Автор: Ирина Сичук, 06 Декабря 2010 в 22:09, курсовая работа
Самооценка отражает степень развития у индивида чувства са¬моуважения, ощущения собственной ценности и позитивного от¬ношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я».
Отношение к себе, т.е. самооценка формируется в течении первых 5-9 лет жизни. Именно в семье ребёнок впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли его таким, какой он есть, сопутствуют ли ему успех или неудачи. В начальной школе (младший школьный возраст) процесс становления самооценки продолжается и завершается (под влиянием оценок учителя). В младшем школьном возрасте завершает своё формирование именно общая самооценка, наиболее устойчивая и постоянная
Введение
Глава I. Теоретические основы изучения самооценки
1.1. Основные подходы зарубежных и отечественных
авторов к изучению самооценки
1.2. Этапы становления самооценки
Глава II. Основные факторы, влияющие на становление
и развитие самооценки.
2.1. Семейный фактор - основной фактор развития
самооценки.
2.2. Социальные факторы
2.3. Фактор физического Я-образа, влияющий на
становление самооценки
Заключение
Список литературы
Самооценка, как составляющая «Я -образа» способна оказывать огромное влияние на весь жизненный путь того или иного человека. Люди с низкой самооценкой склонны к пассивности, внушению и менее популярны. Эти люди чрезмерно чувствительны к критике, считая её подтверждением своей неполноценности. Они с трудом воспринимают комплименты. Чаще всего низкая самооценка становится причиной постоянного одиночества. Эмоциональная изоляция - тяжёлое испытание для каждого человека, но в сочетании с предубеждённостью и неуверенностью в себе она превращается в бедствие (Карен Корни)[13]. Т.к. лица с низкой самооценкой испытывают социальную неуверенность, они менее склонны к установлению новых взаимоотношений или углублению существующих. И поэтому очень важно, чтобы родители могли предвидеть проблемы ребёнка, знали о нормах и правилах воспитания, принимали активное участие в формировании положительного образа Я ребёнка. Ведь то, что мы думаем о себе, оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. И то, чего мы сможем добиться в жизни, можно сказать, напрямую зависит от отношения к себе, от нашей самооценки.
Таким образом, знание себя, своей самооценки и факторов, влияющих на её развитие и становление, может значительно изменить жизнь каждого человека. Осознание того, что у тебя низкая самооценка позволит научиться жить с такой особенностью и жить эффективно.
Материалы данной курсовой работы могут использоваться в работе психологов, в образовательных учреждениях.
Список
литературы:
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986
2. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников. // Вопросы психологии, № 4, 2001. 31-38с.
3. Джемс У. Психология. - М., 1991
4. Зимбардо. Застенчивость. - М.,1991
5. Кон И.С. Открытие «Я». - М., 1978
6. Креславский Е. С. Избыточная масса тела и образ физического "Я" //Вопросы психологии, №2, 1987
7. Лэнг Р. Расколотое «Я». - М., 1995
8. Мухина В.С. Детская психология. - М., 1999. - 352с.
9. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.,2000. -688 с.
10. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 3-е изд. - М, 2000. -608 с.
11. Психология самосознания. Хрестоматия - Самара, 2003
12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учёбное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 529 с.
13. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ - М., 2003 - 656 с.
14. Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси, 1989
15. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М., 1989
16. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983
17. Уманец Л.
И. : Роль самооценки
в игровых отношениях дошкольников //Вопросы
психологии,
№4, 1987. 61с.