Самоактуализация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:01, реферат

Описание работы

В данном реферате рассматривается проблема самоактуализации личности со стороны двух американских психологов К. Роджерса и А. Маслоу, основоположников основных направлений в гуманистической теории личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. КОНЦЕПЦИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ПО А. МАСЛОУ И К. РОДЖЕРСУ 4

2. НЕФОРМАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ. 7

3. ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ. 10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 15

ЛИТЕРАТУРА. 16

Работа содержит 1 файл

Самоактуализация личности.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)» 
 

Факультет Информатизации и  Управления

Кафедра "Управления персоналом и социологии" 
 
 
 

Реферат

по  дисциплине «Психология  и Педагогика»

на  тему: «Самоактуализация  личности» 
 
 
 
 
 
 
 

студентки II курса

                                                                                    заочного отделения   гр.ЛОГZS-221

                                                                                    Андросовой Татьяны  Васильевны

 

                                                                                    Научный руководитель:

                                                                                    Доцент

Волочай Анна Владимировна

                                                                                     
 
 
 
 
 
 

Ростов-на-Дону

2011 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. КОНЦЕПЦИЯ  САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ПО А. МАСЛОУ И К. РОДЖЕРСУ   4

2. НЕФОРМАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ. 7

3. ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ. 10  ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 15

 ЛИТЕРАТУРА. 16

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    

ВВЕДЕНИЕ 

     В данном реферате рассматривается проблема самоактуализации  личности со стороны двух американских психологов К. Роджерса и А. Маслоу, основоположников основных направлений в гуманистической теории личности. В их теориях главным источником развития личности являются врожденные тенденции к самоактуализации. А развитие личности — это и есть развертывание этих врожденных тенденций. Если по Роджерсу тенденция самоактуализации — это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала, то Маслоу пошел дальше, он охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Благодаря К. Роджерсу и А. Маслоу, концепция самоактуализации до сих пор волнующа и нова, потому что она заставляет

человека обращать взор на то, чем он может быть и, следовательно, придает его жизни интерес и цель. А также в настоящей работе отражено неформальное исследование самоактуализации, проведенное Маслоу и исходя из этого исследования, перечислены характеристики самоактуализирующихся людей.

    

1. КОНЦЕПЦИЯ  САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ПО А. МАСЛОУ  И  К. РОДЖЕРСУ 

     В гуманистической теории личности выделяется два основных направления.Первое, «клиническое» (ориентированное преимущественно  на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса.

Основоположником  второго, «мотивационного», направления является американский исследователь А.Маслоу. Несмотря на некоторые отличия между этими двумя направлениями, их объединяет много общего.

Главным источником развития личности представители гуманистической  психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К.Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуализирующей тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства человека. Вторая — «организмический отслеживающий процесс» — представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «я», которая включает «идеальное я» и «реальное я». Эти подструктуры структуры «я» находятся в сложных отношениях — от полной

гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии.  [4] В контексте теории Роджерса, тенденция самоактуализации — это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать

полноценно функционирующей  личностью. Пытаясь достичь этого, человек

проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и  волнениями. К тому же самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденно

наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней. По Роджерсу, не требуя каких-то особых мотивационных конструктов (то есть специфических влечений), чтобы понять, почему человек активен; каждый человек исходно мотивирован просто тем, что живет. Мотивы и влечения не объясняют целенаправленной деятельности организма. Человечество в своей основе является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы. Нужно подчеркнуть, что самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей. Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие; они дальше других продвинулись к такому функционированию, которое

можно назвать  более полноценным, творческим и  автономным.

А. Маслоу выделил  два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения и «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Всего, по Маслоу, существует пять уровней мотивации:

1)     физиологический (потребности в еде, сне);

2)     потребности в безопасности (потребность  в квартире; работе)

3)     потребности в принадлежности, отражающие  потребности одного человека  в другом человеке, например в создании семьи;

4)      уровень самооценки (потребность в самоактуализации, компетенции,

достоинстве);

5)     потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте, целостности и т.д.).

Наиболее важным для человека является потребности  в самоактуализации, но они выступают на передний план тогда, когда вышеупомянутые потребности в достаточной мере удовлетворены. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Короче, самоактуализироваться — значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Говоря словами Маслоу: «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать,

поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с

самими собой. Люди должны быть верны своей природе» самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений  искусства. Родитель, спортсмен, студент, преподаватель или рабочий у станка — все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают; специфические формы самоактуализации очень разнообразны. Именно на этом высшем уровне иерархии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга. Концепция самоактуализации Маслоу волнующа и нова, потому что она заставляет человека обращать взор на то, чем он может быть, и, следовательно, придает его жизни интерес и цель. Маслоу сделал предположение, что большинство людей, если не все, нуждаются во

внутреннем совершенствовании  и ищут его. Его собственные исследования привели к заключению, что побуждение к реализации наших потенциалов естественно и необходимо. И все же только некоторые — как правило, одаренные — люди достигают ее (меньше, чем 1% всего населения по оценке Маслоу). Отчасти дела обстоят столь неблагополучным образом потому, что многие люди просто не видят своего потенциала; они и не знают о его существовании и не понимают пользы самосовершенствования. Пожалуй, они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым, уменьшая шансы для самоактуализации. Это явление Маслоу называл комплексом Ионы. Он характеризуется страхом успеха, который

мешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию.

