Самовоспитание характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 14:35, реферат

Описание работы

Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека. Анатомо-физиологические задатки не предопределяют абсолютно развитие того или иного характера. Признание же зависимости характера от таких факторов, как внешний облик, конституция тела, дата рождения, имя и т.п., ведет к признанию невозможности сколько-нибудь существенным образом изменять и воспитывать характер. Однако вся практика воспитания опровергает тезис о постоянстве характера, подобные случаи возможны лишь в случае патологии личности.

Содержание

Введение 3
1. Общее понятие о характере 4
2. Формирование характера личности посредством самовоспитания 6
Заключение 11
Список использованной литературы 12

Работа содержит 1 файл

самовосптание.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

      К самовоспитанию школьника побуждают  как внешние воздействия (идеологические и моральные требования общества, требования коллектива и отдельной  личности), так и внутренние (материальные и духовные потребности, интересы человека). Процессу самовоспитания содействуют соревнование, стремление отстоять честь класса, школы, критика и самокритика, пример авторитетного человека.

      Элементы  самовоспитания возникают уже у  дошкольника: он учится правильно говорить, соблюдает правила гигиены. У  младшего школьника этих элементов становится больше. В этом возрасте ребенок занимается закаливанием своего организма, физическим самовоспитанием, работает над исправлением своего почерка, учится сдерживаться и т. д. Более осознанно заниматься самовоспитанием начинают подростки и старшие школьники.

      Учителя и родители призваны руководить самовоспитанием  школьника. Прежде чем составить  программу самовоспитания, младший  школьник должен с помощью учителя  определить слабые стороны своего поведения  или характера, над которыми следует  работать. В эту программу могут быть включены вопросы физического совершенствования, воспитания воли, выработки прилежания, сдержанности, самообладания. Для того чтобы программа отражала первоочередные задачи самовоспитания, надо научить ребенка критически относиться к своим действиям и поступкам. Когда программа составлена, намечаются общие пути ее реализации. В реализации программы самовоспитания младшему школьнику помогают убеждение в необходимости работать над своим характером и поведением, а также постоянные упражнения, тренировка в определенных действиях или поступках. Наиболее употребляемыми методами самовоспитания являются: личные обязательства, самоотчет, самоанализ, самоконтроль, самооценка.

      В соответствии с выработанными целями человек принимает самообязательство. Оно должно быть посильным и выполнимым на уровне оптимальной трудности. Это обязательство может быть зафиксировано в программе самовоспитания с указанием приблизительных сроков выполнения. Если человеку трудно самому сформулировать такую программу, то на помощь могут прийти его близкие, но лучше обратиться к психологу. Вот какую программу самовоспитания рекомендует известный психолог Дейл Карнеги в своей книге "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей" (Минск, 1990).

      1. Именно сегодня я буду счастлив. Это означает, что я буду руководствоваться словами Авраама Линкольна, который сказал, что "большинство людей счастливы примерно настолько, насколько они полны решимости быть счастливыми". Счастье заключено внутри нас; оно не является результатом внешних обстоятельств.

      2. Именно сегодня я постараюсь  приспособиться к той жизни,  которая меня окружает, а не  пытаться приспособить все к  моим желаниям. Я приму мою  семью, мою работу и обстоятельства  моей жизни такими, как они  есть, и постараюсь приноровиться к ним.

      3. Именно сегодня я позабочусь  о своем организме. Я сделаю  зарядку, буду ухаживать за  своим телом, правильно питаться, постараюсь не наносить вреда,  своему здоровью и не пренебрегать  им, чтобы мой организм стал  идеальной машиной для выполнения моих требований.

      4. Именно сегодня я постараюсь  уделить внимание развитию своего  ума. Я изучу что-нибудь полезное. Я не буду лентяем в умственном  отношении. Я прочитаю то, что  требует усилия, размышления и  сосредоточенности. 

