Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 11:08, реферат
В психологии различают понятия « руководитель» и «лидер».
Руководитель - лицо, на которое официально возложены функции управления, организации рабочей группы и контроль её деятельности. но руководитель не всегда является лидером - авторитетным человеком, действительно занимающим важное место в организации деятельности группы.
ВВЕДЕНИЕ
В психологии
различают понятия «
Руководитель - лицо, на которое официально возложены функции управления, организации рабочей группы и контроль её деятельности. но руководитель не всегда является лидером - авторитетным человеком, действительно занимающим важное место в организации деятельности группы.
В отличии
от руководителя лидер призван осуществлять
в основном регуляцию межличностных
отношений в группе, поддерживать
стабильность в группе; чаще всего
лидер появляется стихийно, его положение
менее стабильно, лидер принимает более
непосредственные решения. если руководитель
группы и её лидер - разные лица, то в зависимости
от уровня группового развития, их взаимоотношения
могут привести или к эффективной совместной
деятельности, ил к конфронтации.
В отличие
от лидера руководитель всегда выступает
посредником социального
В отечественной социальной психологии определены отличия в содержании понятий «лидер» и «руководитель». Б.Д. Парыгин отмечает такие отличия:
- лидер
призван осуществлять
- лидерство возникает при условиях микросреды, руководство же - элемент макросреды, оно связано со всей системой общественных отношений;
- лидерство
возникает стихийно, руководитель
или назначается, или
- явление
лидерства менее стабильно,
- руководство подчиненными в сравнении с лидерством имеет определенную систему санкций;
- процесс
принятия решения
- сфера
деятельности лидера - по большей
части - малая группа, где он
является лидером; сфера
Однако
лидер и руководитель имеют дело
с однопорядковым типом проблем,
а именно - они должны стимулировать
группу, нацеливать ее на решение определенных
задач. В психологической
2. Признаки и функции лидерства в теориях лидерства
Лидерство,
как и руководство стало
Так, американский исследователь К. Берд составил список, в котором фигурировали - инициативность, коммуникабельность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, доброта. Позднее Р. Стокдилл добавил еще популярность, красноречие и пр. Хотя ни одна из черт не занимает значительного места в характеристике лидера, однако они в характеристике лидера присутствуют.
Согласно Максвеллу, потенциальный лидер обязан иметь позитивное восприятие, служить общим интересам, иметь потенциал роста и быть последовательным и отданным делу: быть гибким, порядочным, иметь широкий кругозор, придерживаться дисциплины и проявлять благодарность организации и людям. Однако, руководствуясь одним из основных положений социальной психологии о значении социальной ситуации, рассматривать эффективность лидера, учитывая только черты личности , недостаточно. Существует несколько теорий лидерства, которые фиксируют внимание одновременно на личностных качествах лидера и ситуации, в которой он действует. Это ситуационные теории лидерства.
Согласно ситуационным теориям лидерства, лидерство - это продукт определенной ситуации. В разных конкретных ситуациях групповой жизни появляются отдельные члены группы, которые имеют преимущества перед другими, хотя бы одной чертой, а поскольку именно эта черта является необходимой в данный момент, человек становиться лидером. Одной из наиболее известных из теорий такого рода, является теория Ф. Фиддера, которая утверждает, что эффективность лидера зависит от того, насколько данный лидер ориентирован на задачу или на взаимоотношения, а также от того, в какой степени лидер контролирует группу и реализует свое влияние на нее. Следует отметить, что теория Фиддера прошли успешную проверку на многочисленных группах лидеров, включая директоров предприятий, администраторов, начальников отделений и пр.
Представители поведенческого подхода к исследованию лидерства считают, что лидером становится человек, который обладает нужной формой поведения. В рамках этого подхода были выполнены многочисленные исследования стилей лидерства и разработаны их классификации.
Исходя из различных теорий лидерства, в современной психологии в качестве основных признаков лидерства выделяют следующие:
- более
высокая активность и
- большая информированность о решаемой задаче, о членах группы, о ситуации в целом;
- более
выраженная способность
Основные функции лидерства - организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.
Феномен
лидерства определяется взаимодействием
ряда переменных, основными из которых
являются психологические характеристики
личности самого лидера, социально-психологические
характеристики группы, характер решаемых
задач и особенности ситуации, в которой
находится группа.
3. Стили лидерства и руководства
Как показывает практика, психологический климат в группе определяется прежде всего деловыми отношениями руководства и подчинения, отношениями ответственной зависимости. Следовательно, от стиля руководства в значительной мере зависит эффективность деятельности группы, уровень осознанности общих целей и задач каждым его членом, степень личного участия в их реализации.
Деление лидеров и руководителей с точки зрения стиля и метолов работы на авторитарных и демократических берет начало в экспериментах по лидерству, проведенных в свое время под руководством К. Левина. Эти эксперименты выявили три типа лидерства, которые по-разному влияют на эффективность групповой деятельности (авторитарный, демократический, попустительский).
Авторитарный (административный, директивный, волевой) стиль отличается тем, что группой управляет один человек - руководитель. Он вырабатывает, координирует и контролирует ее деятельность. Этот стиль усиливает фрустрацию и способствует тем самым возникновению неформальных групп.
Демократический стиль управления (руководства) называют еще коллегиальным, товарищеским. Его характерная черта - активное общение между начальником и его сотрудниками, составляющими группу. Этот стиль способствует распространению информации и облегчает принятие решений, однако, при авторитарном стиле решения принимаются быстрее. Демократический стиль управления труднее реализовать. Он предполагает у руководителя таких качеств, как чувство личной ответственности, способность понимать других, толерантность и пр.
Попустительский стиль руководства (либеральный, невмешивающийся, анархический) характеризуется тем, что функция управления полностью передается членам группы, которая становится «группой без руководителя». В действительности лидер существует, но его позиция незаметна. Такая группа живет очень динамично, но расходует много сил на свою организацию.
Каждый из перечисленных стилей управления имеет как свои достоинства, так и недостатки.
Типология лидерства К. Левина имеет в отечественной психологии наиболее широкое распространение, однако существуют еще несколько значительных теорий стилей лидерства. К таким теориям относится, например, теория Дугласа Мак Грегора, которая выделяет стили «Х» и «У» в зависимости от восприятия лидером человеческой сущности.
Для стиля «Х» характерно восприятие подчиненных как массы людей, которые вообще не любят работать, стремятся избежать работы, как таких, которые не имеют честолюбия, безответственных, несамостоятельных, как таких, которые требуют защиты. Поэтому их необходимо заставлять работать, использую принуждение и наказание. Жесткий контроль.
Руководители стиля «У» исходят из того, что работа - это природный процесс, свойства людей.. В соответствующих условиях люди не только не избегают работы и ответственности, но стремятся к ней. Способности к творчеству присущи многим людям и задача руководителя - использовать их.
Ученые Хьюстонского университета Блейк и Мутон разработали управленческую матрицу. По их мнению стиль руководства определяется местом поля, ограниченного осями «забота о производстве» и «забота о людях».
Существуют также теории стилей управления, которые выделяются в зависимости от характера взаимодействия руководителя с подчиненными в процессе принятия решений. Существуют модели, связывающие стиль руководства со степенью зрелости группы, которая в свою очередь связана со степенью вхождения членов группы в дела организации, степенью причастности к этим делам.
Наличие
многочисленных теорий стилей руководства
и лидерства показывает, что большую
социальную систему общества, которая
является живым организмом тяжело смоделировать
и описать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