Самооценка, уровень притязаний и фрустрации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:32, доклад

Описание работы

Характер проявляется не только в отношении к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе. Формируется набор самооценок, от которого зависит, скромные ли мы или высокомерные, требовательные ли к себе или самоуспокоенные, застенчивые или кичливые.

Работа содержит 1 файл

Самооценка, уровень притязаний и фрустрации.docx

— 51.96 Кб (Скачать)

Самооценка, уровень  притязаний и фрустрации

Характер проявляется  не только в отношении к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге  вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе. Формируется  набор самооценок, от которого зависит, скромные ли мы или высокомерные, требовательные ли к себе или самоуспокоенные, застенчивые  или кичливые.

Невозможно понять истоки некоторых столкновений, если не проанализировать самооценки конфликтующих людей. Как  вы себя оцениваете? Какое место  займете на шкале: самый умный /самый  красивый — самый глупый/самый  уродливый?

 

Большинство людей оценивают  себя чуть выше среднего. Это позволяет  сделать вывод, что человеку свойственна  потребность в достаточно высокой  самооценке, т. е. каждому хочется  уважать себя. Самоуважение — один из истоков психологической устойчивости, хорошего настроения. Допустим, человек  совершил ошибку, сделал что-то не так. Если он обладает высоким уровнем  самооценки, то сможет успокоить себя: «Ничего страшного, ведь в целом  я отнюдь не глупец и подобное для  меня не характерно». Срабатывает психологическая  защита, и человек успокаивается.

 

У людей, страдающих неврозами, самооценка чаще бывает завышенной или  заниженной, а иногда даже крайней (самый  добрый, самый стеснительный, самый  честный). Человек с истерическими  проявлениями говорит: «Я гораздо умнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и самый  больной».

Какие же трудности общения  возникают у людей с завышенной самооценкой? Считающие себя намного  умнее других и тем более намеренно  это подчеркивающие неминуемо вызывают раздражение других людей. Это естественно, ведь мысль: «Видите, какой я умный» подразумевает пренебрежительное  отношение к окружающим. Кому же приятно, когда его считают глупым?

 

Неадекватное самомнение, подчеркивание своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим — неиссякаемый источник негативного  отношения. Нередко приходится общаться с людьми, которые из-за неадекватно  высокой самооценки ревниво и  завистливо относятся к успехам  сослуживцев. «Самый худший и злобный  вид зависти — зависть к  умственному превосходству», — утверждал  Д. Филдинг. Когда чьи-то способности  и успехи не сопровождаются скромностью, они провоцируют зависть и  негативные реакции окружающих.

Завышенная самооценка способствует и такой черте характера, как  чрезмерная обидчивость. Обида, как  правило, — чувство, возникающее  в ответ на несправедливое к себе отношение других людей. Но что значит для человека «несправедливое»? Когда  чье-то мнение о нем ниже его собственного о себе. Понятно, что завышенная самооценка способствует обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность: с высоты своего Я даже серьезную критику человек не принимает близко к сердцу).

 

Человек с неадекватно  высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и  поощрениях за труд. Несовпадение ожидаемой  и реальной награды закономерно  выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и наконец  прорываются резким обвинением в  чей-либо адрес.

С какими же трудностями  в общении сталкивается человек  с заниженной самооценкой? Представления  о себе как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном, больном  присущи в основном людям с  тревожным, застревающим и педантичным  типами акцентуации характера. В  результате возникает пониженный фон  настроения, закрепляется комплекс неполноценности. Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость  от других, несамостоятельность и  даже заискивание, робость, замкнутость, искаженное восприятие окружающих.

 

Как человек реагирует  на попытки других людей снизить  его самооценку упреками, критикой? Удовольствия при этом он не испытывает, но его эмоции зависят от того, кто  и за что критикует, с какой  целью и, главное, насколько высказанная  оценка случившегося расходится с собственной. Редко обижаются на критику со стороны людей, мнением которых  очень дорожат (их замечания не унижают, а помогают). Подчас не принимают  во внимание упреки со стороны посторонних.

Но у каждого есть какие-то особенно уязвимые стороны, критика  которых вызывает резкие негативные эмоции. Для женщин почти всегда обидна негативная оценка их внешности, хозяйственности, опрятности, для мужчин — профессиональных качеств и  традиционно мужских достоинств (силы, смелости, выдержки). Есть слова, которые, прозвучав, наносят такой  ущерб взаимоотношениям, что все  последующие компенсирующие действия не могут их исправить. Например, в  пылу семейной ссоры муж заявил жене: «Я разлюбил тебя. Ты мне неприятна». И хотя это не так, о чем свидетельствуют  дальнейшие поступки, подобные необдуманные слова уносят с собой тепло  супружеских отношений. Следует  учесть, что нельзя по конкретному  поводу давать общую отрицательную  оценку личности и в то же время  нельзя изводить человека постоянными  мелочными упреками. Иначе это  вызовет обиду; неприязнь, озлобление, желание оправдать себя и обвинить, напасть на надоевшего критика.

 

Как реагирует человек  на попытки окружающих завысить его  самооценку лестью, комплиментами, похвалой? Многие чувствуют себя неуютно, сталкиваясь  с тем, кто источает непрерывные  восторги в их честь. В ситуации, когда один человек хвалит другого, они находятся в неравных отношениях. Первый осознает свою цель и истинные чувства и четко понимает, что  за этим кроется, — лесть, комплимент или заслуженная похвала. Тот  же, кто слушает, оказывается в  более трудном положении, поскольку  не всегда может уловить цель собеседника. Поэтому неудивительны настороженность  и негативизм, с которыми встречают  хвалебный поток, особенно со стороны  неспециалиста.