      5. Именно сегодня я займусь нравственным самоусовершенствованием. Для этого я рассчитываю осуществить три дела: я сделаю кому-нибудь что-то полезное, так чтобы он не знал об этом; я сделаю по крайней мере два дела, которые мне не хочется делать, - просто для упражнения.

      6. Именно сегодня я ко всем  буду доброжелательно настроен. Я постараюсь выглядеть как  можно лучше; по возможности  надену то, что мне больше всего  идет, буду разговаривать тихим  голосом, любезно вести себя, буду  щедрым на похвалы, постараюсь  никого не критиковать, ни к кому не придираться и не пытаться кем-то руководить или кого-то исправлять.

      7. Именно сегодня я постараюсь  жить только нынешним днем, не  буду стремиться решить проблему  всей своей жизни сразу. В  течение двенадцати часов я  смогу делать такие вещи, которые привели бы меня в ужас, если бы мне пришлось заниматься ими всю жизнь.

      8. Именно сегодня я намечу программу  своих дел. Я запишу, что я  собираюсь делать каждый час.  Возможно, я не смогу точно  следовать этой программе, но  я составлю ее. Это избавит меня от двух зол - спешки и нерешительности.  

      9. Именно сегодня я полчаса проведу  в покое и одиночестве и  постараюсь расслабиться.

      10. Именно сегодня я не буду  бояться, в особенности не буду  бояться быть счастливым, наслаждаться  красотой, любить и верить, что те, кого я люблю любят меня.

      Одним из положительных моментов этой программы  является подчеркивание того момента, что характер формируется не столько  в трудные моменты жизни (хотя в жизни каждого есть такие  переломные события), сколько в повседневной, будничной деятельности. И здесь существенное значение имеет режим дня, соблюдение дисциплины, следование нормам поведения. Даже незначительные поступки, если они служат доброму делу н совершаются систематически, воспитывают положительные черты характера, облагораживают человека.

      Итак, самовоспитание - это процесс улучшения  собственной личности, самостоятельная  работа над устранением своих  недостатков и развитие в себе новых необходимых качеств, способности  и черт характера.

      Самовоспитание - необходимое условия для дальнейшего развития своего "Я", его совершенствования. Она является залогом успешного достижения поставленных целей, потому что вырабатывает целеустремленность, трудолюбие и настойчивость.

 

      Заключение

      Итак, характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для неё способы поведения.

      Знания  характера человека позволяет со значительной долей вероятности  предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Если человек, к примеру, недостаточно вежлив в стрессовой ситуации, то это еще не значит, что грубость и несдержанность - свойство его характера.

      Характер  формируется и определяется в  течении всей жизни человека.

      Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.

      Самовоспитание – это путь к формированию характера, сознательное развитие в себе ценных человеческих качеств. Человек потому и стал человеком, что оно способен самосовершенствоваться. Самовоспитание предполагает самокритичность и смелость в осознании своих ошибок, преодоление недостатков и воспитание положительных черт характера. В процессе самовоспитания, вырабатывая хорошие манеры и вкус, полезно в повседневных хлопотах, на работе и во время отдыха обращать внимание на то, как общаются между собой окружающие вас люди, на их поведение и внешность и сравнить их между собой. Наблюдательность помогает легко отличить хорошее от плохого, красивое от некрасивого, естественное от неестественного, хороший вкус от дурного. Вежливое поведение опирается не на механическое зазубривание отдельных правил, а на правильное понимание жизни, приобретенное благодаря жизненному опыту.

 

      Список  использованной литературы

    1. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., "Просвещение", 1970.
    2. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/ Под ред. Е.Н.Степанова. - М.: ТЦ "Сфера", 2000. - 128 с.
    3. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 256 с.
    4. Селевко Г.К., Бабурина Н.И., Левина О.Г. Найди себя. - М.: Народное образование, 2001. - 144 с.
    5. Селевко Г.К., Закатова И.Н., Левина О.Г. Познай себя. - М.: Народное образование, 2000. - 116 с.
    6. Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 128 с.

Информация о работе Самовоспитание характера