Самосознание и самооценка как основные элементы личности. 19) Виды конфликтов и причины их возникновения.

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:27, контрольная работа

Описание работы

9) Самосознание личности – это осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, впечатлениям и мотивами поведения, переживаниям и мыслям. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности, возникающая в общении при формировании первичных способов человеческого бытия. Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как «Я». Субъективное переживание собственного «Я» выражается в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем.

Содержание

9) Самосознание и самооценка как основные элементы личности.
19) Виды конфликтов и причины их возникновения.

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 27.29 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопросы. 

9) Самосознание и  самооценка как основные элементы  личности.

19) Виды конфликтов  и причины их возникновения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9) Самосознание личности  – это осознанное отношение  человека к своим потребностям  и способностям, впечатлениям и  мотивами поведения, переживаниям  и мыслям. В основе самосознания  лежит способность человека отличать  себя от своей собственной  жизнедеятельности, возникающая  в общении при формировании  первичных способов человеческого  бытия. Взаимодействуя и общаясь  с людьми, человек выделяет сам  себя из окружающей среды, ощущает  себя субъектом своих физических  и психических состояний, действий  и процессов, выступает для  самого себя как «Я». Субъективное  переживание собственного «Я» выражается в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем.

  В системе  взаимосвязей человека с окружающими  людьми и миром ему приходится  выступать в разных качествах,  разных ролях, быть субъектом  самых разнообразных видов деятельности. Из каждого взаимодействия с  миром вещей и миром людей  человек выносит образ своего  «Я». В процессе самоанализа,  расчленения отдельных конкретных  образов своего «Я» на составляющие  их образования происходит как  бы внутреннее обсуждение с  самим собой своей личности. Каждый раз в результате самоанализа, по словам С.Л. Рубинштейна, образ своего «Я» включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях. Так постепенно возникает обобщенный образ своего «Я» который представляет собой сложную совокупность многих единичных конкретных образов сложившихся в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Этот обобщенный образ возникает из отдельных ситуативных образов, содержит общие, характерные черты и представления о своей сущности и выражается в понятии о себе.

  Образ «Я»,  включает представления индивида  о самом себе. Фактически психологи  фиксируют у человека не один  образ «Я», а множество сменяющих  друг друга «Я»- реальное, т.е.  представления индивида о себе в настоящем, текущем времени, и «Я»- идеальное представления о том каким бы хотел бы быть индивид в данных конкретных условиях. «Я» - идеальное выступает как необходимый ориентир самовоспитания личности. Иногда выделяют «Я» - фантастическое то, каким субъект пожелал бы стать, если бы это оказалось возможным. Фантастический образ своего «Я» имеет большое значение у детей, особенно у подростков, в связи с их склонностью строить планы на будущее, что невозможно без фантазии и мечты. Однако преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе не всегда положительное явление, так как очевидное несовпадение желаемого и действительного могут дезорганизовать самосознание и травмировать человека.  «Я» - зеркальное собственные представления человека о том, каким он воспринимается окружающими его людьми. Этот компонент Я – образа является существенным для формирования личностной значимости и самооценки.

Самооценка включает эффективную оценку представления  о себе. Она определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны  своей личности, деятельности поведения. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида принятая им система ценностей.

  Самооценка выполняет  регуляторную и защитную функции,  влияя на поведение, деятельность  и развитие личности, ее взаимоотношения  с другими людьми. Основная функция  самооценки в психологической  жизни личности состоит в том,  что она выступает необходимым  внутренним условием регуляции  поведения и деятельности. Высшая  форма саморегулирования на основе  самооценки состоит в своеобразном  творческом отношении к собственной  личности в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации  этого стремления. Защитная функция  самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению опыта.

  Самооценка- достаточно  сложное образование человеческой  психики. Она возникает на основе  обобщающей работы процессов  самосознанки, которая проходит  различные этапы и находится  на разных уровнях развития  в ходе становления самой личности.

  3 момента самооценки:

1) Важную роль  в ее формировании играет сопоставление  образа реального «Я» с образом  идеального «Я». Чем меньше  разрыв между реальным представлением  человека о себе и его идеальным  Я, тем выше самооценка личности.

2) Важный фактор  для формирования самооценки связан с тем, как, по мнению человека, его оценивают другие.

3) На формировании  самооценки существенное влияние  оказывают реальные достижения  личности в самых разнообразных  видах деятельности, чем значительнее  успехи личности в том или  ином виде деятельности, тем выше  ее самооценка.

  Пониженная самооценка проявляется в постоянном стремлении недооценивать собственные возможности, способности и достижения, в тревожности, боязни отрицательного мнения о себе, ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину и близость общения. Люди с пониженной самооценкой подчас недоверчиво и недоброжелательно относятся к другим людям.

  Адекватная самооценка  отражает взгляд личности на  саму, себя ее достаточно объективную  оценку собственных способностей  свойств и качеств. Если мнение  человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, то говорят, что у него адекватная самооценка. Неадекватная самооценка свойственна личности, чье представление о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие. 

