Руководство и лидерство в группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 19:51, контрольная работа

Описание работы

Об актуальности темы «Лидерство и руководство в группе» говорить не приходится. С этим встречается почти каждый человек в своей жизни, который в какой-либо степени находился в коллективе, какой-либо группе.
Лидерство и руководство – два основополагающих понятия, с которыми связано эффективное управление организациями. Руководство – это формальная властная позиция, которая не имеет отношения к личным качествам людей.

Содержание

Введение__________________________________________________3
Руководство и лидерство в группе________________________________4
Социально психологические отличия руководства и лидерства_______9
Стили лидерства и руководства________________________________10
Заключение_______________________________________________ 14
Список используемых источников и литературы__________________15

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 37.32 Кб (Скачать)

 

ФГБОУ ВПО "Российская академия народного  хозяйства и государственной  службы при Президенте Российской Федерации"

Филиал в г. Ижевске

 

Кафедра теории и  практики управления

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Общая психология»

тема: «Руководство и лидерство  в группе»

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

«Государственное

 и муниципальное управление»

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2012г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

с.

Введение__________________________________________________3

Руководство и лидерство  в группе________________________________4

Социально психологические  отличия руководства и лидерства_______9

Стили лидерства и руководства________________________________10

Заключение_______________________________________________ 14

Список используемых источников и литературы__________________15

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Об актуальности темы «Лидерство и руководство в  группе» говорить не приходится. С  этим встречается почти каждый человек  в своей жизни, который в какой-либо степени находился в коллективе, какой-либо группе.

Лидерство и руководство – два основополагающих понятия, с которыми связано эффективное  управление организациями. Руководство  – это формальная властная позиция, которая не имеет отношения к личным качествам людей.1

Лидерство – комплексное понятие, которое  включает в себя несколько составляющих:

- ассоциация  с человеческими качествами;

- процессом,  в котором «ведут ведомых»;

- результат  деятельности человека.

Для управления важно  и руководство, и лидерство. Лидер  важен потому, что он постоянно  функционирует на фоне меняющихся отношений  внутри группы, оказывая постоянное влияние  на людей, которые по отношению к  нему выступают как «ведомые». Неофициальный  лидер во многом помогает руководителю, успешно дополняя его работу. Определяющая роль руководителя проистекает из полномочий принимать решения. Обладая реальной властью, руководитель существенным образом воздействует на трудовой коллектив, а через него, - на характер и результаты функционирования самого объекта.

Наиболее желательным сочетанием в практике управления является соединение в одном лице лидера и руководителя.

Но не надо заблуждаться, что лидер и  руководитель – это одно и тоже понятие. У них очень много как схожих, так и разных черт.

Это мы рассмотрим в следующих главах данной контрольной работы.

 

 

Руководство и лидерство  в группе

Каждый член определенной группы занимает в ней свое место, благодаря своим личностным и  деловым качествам, вкладом в  общее дело группы, признания остальными членами данной группы и способности оказывать на них влияние. Группа, с данной точки зрения, является определенной иерархией статусов всех ее членов.

В результате общения и  взаимодействия членов группы возникает  лидерство. Лидерство и руководство  в группе является кардинальной проблемой  социальной психологии. Она заключается  не только в определенных вопросах интеграции данной группы, но и в  психологическом описании субъектов  этой интеграции.

Лидерство

 Лидерство – это ведущее положение члена определенной социальной группы, способное влиять как на отдельную личность, так и на группу, что обуславливает более эффективное достижение результатов деятельности данной группы, процессы самоуправления и самоорганизации в группе. Естественный социально-психологический процесс, протекающий в группе; он связан с влиянием авторитетной личности на поведение членов группы.

Под влиянием понимают такое  поведение человека, которое приводит к изменениям в действиях, отношениях, чувствах другого человека. Влияние  можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример.

Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает лидера. Без него ни одна группа существовать не может.

Неотъемлемый атрибут  лидерства — наличие хотя бы одного последователя. Важно умение повести  людей за собой, обеспечить существование таких системных связей между ними, которые бы способствовали решению конкретных задач по достижению единой цели. То есть лидер — это элемент, упорядочивающий систему людей.

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

  • бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, объединениях по интересам, в семье);
  • социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах — спортивных, творческих и т. д.);
  • политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).

Существует несомненная  связь между судьбами лидеров  этих трех типов: бытовой всегда может  выдвинуться на позиции социального  и политического. Опираясь на ряд категорий, можно выделить следующие типы лидеров2:

1. Обаятельный/авторитетный. Обаятельный лидер пользуется  симпатией, его природное обаяние  вдохновляет окружающих. Авторитетный  лидер опирается на свои знания, способности, хладнокровие, спокойствие,  проявляя аналитический подход к решению проблем.

