Самосознание и самооценка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:37, курсовая работа

Описание работы

Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования А.А.Бодалева по социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1. Самосознание………………………………………………………...4
2. Нарушение самосознания личности………………………………..6
3. Самоконтроль человека, его состав, виды и функции……………9
4. Формирование самоконтроля………………………………….…..14
5. Самооценка личности, ее уровень притязаний и фрустрации…..21
6. Способы повышения самооценки личности……………………….27
Заключение……………………………………………………………29
Список литературы…………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

пси.курсовая.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

 

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

 

высшего профессионального  образования

Тульский государственный  университет

Факультет экономики  и менеджмента

Кафедра психологии

 

КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Психология»

на тему:

 

                                       Самосознание и самооценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Тула 2012

 

Содержание

 

   Введение……………………………………………………………….3

1. Самосознание………………………………………………………...4

2. Нарушение самосознания  личности………………………………..6

3. Самоконтроль человека, его состав, виды и функции……………9

4. Формирование самоконтроля………………………………….…..14

5. Самооценка личности, ее уровень притязаний и фрустрации…..21

6. Способы повышения самооценки личности……………………….27

    Заключение……………………………………………………………29

    Список литературы…………………………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Введение

 

   Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования А.А.Бодалева по социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания. Немало опубликовано и философско-психологических и собственно философских исследований, в которых анализируются проблемы, связанные с личной ответственностью, моральным самосознанием. Работы И.С.Кона, в которых были удачно синтезированы философские, обще- и социально-психологические, историко-культурные аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных данных, открыли новые грани этой, пожалуй, одной из старейших проблем в психологии. Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии сознания, также чрезвычайно богата - эти вопросы так или иначе присутствуют в работах У.Джеймса, К.Роджерса, Р.Бернса и многих других выдающихся ученых.

 

 

 

 

 

 

 

 

   1. Самосознание

 

   Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного “я“ как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание “я” - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

   А.Г.Спиркин дает следующее определение: “самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание - конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней“.

Самосознание имеет  своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в  то же время сознание сохраняется  в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода “духовный свет, обнаруживающий и себя и другое“.

   Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать “просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего “я”.

   Самосознание является венцом развития высших психических функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир. но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

   Однако А.Н.Леонтьев, характеризовавший проблему самосознания как проблему “высoкого жизненного значения, венчающую психологию личности“, расценивал в целом как “нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа”.

В современной психологической  литературе есть несколько подходов к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений  человека о самом себе или “Я-концепции”. Что же означает термин “Я-концепция”, какой реальный психологический смысл в него вкладывается?

 

 

 

 

 

    2. Нарушение самосознания личности

 

   Сознание - продукт деятельности головного мозга.

Человеческое сознание формируется в результате исторического развития, оно не только отражает происходящие события объективного мира, но и использует запас знаний для создания способов переделки окружающей среды для удовлетворения потребностей человека.

Для формирования сознания человека необходимо человеческое окружение, наличие человеческого общества.

   Известно, что дети, выросшие в логове зверя, не обнаруживают признаков сформировавшегося человеческого сознания.

   С. С. Корсаков предпочитал писать «Coзнание», подчеркивая этим сочетание знаний об окружающих явлениях и предметах, о самом себе, соотнесение этих знаний с накопленным человеческим опытом и способностью человека строить гипотезу на будущее, т. е. прогнозировать результаты будущей деятельности.

   Физиологической основой ясности сознания по И. П. Павлову является оптимальная деятельность в данный момент определенного участка коры больших полушарий мозга, которая, если предположить, что кости черепа прозрачны, в виде яркого пятна перемещается по поверхности мозга.

   Эта мысль о подвижности очага наиболее оптимальной активности сознания подтверждается электроэнцефалографическими исследованиями.

   Сознательная деятельность - эта такая деятельность, которая осуществляется со знанием объективного значения се задач, с учетом всех особенностей ситуаций и последствий деятельности как для индивидуума, так и для общества.

   Автоматизированный акт - способность человека осуществлять, не осознавая, упрочившееся действие. Эта способность вырабатывается в процессе исторического развития человека и является целесообразной.

   Ведущим симптомом является нарушение самосознания, что проявляется искаженным восприятием собственной личности в целом с ощущением утраты ее единства или искажения и отчуждения отдельных ее физиологических или психических проявлений.

   Деперсонализация может встречаться как самостоятельный синдром, а также входить в структуру других психопатологических состояний.

Выделяют следующие  формы деперсонализации:

• аллопсихическую

• аутопсихическую

• соматопсихическую

• анестетическую.

   Аллопсихическая деперсонализация характеризуется искажением или утратой действия, поступки, речь, движения и т.д. совершаются как бы автоматически, происходит их отчуждение. Затем утрачивается чувство единства «Я» (ощущение раздвоенности). Больные отмечают, что в них как бы сосуществуют две личности.

   Аутопсихическая деперсонализация характеризуется чувством постоянно нарастающей потери индивидуальной специфичности социальной коммуникации. Вначале возникает ощущение собственной измененности, сопровождающейся затруднением контактов с людьми. Больные воспринимают себя не такими, как прежде, оскудевшими интеллектуально и духовно, «чужими среди людей». В дальнейшем отмечается чувство полной утраты представления о своем «Я». Больные жалуются, что они полностью лишились собственного мировоззрения, взглядов, суждений, стали безликими людьми.

