Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 14:35, реферат
Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека. Анатомо-физиологические задатки не предопределяют абсолютно развитие того или иного характера. Признание же зависимости характера от таких факторов, как внешний облик, конституция тела, дата рождения, имя и т.п., ведет к признанию невозможности сколько-нибудь существенным образом изменять и воспитывать характер. Однако вся практика воспитания опровергает тезис о постоянстве характера, подобные случаи возможны лишь в случае патологии личности.
Введение 3
1. Общее понятие о характере 4
2. Формирование характера личности посредством самовоспитания 6
Заключение 11
Список использованной литературы 12
К самовоспитанию школьника побуждают как внешние воздействия (идеологические и моральные требования общества, требования коллектива и отдельной личности), так и внутренние (материальные и духовные потребности, интересы человека). Процессу самовоспитания содействуют соревнование, стремление отстоять честь класса, школы, критика и самокритика, пример авторитетного человека.
Элементы самовоспитания возникают уже у дошкольника: он учится правильно говорить, соблюдает правила гигиены. У младшего школьника этих элементов становится больше. В этом возрасте ребенок занимается закаливанием своего организма, физическим самовоспитанием, работает над исправлением своего почерка, учится сдерживаться и т. д. Более осознанно заниматься самовоспитанием начинают подростки и старшие школьники.
Учителя и родители призваны руководить самовоспитанием школьника. Прежде чем составить программу самовоспитания, младший школьник должен с помощью учителя определить слабые стороны своего поведения или характера, над которыми следует работать. В эту программу могут быть включены вопросы физического совершенствования, воспитания воли, выработки прилежания, сдержанности, самообладания. Для того чтобы программа отражала первоочередные задачи самовоспитания, надо научить ребенка критически относиться к своим действиям и поступкам. Когда программа составлена, намечаются общие пути ее реализации. В реализации программы самовоспитания младшему школьнику помогают убеждение в необходимости работать над своим характером и поведением, а также постоянные упражнения, тренировка в определенных действиях или поступках. Наиболее употребляемыми методами самовоспитания являются: личные обязательства, самоотчет, самоанализ, самоконтроль, самооценка.
В
соответствии с выработанными целями
человек принимает
1. Именно сегодня я буду счастлив. Это означает, что я буду руководствоваться словами Авраама Линкольна, который сказал, что "большинство людей счастливы примерно настолько, насколько они полны решимости быть счастливыми". Счастье заключено внутри нас; оно не является результатом внешних обстоятельств.
2.
Именно сегодня я постараюсь
приспособиться к той жизни,
которая меня окружает, а не
пытаться приспособить все к
моим желаниям. Я приму мою
семью, мою работу и
3.
Именно сегодня я позабочусь
о своем организме. Я сделаю
зарядку, буду ухаживать за
своим телом, правильно
4.
Именно сегодня я постараюсь
уделить внимание развитию
5. Именно сегодня я займусь нравственным самоусовершенствованием. Для этого я рассчитываю осуществить три дела: я сделаю кому-нибудь что-то полезное, так чтобы он не знал об этом; я сделаю по крайней мере два дела, которые мне не хочется делать, - просто для упражнения.
6. Именно сегодня я ко всем буду доброжелательно настроен. Я постараюсь выглядеть как можно лучше; по возможности надену то, что мне больше всего идет, буду разговаривать тихим голосом, любезно вести себя, буду щедрым на похвалы, постараюсь никого не критиковать, ни к кому не придираться и не пытаться кем-то руководить или кого-то исправлять.
7.
Именно сегодня я постараюсь
жить только нынешним днем, не
буду стремиться решить
8.
Именно сегодня я намечу
9.
Именно сегодня я полчаса
10.
Именно сегодня я не буду
бояться, в особенности не
Одним из положительных моментов этой программы является подчеркивание того момента, что характер формируется не столько в трудные моменты жизни (хотя в жизни каждого есть такие переломные события), сколько в повседневной, будничной деятельности. И здесь существенное значение имеет режим дня, соблюдение дисциплины, следование нормам поведения. Даже незначительные поступки, если они служат доброму делу н совершаются систематически, воспитывают положительные черты характера, облагораживают человека.
Итак, самовоспитание - это процесс улучшения собственной личности, самостоятельная работа над устранением своих недостатков и развитие в себе новых необходимых качеств, способности и черт характера.
Самовоспитание - необходимое условия для дальнейшего развития своего "Я", его совершенствования. Она является залогом успешного достижения поставленных целей, потому что вырабатывает целеустремленность, трудолюбие и настойчивость.
Итак, характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для неё способы поведения.
Знания характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Если человек, к примеру, недостаточно вежлив в стрессовой ситуации, то это еще не значит, что грубость и несдержанность - свойство его характера.
Характер формируется и определяется в течении всей жизни человека.
Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.
Самовоспитание – это путь к формированию характера, сознательное развитие в себе ценных человеческих качеств. Человек потому и стал человеком, что оно способен самосовершенствоваться. Самовоспитание предполагает самокритичность и смелость в осознании своих ошибок, преодоление недостатков и воспитание положительных черт характера. В процессе самовоспитания, вырабатывая хорошие манеры и вкус, полезно в повседневных хлопотах, на работе и во время отдыха обращать внимание на то, как общаются между собой окружающие вас люди, на их поведение и внешность и сравнить их между собой. Наблюдательность помогает легко отличить хорошее от плохого, красивое от некрасивого, естественное от неестественного, хороший вкус от дурного. Вежливое поведение опирается не на механическое зазубривание отдельных правил, а на правильное понимание жизни, приобретенное благодаря жизненному опыту.