19) Существует обыденное  представление, что конфликт –  это всегда негативное явление,  вызывающее угрозы, враждебность, обиды,  непонимание, т.е.  нечто такое,  чего по возможности следует  избегать. Представители ранних  научных школ управления тоже  считали, что конфликт – это  признак неэффективной деятельности  организации и плохого управления. Однако в настоящее время теоретики  и практики управления все  чаще склоняются к той точке  зрения, что некоторые конфликты  даже в самой эффективной организации  при самых лучших взаимоотношениях сотрудников не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом, можно найти множество различных определений конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

Виды конфликтов. 

1. Конструктивные ( функциональные ) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений.

  Функциональные  последствия конфликтов для организации:

- проблема решается  таким путем, которая устраивает  все стороны, и все чувствуют  себя причастными к ее решению.

- стороны приобретают  опыт сотрудничества при решении  спорных вопросов.

- улучшаются отношения  между людьми.

- люди перестают  рассматривать наличие разногласий  как «зло», всегда приводящее  к дурным последствиям.

2. Деструктивные  ( дисфункциональные ) конфликты  препятствуют эффективному взаимодействию  и принятию решений. Последствия  конфликтов:

- непродуктивные, конкретные  отношения между людьми.

- отсутствие стремления  к сотрудничеству, добрым отношениям.

- сокращение или  полное прекращение взаимодействия  с противоположной стороной.

- чувство обиды,  неудовлетворенность, плохое настроение.

3. Реалистические  конфликты вызываются неудовлетворением  определенных требований участников  или несправедливым, по мнению  одной или обеих сторон, распределением  между ними каких-либо преимуществ.

4. Нереалистические  конфликты имеют своей целью  открытое выражение накопившихся  отрицательных эмоций, обид, враждебности, т.е. острое конфликтное взаимодействие  становится здесь не средством  достижения конкретного результата, а самоцелью.

5. Внутриличностный  конфликт имеет место тогда,  когда отсутствует согласие между  различными психологическими факторами внутреннего мира личности потребностями, мотивами, ценностями, чувствами. Такие конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы, однако чаще всего это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему личные требования. Например будучи хорошим семьянином ( роль отца, матери, жены, мужа ) человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязывать его задерживаться на работе. Здесь причина конфликта рассогласование личных потребностей и требований производства.

6. Межличностный  конфликт  - это самый распространенный  тип конфликта. В организациях  он проявляется по-разному. Однако причина конфликта не только различия в характерах, взглядах, манерах поведения людей, чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы ( материальные средства, оборудование, производственные площади, рабочую силу ). Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не кто-то другой. Конфликты возникают также между руководителем и подчиненным, например когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.

7. Конфликт между  личностью и группой возникает  тогда, когда кто-либо из членов  организации нарушает нормы поведения  или общения, сложившиеся в  неформальных группах. К этому  виду относятся и конфликты  между группой и руководителем,  которые протекают наиболее тяжело  при авторитарном стиле руководства.

8. Межгрупповой конфликт  – это конфликт между формальными  и неформальными группами, из  которых состоит организация.  Например между администрацией  и рядовыми работниками различных  подразделений, между администрацией  и профсоюзом. 

Причины конфликтов. 

  Распределение  ресурсов. В любых организациях, даже самых крупных и богатых,  ресурсы всегда ограничены, необходимость  их распределять практически  всегда приводит к конфликтам, т.к. люди всегда хотят получать  не меньше, а больше, и собственные  потребности всегда кажутся более  обоснованными.

  Взаимозависимость  задач. Если один человек ( или  группа ) зависит от другого человека ( или группы ) в выполнении задачи, то это всегда возможность  для конфликтов. Например, руководитель  подразделения объясняет низкую  производительность труда своих  подчиненных неспособностью ремонтной службы быстро и качественно ремонтировать оборудование. Ремонтники же в свою очередь, жалуются на нехватку специалистов и винят отдел кадров, который не может принять на работу новых работников.

  Различия в  целях. Вероятность такой причины  возрастает по мере увеличения  организации, когда она разбивается  на специализированные подразделения.  Например отдел сбыта может  настаивать на расширении ассортимента  продукции, ориентируясь на потребности  рынка, а производственные подразделения  заинтересованы в увеличении  объема выпуска существующей  номенклатуры изделий, поскольку  освоение новых видов связано  с объективными трудностями.

  Различия в  способах достижения целей. Очень  часто руководители и непосредственные  исполнители могут иметь разные взгляды на пути и способы достижения общих целях даже при отсутствии противоречивых интересов. При этом каждый считает, что его решение самое лучшее, и это является основой для конфликта.

  Неудовлетворительные  коммуникации. Неполная или неточная  информация или отсутствие необходимой  информации часто является не  только причиной, но и деструктивным  следствием конфликта.

Информация о работе Самосознание и самооценка как основные элементы личности. 19) Виды конфликтов и причины их возникновения.