Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложение, равновесная цена

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:58, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы: изучить рыночный механизм и его элементы.
Задачи исследования:
1. Изучить рыночный механизм в целом.
2. Рассмотреть элементы рынка.
3. Ознакомиться с кривой спроса и предложения.
4. Изучить теорию цены товара.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. Рыночный механизм и его элементы спрос, предложение, равновесная цена………………………………………………………………...4
1.1. Спрос и факторы, определяющие его изменения……………………6
1.2. Предложение товара и его кривая……………………………………8
2. Теория цены товара. Равновесные цены…………………………..10
Заключение………………………………………………………………..14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...16

Работа содержит 1 файл

Микроэкономика.docx

— 47.12 Кб (Скачать)

В современной  мировой экономической теории наибольшее распространение получила концепция  цены А.Маршалла.

Д.Робинсон назвала теорию А.Маршалла, изложенную в «Принципах экономике», экономической  библией, а М.Фридмен полагает, что в этой книге теория цен уже почти полностью оформилась в своем современном виде.

В своей  концепции цены А.Маршалл опирается  на теории А.Смита, Д.Рикардо, Ж.Б. Сэя, Е.Бем-Баверка, Д.Лодердейла. В своей теории он пытается объединить три концепции: предельной полезности, издержек производства, спроса и предложения — в одну теорию цены. Он отрицал существование стоимости (хотя и многократно употреблял термины «стоимость» и «рыночная стоимость»), считал, что существует только меновая стоимость, т.е. цена. Он считал, что ни один из этих факторов не является определяющим и что общим правилом является следующее положение: чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в анализе влияние спроса на стоимость, а чем этот период продолжительнее, тем большее значение приобретает влияние издержек производства на стоимость. В длинные периоды эти факторы взаимно погашают влияние друг друга и, таким образом, постоянно действующие причины в конечном счете полностью определяют стоимость. По сути он говорит, что стоимость есть отношение издержек производства к полезности. Цена какой-либо вещи, утверждает А.Маршалл, представляет ее меновую стоимость относительно всех вещей вообще, или представляет ее покупательную стоимость.

Цена  определяется как определенное количество денежных единиц, получаемое за товар.

На рынке  особое значение имеет равновесная  цена, которая является результатом  взаимодействия цены спроса и цены предложения. Цена спроса на каждое количество товара — это цена, по которой  определенное количество товара способно привлечь покупателей в течение  определенного периода времени. Цена спроса на каждый товар уменьшается  по мере увеличения его предложения. Цена предложения — это цена, по которой товар поступает в  продажу на конкретный рынок. По мере сокращения или возрастания ежегодного количества товара цена предложения  может либо повышаться, либо снижаться, она может даже попеременно повышаться и падать. Цена предложения данного  количества товара зависит от затрат усилий рабочих. Производство товара требует  приложения различных видов труда  и применения капитала во многих его  формах. Затраты всех различных видов  труда, прямо или косвенно занятого в его производстве, вместе с ожиданием, необходимым для накопления применяемого в его производстве капитала, иными  словами, все эти усилия и жертвы в совокупности А.Маршалл называет реальными издержками производства товара. Суммы денег, которые приходится платить за эти усилия и жертвы, называются денежными издержками производства либо для краткости — издержками производства. Можно подразделить элементы, требующиеся для изготовления товара, на любые группы и назвать их факторами  производства. В таком случае издержки производства определенного количества данного товара будут равны ценам  предложения соответствующих количеств  факторов его производства. А сумма этих цен предложения составит цену предложения указанного количества товара.

Исходная  позиция А.Маршалла такова: на рынке  представлены нормальный спрос и нормальное предложение. Силы спроса и предложения действуют свободно, не существует прочного объединения торговцев, широко развертывается свободная конкуренция. На рынке в одно и то же время существует лишь одна цена. Общая конъюнктура рынка остается неизменной на протяжении всего принятого периода, за это время не меняются мода или вкусы, никакой новый заменитель не влияет на спрос, никакое новое изобретение не воздействует на предложение.

Смысл такого подхода заключается в том, чтобы  в спокойном, нормальном, обычном, постоянно  повторяющемся явлении выявить  существенные черты анализируемого предмета.

Нормальная  цена определяется состоянием устойчивого  равновесия нормального спроса и  нормального предложения.

Нормальная  цена предложения как для долгих, так и для коротких периодов определяется делением совокупных затрат производства на количество товара, т.е. это средние  затраты.

Совокупные  затраты на производство могут быть получены либо путем умножения предельных затрат на число единиц товара, либо путем сложения всех фактических  затрат производства его отдельных  частей и добавления всех рент, полученных за счет дифференциальных преимуществ производства.

Нижней  границей цены товара являются предельные издержки производства. Цена должна быть достаточной, чтобы возместить предельные издержки (издержки производства тех  товаров, которые находятся на грани  целесообразности производства).

