социального статуса
  • защищенностью семьи, материнства, отцовства
  • перераспределением средств
  • социальной защищенностью
  • определенностью, серьезностью
  • стабильностью любовной связи
  • уверенностью в будущем семьи.

     Вынужденный (поспешный) брак отличается:

  • появлением прямой или косвенной инициативы заключения брака со стороны женщины: вынужденное или спровоцированное (беременность)
  • большой вероятностью распада
  • сложностью процедуры развода
  • сдержанной дезинтеграцией
  • обостренными экономическими проблемами.

     Гражданский брак отличается:

  • юридической необоснованностью отношений (отсутствие регистрации)
  • незащищенностью прав мужа и жены
  • юридическим риском
  • возможностью выяснения степени совместимости партнеров
  • избеганием зачатий
  • разрывом в более легкой форме
  • неодобрением со стороны общественности.

     Повторный брак отличается:

  • более зрелым отношением партнеров к браку
  • опытностью одного или обоих супругов.

[http://ru.wikipedia.org/wiki/] 
 
 

Информация о работе Семейная психология