Лесть — это явно преувеличенная похвала, произносимая с целью завоевать  чье-либо расположение. Если она усваивается  тем, кому адресуется, то наносит ему  вред, делая надменным, самодовольным  и самоуспокоенным, а в последующем  закономерно рождает неприязнь  и насмешки окружающих.

Комплимент в отличие  от лести не преследует выгоды и  является следствием искреннего сиюминутного восторга или привычной вежливости. Своевременно сказанный, хотя и ненадолго, он повышает настроение человека.

 

Заслуженная похвала поддерживает и адекватно повышает уровень  притязаний человека и тем самым  побуждает его браться за более  трудные задачи — в этом ее польза. Она произносится и реже, и убежденнее, без патетических восторгов, а если к тому же исходит от человека, чьим мнением дорожат, то доставляет удовольствие.

На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие с раннего детства, — отношение родителей и педагогов, положение среди сверстников. Сопоставляя  мнение о себе разных людей, человек  формирует свою самооценку, причем любопытно, что сначала он учится оценивать других, а потом уже  себя. И лишь к 14-15 годам подросток  овладевает умением самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые  результаты и тем самым оценивает  себя: «Если я не спасовал в трудной  ситуации, значит, я не трус», «Если  смог осилить трудную задачу, значит, я способный» и т. п.

Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя) либо неадекватно  завышенной или заниженной. Это, в  свою очередь, влияет на уровень притязаний личности, который характеризует  степень трудности тех целей, к которым стремится человек  и достижение которых представляется привлекательным и возможным.

 

Уровень притязаний — тот масштаб трудности задания, которого человек обязуется достичь, зная уровень своего предыдущего выполнения. На него воздействует динамика жизненных неудач и удач, успеха и неуспеха в конкретной деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным (человек выбирает цели, который реально может достичь, соответствующие его способностям, умениям, возможностям) либо неадекватно завышенным/заниженным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний.

Заниженный уровень притязаний, когда человек выбирает слишком  простые, легкие цели (хотя возможно достичь  значительно более высоких), случается  при низкой самооценке (человек не верит в себя, низко оценивает  свои способности, возможности, чувствует  себя неполноценным). Однако он бывает и при высокой самооценке (когда  человек знает, что он умный, способный, хотя цели выбирает попроще, чтобы не перетрудиться, не высовываться, проявляя своеобразную социальную хитрость).

Завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой  слишком сложные, нереальные цели, объективно может приводить к частым неудачам, разочарованию, фрустрации. В юности часто выдвигаются такие нереалистические притязания, переоцениваются свои способности, — эта беспочвенная самоуверенность  часто раздражает окружающих, приводит к конфликтам, неудачам, разочарованиям. Только путем многочисленных проб и ошибок человек постигает меру своих реальных возможностей.

 

Рис. 6.2. Взаимозависимость  самооценки, уровня притязаний и фрустрации

 

Насколько опасной ни была бы юношеская самоуверенность, психологически гораздо опаснее пониженное самоуважение, заниженный уровень социльных притязаний человека, побуждающий его уклоняться от любой деятельности, отказываться от достижения поставленных целей, избегать людей (он не верит в себя, боится критики, насмешки) либо быть послушным  орудием в руках других людей. Для таких ребят нужно постараться  создавать ситуации, в которых  бы они получали ощутимое доказательство своей социальной и человеческой ценности, поверили в себя, чтобы  блокировать нежелательный для  личности процесс.

 

Самоуважение — обобщенное отношение личности к самой себе, прямо пропорциональное количеству достигнутых успехов и обратно  пропорциональное уровню притязаний (самоуважение = успех/притязание). Чем выше притязание, тем большими должны быть достижения человека, чтобы он смог себя уважать.

Низкое самоуважение означает острую неудовлетворенность собой, отрицательную оценку своей личности, склонность к неврозу, депрессии, когда  признание и гипертрофия собственных  недостатков служат для невротика  не стартовой площадкой в их преодолении, а средством самооправдания, отказом  от деятельности.

Однако неудовлетворенность  собой и высокая самокритичность  далеко не всегда свидетельствуют о  пониженном самоуважении. Так, интеллектуально  развитые и творческие люди остро  осознают расхождение между свойствами, которые у них есть, и теми, которыми бы они хотели обладать. Отсюда возникает недовольство собой, побуждающее  человека ставить себе более сложные  задачи, стремиться к усовершенствованию, к самоактуализации. Если человек  выдвигает нереалистические притязания, он часто сталкивается с непреодолимыми препятствиями на пути к достижению цели, терпит неудачи, испытывает фрустрацию.

 

Фрустрации — специфические  эмоциональные состояния человека, возникающие в случае появления  непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели. Фрустрация проявляется как агрессия, озлобленность, которая может быть направлена на других (агрессивная фрустрация) или самого себя (регрессивная фрустрация).

Часто повторяющиеся состояния  фрустрации могут закрепить в  личности человека некоторые характерные  черты: агрессивность, завистливость, озлобленность — у одних; вялость, неверие в себя, комплекс неполноценности, безразличие, безынициативность —  у других. Если человек длительное время не выходит из подобного  состояния, формируется невроз —  болезнь, возникающая вследствие конфликта  человека с окружающей средой, при  столкновении желаний и действительности, которая их не удовлетворяет.


Информация о работе Самооценка, уровень притязаний и фрустрации