Принимая  во внимание усиление взаимосвязей в  макроэкономике, т.е. дополняя анализ цены новыми условиями, можно утверждать, что цена в конечном счете зависит  не от предельных, а от совокупных затрат труда и капитала, и, следовательно, цены определяются общим уровнем спроса и предложения.

Когда цена спроса равна цене предложения, объем  производства не обнаруживает тенденции  ни к увеличению, ни к сокращению; налицо равновесие. Когда спрос и  предложение пребывают в равновесии, количество товара, производимого в единицу времени , можно назвать равновесным количеством, а цену , по которой он продается, равновесной.

На формирование равновесной цены в рыночной экономике  оказывают влияние процессы монополизации  производства и прогрессивного налогообложения  производителей. Высокая степень  концентрации производства приводит к  появлению монополий. Монополии  при определенных условиях сокращают  предложение товаров и поднимают  их цену. Высокий уровень налогов  позволяет государственным органам  изымать у производителей значительную долю прибыли, что в конечном итоге  приводит к сокращению инвестиций, производства и предложения товаров.

По К.Марксу, цена товара зависит от величины его  стоимости, относительной стоимости, количества денежного материала, находящегося в обращении, величины рыночной стоимости.

Рыночная  стоимость может формироваться  на основе различных индивидуальных стоимостей товаров, которые вытекают из стоимостей товарных масс, производимых при разных материальных условиях производства. Если спрос и предложение равны, то в основе рыночной цены лежит  общественная, рыночная стоимость, определяемая средней стоимостью. Все варианты формирования равновесной цены в теории А.Маршалла, все величины равновесной цены могут быть представлены в рыночной стоимости.

Равновесная цена означает, что товаров произведено  столько, сколько требуется покупателю. Такое равновесие является выражением максимальной эффективности рыночной экономики.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рынок представляет собой сложную систему, включающую в себя множество взаимосвязанных  элементов, которые в своем взаимодействии образуют многогранную систему экономических  связей.

Состав рынка входят домашние хозяйства, фирмы и государство. Все субъекты рыночного механизма  могут поочередно или одновременно выступать как в роли покупателя, так и в роли продавца.

Рыночный механизм призван  найти ответы на три главных вопроса:

1. Что производить?

2. Как производить?

3. Для кого производить?

Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций. Выполняя эти функций, рынок оказывает  громадное влияние на все стороны  общества, включая каждого отдельно взятого человека.

Для нормального функционирования рынка формируется его инфраструктура-система  институтов, призванных содействовать  рыночным отношениям. Инфраструктура рынка - это система учреждений и  организаций, обеспечивающих свободное  движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения  рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют  как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих  организационно-экономические условия  для функционирования рынка, так  и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.

Рассмотрев  законы спроса и предложения как  фундаментальных законов экономики свободного рынка, подчеркнем, что эти законы не устанавливают строгие количественные соотношения, а носят качественный характер. Об этом свидетельствует, в частности, нечеткость формулировки «за некоторый период» применительно как к спросу, так и к предложению. Оба закона выражают устойчивые тенденции ценового поведения производителей и потребителей, продавцов и покупателей, проявляющиеся в определенных условиях при определенных допущениях.

Спрос отражает, с одной стороны, потребность  покупателя в некоторых товарах  или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность  оплатить покупку по ценам, находящимся  в пределах «доступного» диапазона.

Спрос зависит  не только от цены, но и от неценовых  факторов: изменение вкусов покупателей, числа покупателей, изменение дохода, изменение цен на товары-субституты и на комплементарные товары, изменение  в ожиданиях потребителя.

Товары, на которые потребитель предъявляет  спрос, создает и предлагает производитель. Совокупность товаров, выносимых им на рынок, и образует предложение.

Объем предложения  каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав  их на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много  товара. Когда же цена существенно  возрастет и окажется очень высокой, производители постараются увеличить предложение товара. Однако на предложение влияют ещё и неценовые факторы: изменение ресурсных цен, изменение технологии, изменение налогов и дотаций, изменение цен на взаимозаменяемые товары, изменение ожиданий, изменение числа поставщиков.

Совокупный  спрос и совокупное предложение  относятся к основным показателям, характеризующим состояние экономики  страны. Они определяются соответственно общей суммой индивидуальных спросов  и предложений.

Государство воздействует на рынок, во-первых, с  помощью налогов, которые оно  устанавливает на продаваемые товары, во-вторых, с помощью установления максимальных или даже фиксированных  цен на некоторые товары и в  первую очередь на предметы первой необходимости. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Ермишин П. Г. Основы экономической теории (Курс лекций)
  2. Микроэкономика: учебно-методическое пособие для вузов. Голиков М.Н. – Псков: Изд-во ПГПУ, 2005.
  3. Экономика: Учебник. Под ред. доктора экон. наук проф. А.С. Булатова 3-е изд., переработано и дополнено. - М.: Юристь 2002 - 896 с.
  4. http://otherreferats.allbest.ru/economy/00009499_0.html.

Информация о работе Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложение, равновесная цена