К тому же социальное и культурное окружение часто  подавляет тенденцию к

актуализации  определенными нормами по отношению  к какой-то части населения. Примером тому является культурный стереотип мужественности. Такие человеческие качества, как сочувствие, доброта, мягкость и нежность, часто мешают мужчинам, потому что существует культурная тенденция рассматривать данные характеристики как «немужественные». Или вспомним о подавляющем влиянии традиционной женской роли на психосоциальное развитие женщин. Исходя из этого, актуализация высших потенциалов в общей массе возможна только при «хороших условиях». Или, более точно, людям нужно «способствующее» общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно. С этой точки зрения, ни одно общество в человеческой истории не предоставляло оптимальной возможности для самоактуализации всех его членов, хотя надо признаться, некоторые все же намного лучше других в смысле обеспечения условий для самосовершенствования индивида.  [1] Последнее препятствие для самоактуализации, упоминаемое Маслоу, — сильное негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых

привычек. Это  требует мужества. Следовательно, все, что увеличивает страх и тревогу человека, увеличивает также и тенденцию возврата к поиску

безопасности  и защиты. Очевидно и то, что большинство  людей имеют сильную тенденцию сохранять специфические привычки, то есть придерживаться старого стиля поведения. Реализация же нашей потребности в самоактуализации требует открытости новым идеям и опыту. Маслоу утверждал, что дети, воспитанные в безопасности, дружеской, заботливой атмосфере, более склонны к приобретению здорового представления о процессе роста. Короче, при здоровых условиях (когда удовлетворению основных потребностей человека ничто не угрожает) рост приносит удовольствие, и человек стремится стать настолько хорошим, насколько

позволяют его  способности. И напротив, люди, которым  не удалось развить свой истинный потенциал — стать тем, чем они могли бы стать — реагируют на депривацию своих основных потребностей. Если бы большое число людей достигло самоактуализации, то могли бы измениться потребности человечества в целом, и появилось бы больше возможностей для удовлетворения потребностей низких уровней. Очевидно, такая задача потребует существенной реорганизации многих наших социальных институтов и политических структур.

    

2. НЕФОРМАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ 

     Маслоу  и другие гуманистические психологи имели оптимистический взгляд на природу человека. Они не только подчеркивали врожденный потенциал позитивного и конструктивного роста, но также были глубоко уверены в реализации этого потенциала при благоприятных условиях окружения. Они также полагали, что большинство людей находится в плену у различных обстоятельств, которые иногда мешают им совершенствоваться. Следовательно, если люди хотят самоактуализироваться, они должны переступить ограничения общества и свои дефицитарные потребности и признать свою ответственность за то, чтобы стать тем, чем они способны стать. Эмпирическая проверка этой концепции природы человека очень незначительна, и то малое количество данных, что имеется на

текущий момент, получено из собственных работ Маслоу, посвященных проблеме самоактуализации.

В небольшом  неформальном исследовании Маслоу обрисовал  в общих чертах людей, которых он считал самоактуализирующимися. В их число он включил своих личных друзей и знакомых, выдающихся личностей настоящего и прошлого, а также студентов колледжа. Это были люди, которые по всем общепринятым стандартам, казалось, достигли подлинной зрелости. Они не проявляли тенденций к невротическим расстройствам. В то же время была налицо самоактуализация, широко определенная Маслоу как свидетельство того, что человек стремится к совершенству и делает наилучшим образом именно то, на что он способен. Маслоу широко использовал биографический материал, собранный из интервью с

современниками  и из письменных документов, касающихся исторических лиц. Таким образом, его исследовательская стратегия состояла в основном их наблюдения, а не проверки гипотез. Далее, сосредоточившись на относительно малой избранной группе субъектов (всего 48 человек), он значительно отклонился от ортодоксальной концепции статистического исследования. Тем не менее, его оценка самоактуализирующихся людей и качеств, которые их характеризуют, захватили воображение персоналогов и ученых сменных профессий. Маслоу разделил самоактуализирующихся людей на три группы. Первая группа «весьма определенных случаев». Вторая группа «весьма вероятных случаев» состояла из современников, которым самой малости не хватало для самоактуализации. И, наконец, группа «потенциальных или возможных случаев» включала людей, которые стремились к самоактуализации, но полностью ее не

достигли. Накопленные данные об упомянутых выдающихся личностях представляли собой не обычный набор дискретных фактов, а скорее нечто вроде глобальных или холистических впечатлений, которые создают о новых друзьях  и знакомых. Маслоу собрал биографический материал в отношении каждого субъекта и по возможности опрашивал его друзей и родственников. В результате получился список их 15 ключевых характеристик или особенностей самоактуализирующихся людей. Несмотря на статистическую невалидность и технические изъяны, это исследование послужило Маслоу основой для описания самоактуализирующегося человека как модели оптимального психического здоровья. Главным объектом критики в работе Маслоу является критерии, которые он использовал при отборе примеров самоактуализирующихся личностей. Фактически Маслоу выбрал тех людей, кем он лично восхищался. Рабочее определение самоактуализации, таким образом, опирается исключительно на его собственные безоговорочные и в высшей степени субъективные оценки. Мы вполне можем спросить, относятся ли проводимые характеристики к психическому процессу, называемому самоактуализацией, или это просто отражение особой системы

Информация о работе Самоактуализация личности