    Соматопсихическая деперсонализация характеризуется чувством отчуждения восприятия отдельных физиологических процессов с утратой их чувственной яркости. Она может проявляться в виде отчуждения сна (при его фактическом наличии), в отсутствии субъективного чувства облегчения и удовлетворения от опорожнения во время дефекации или мочеиспускания, при насыщении пищей и т.п.

   Анестетическая деперсонализация (болезненное психическое бесчувствие). Характеризуется болезненно переживаемым пациентом ощущением постепенного побледнения высших эмоций с последующей их утратой. Больные тяжело переживают ощущение утраты способности радоваться, печалиться даже при особо важных для них событиях и фактах. Появляется мучительное ощущение чувства утраты эмоций, не способность ощущать удовольствие, радость, любовь, ненависть, грусть.

   Дереализация – искаженное восприятие объективной реальности в целом без нарушения восприятия отдельных ее параметров. Это искаженное мироощущение с чувством безжизненности, нереальности, чуждости, незнакомости, блеклости окружающего. К деареализации также относятся: «уже виденное» - кратковременное состояние, при котором в незнакомой ситуации возникает ощущение, что она знакома, что он в ней уже находился; «никогда не виденное» - кратковременное состояние, при котором в знакомой ситуации возникает ощущение, что попал в нее впервые; «уже пережитого» - кратковременное состояние, при котором комплекс эмоциональных переживаний данного момента переживается как идентичный уже когда-то имевшему место.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   3. Самоконтроль человека, его состав, виды и функции

 

   Самоконтроль является условием адекватной, целенаправленной, интегрированной психики. Самовоспитание и самосовершенствование личности, обучение и профессиональная деятельность, поведение в обществе предполагают непременную включенность в них самоконтроля. Самоконтроль относится к числу обязательных признаков сознания и самосознания человека. Он выступает как условие адекватного психического отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей его объективной реальности. Самоконтроль является одним из неотъемлемых компонентов процессов самоуправления (саморегулирования) систем различной качественной природы, среди которых человек представляет собой пример живой и в высшей степени сложной системы.

   Человек может выступать в роли объекта и субъекта контроля. Как существо общественное человек на протяжении всей своей жизни является объектом контроля со стороны окружающих его людей. Под контролем общества находятся процессы обучения и воспитания человека, его занятость в профессиональной деятельности, поведение в быту. С другой стороны, уже как субъект контроля человек сам является носителем контрольных механизмов. При этом направленность контроля может быть различной: вовне и на себя. В первом случае объектом контроля для человека выступают поведение и деятельность других людей, характер протекания процессов в общественных, природных, технических системах. Но объектом контроля для человека становятся также его собственные поступки и действия, присущие ему психические явления. Именно в последнем случае, когда человек контролирует свою психическую сферу, мы имеем дело с самоконтролем.

   С одной стороны, самоконтроль не может осуществляться без наличия того, что, собственно, контролируется, проверяется. С другой стороны, в составе самоконтроля обязательно присутствие эталона, т. е. того, что должно быть. Вопрос о степени совпадения контролируемой и эталонной составляющих решается посредством операции сличения. Если в результате ее осуществления контролируемая и эталонная составляющие не совпадают, то на «выходе» самоконтроля будет иметь место сигнал рассогласования, отражающий степень их расхождения. Если же факт рассогласования не будет выявлен, то это означает, что контролируемая составляющая соответствует эталону.

   Самое общее определение самоконтроля может быть дано с позиции функционального подхода к нему, в соответствии с которым что бы ни являлось объектом самоконтроля, в какую бы сферу психических явлений ни оказался он вовлеченным, его функция носит проверочный характер и заключается в установлении степени совпадения того, что должно быть, с тем, что еще только может быть или фактически уже имеет место. Содержание компонентов, входящих в состав самоконтроля, естественно, будет меняться в зависимости от того, в каком контексте оно проявляется. Так, например, в процессе опознания в качестве контролируемой переменной будет выступать сформированный персептивный образ стимула, а роль эталона выполнит извлеченный из памяти образ уже ранее воспринятого стимула, меру схожести с которым и будет помогать устанавливать самоконтроль. С другой стороны, если обратиться к сфере поведения, то там в составе самоконтроля роль контролируемой переменной может выполнять намерение совершить какой-то определенный поступок, а эталон – составляющая предстает как усвоенная в процессе воспитания норма (образец) принятого в обществе поведения в соответствующей ситуации. Несмотря на очевидную разноплановость приведенных примеров, в том и другом случае функция самоконтроля остается неизменной, а именно – она будет заключаться в установлении степени совпадения сличаемых компонентов. Поэтому, подчеркнем еще раз, в общем определении самоконтроля акцент должен быть сделан на его функциональной сущности, и оно не должно отражать специфику составляющих его компонентов, что, однако, будет вполне уместным, когда определение раскрывается применительно к конкретному объекту самоконтроля.

Информация о работе Самосознание и самооценка