2. Лидер «с воображением»,  «душевный» /лидер-контролер, манипулятор.  Лидер «с воображением», с творческой  фантазией, дающий реализовывать  возможности подчиненных, способен  выдвигать инициативы, вдохновлять  свою группу, проявляя «нежную  любовную заботу», участие в  делах своих подчиненных. Лидер-контролер,  занимается операциями внутри  системы, относясь к подчиненным  «с легко прикрытым сожалением».  Подчиненные воспринимают «душевного  лидера с воображением» как  «одного из нас», который выражает  нормы, ценности группы; как наиболее  опытного, мудрого из нас, способного быть экспертом в решении групповых задач.

В отличие от лидера, руководитель – это некий посредник между  социальным контролем и административной властью. Лидером является добровольно  взявший на себя полномочия член группы. Руководитель же или формальный лидер  назначается на должность вышестоящим  руководством.

Руководство

Руководитель — это  человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность  за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

Лидер воодушевляет людей  и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Руководители имеют тенденцию  занимать пассивную позицию по отношению к целям. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу3.

Официально назначенный  руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, но быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.

Кроме того, поведение формального  руководителя зависит от того, стремится  ли он продвигаться выше по служебной  лестнице или удовлетворен своим  настоящим положением и особенно не стремится к продвижению.

Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют  их взгляды и идеи, отражаемые в  лидерском видении. Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя  их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они  закладывают доверие в основу групповой, совместной работы.

Используя свой профессионализм, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Решения  часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, наоборот, предпринимают  постоянные попытки разработки новых  и неоднозначных решений проблемы.

Принято различать понятия  лидера и руководителя как соответственно неформального и формального  лидера. Процесс влияния через  способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил  название неформального лидерства. В этом случае влияние исходит  из признания другими личного  превосходства лидера. Формальное лидерство  — это процесс влияния на людей  с позиции занимаемой должности, официального положения в организации.

Формальный лидер имеет  поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и  обычно действует в отведенной ему  конкретной функциональной области.

Неформальный лидер выдвигается  за счет своих способностей оказывать  влияние на других и благодаря  своим деловым и личным качествам.

Руководство

Лидерство

1. Осуществляется регуляция  официальных отношений группы  как некоторой социальной организации

1. Осуществляется регуляция  межличностных отношений в группе

2. Связано со всей системой  общественных отношений и является  элементом макросреды

2. Является элементом  макросреды (так же, как сама малая  группа)

3. Целенаправленный процесс,  осуществляемый под контролем  различных элементов социальной  структуры

3. Возникает стихийно

4. Явление более стабильное 

4. Явление менее стабильное  и зависит в большей степени  от настроения группы

5. Более определенная  система различных санкций

5. Менее определенная  система различных санкций

6. Процесс принятия решений  значительно более сложен и  опосредован множеством различных  обстоятельств и соображений,  не обязательно связанных с  данной группой 

6. Решения принимают непосредственно  по групповой деятельности

7. Сфера действий руководителя  шире, поскольку он представляет  малую группу в более широкой  социальной системе 

7. Сфера деятельности  лидера — в основном малая  группа


 

 

Социально психологические  отличия руководства и лидерства

Лидерство и руководство  в группе имеют определенные современной  социальной психологией отличия4:

— лидер в основном занимается регулированием отношений между  членами группы, руководитель осуществляет регуляцию только официальных отношений;

— лидерство возникает  в микросреде, руководство же –  в макросреде, в системе общественных отношений;

— Лидерство происходит, возникает стихийно, руководитель –  назначается;

— Лидерство зависит от желания членов группы, не является стабильным, руководство – стабильно;

— Руководство осуществляется в определенной системе санкций, в отличие от лидерства;

— Руководитель принимает  свои решения более сложно, лидер  — непосредственно;

— лидер осуществляет свою деятельность в малой группе, сфера  деятельности руководителя на много  шире.

Однако лидерство и  руководство в группе имеют и  некоторые схожие проблемы – стимуляция группы, мотивация ее на решения  определенных задач. С психологической  точки зрения деятельность лидера и  руководителя также имеет много  общего. При этом лидерство является в основном психологической характеристикой  некоторых членов группы, а руководство  – это социальное регулирование  отношений между членами группы, с точки зрения распределения ролей в данной группе.

Стили лидерства и руководства

Основу для классификаций  стилей руководства или стилей поведения  дали теории, основанные на поведенческом  подходе. При поведенческом подходе  к лидерству эффективность определяется не столько личными качествами руководителя, сколько его манерой поведения  по отношению к подчиненным. Немецкий психолог Курт Левин (1890-1947) провел серию  экспериментов, на основе которых выделил  три ставших классическими стиля  управления5:

  • авторитарный (или автократический, или директивный, или диктаторский);
  • демократический (или коллегиальный);
  • попустительский (или либерально-анархический, или нейтральный).

Авторитарный стиль управления. Для него характерны жесткое единоличное  принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к работнику как к личности. Сотрудники должны исполнять лишь то, что им приказано. При этом они получают минимум информации. Интересы сотрудников во внимание не принимаются.

Информация о работе Руководство и лидерство в группе