Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:43, контрольная работа
Необходимость кем-то быть, играть определенные роли, является неотъемлемой частью человеческого бытия. Без этого не может функционировать общественный организм, без этого невозможна самореализация индивида.
Введение………………………………………………………………….3
Понимание личности в психологии…………………………………….4
Механизмы социализации личности. Ролевое поведение…………….7
Виды и роль эмоций в жизни человека………………………………..10
Заключение………………………………………………………………14
Список литературы……………………………………………………...16
«страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели».
В своих рассуждениях об эмоциях В. Вундт не ограничился только попыткой их классификации в соответствии с приведенной схемой, но еще предложил некоторые гипотетические кривые, выражающие, по его мнению, типичную динамику изменения эмоциональных состояний по каждому из названных измерений.
Эмоции,
таким образом, отличаются по многим параметрам:
по модальности (качеству), по интенсивности,
продолжительности, осознанности, глубине,
генетическому источнику, сложности, условиям
возникновения, выполняемым функциям,
воздействию на организм. По последнему
из названных параметров эмоции делят
на стенические и астенические. Первые
активизируют организм, поднимают настроение,
а вторые — расслабляют, подавляют. Кроме
того, эмоции делят на низшие и высшие,
а также по объектам, с которыми они связаны
(предметы, события, люди и т.д.).
- 13 -
Системно-ролевая
модель формирования личности (по Н.М.Таланчуку)
|
- 14 -
Заключение
Личность - сложное понятие, которое является одним из центральных понятий социологии, философии и психологии. На социологическое понятие личности заметно влияют философские концепции и психологические теории. Личность является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое "Я" и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого. В социологических работах личность трактуется как совокупность ролей и статусов, которые она занимает в обществе.
Социальная роль - суть ожидание, предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Основные требования вырабатывались, шлифовались обществом и существуют независимо от конкретных людей, вопреки их желаниям и представлениям. Основные характеристики социальной роли - эмоциональность; способ получения; масштаб; формализация и мотивация. Любая социальная роль включает некоторое сочетание этих характеристик. В целом, социальная роль, которую выполняет человек, весьма значительна в его жизни, в его умении эффективно функционировать в рамках общества.
Одной из важнейших категорией при изучении социальных ролей личности является социальный статус. Именно социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Конкретная социальная роль, как совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе, распадается на ролевые ожидания - то, чего ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение - то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Несоответствие последних нередко приводит к ролевым конфликтам.
На протяжении различных периодов развития личности нередки случаи так называемых ролевых конфликтов. Человек на протяжении своей жизни выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Однако роли эти не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же человеку предъявляют противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей. В этом плане важной профилактической мерой предотвращения таких ситуаций является обучение личности социальным ролям. Процессы развития личности, обучения ее социальным ролям является важным инструментом взаимодействия общества и личности. Если в процессе развития личности и освоения ею социальных ролей допущены ошибки, то у личности может возникнуть внутреннее ролевое напряжение. Напротив, развитая личность, в отношении которой было
- 15 -
допущено минимальное количество ошибок в воспитании, может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, не сливаясь, не идентифицируясь с ролью, в то же время "врастая" в общество себе подобных. В целом освоение социальных ролей - часть процесса социализации личности, непременное условие "врастания" человека в общество себе подобных.
Влияние
социальной роли на развитие личности
достаточно велико. Развитию личности
способствует ее взаимодействие с лицами,
играющими целый ряд ролей, а также ее
участие в максимально возможном ролевом
репертуаре. Чем больше социальных ролей
способен воспроизвести индивид, тем более
приспособленным к жизни он является,
а процесс развития личности часто выступает
как динамика освоения социальных ролей.
- 16 -
Список
литературы
1. Абульханова-Славская
К. А. Деятельность и
2. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
3. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.
4. Берне Р. В. Я - концепция и воспитание. М., 1986.
5. Бодалев А. А. Психология о личности. М., 1988.
6. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. Л., 1988.
7. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
8. Психология формирования и развития личности. М., 1981.
9. Раншбург И., Поппер П. Секреты личности. М., 1983.
10. Рейнвальд Н. И. Психология личности. М., 1987.
11. Симонов П. В. Темперамент - характер - личность. М., 1984.
12. Способности и склонности: Комплексные исследования. М., 1989.
13. Страхов И. В. Психология характера. Саратов, 1970.
14. Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., 1986.
15. Леонтъев А.И. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций Тексты. - М., 1984.
16. Вшюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций //
17. Кузьмин, Е. С., Семёнов, В. Е. Методы социальной психологии / Е. С. Кузьмин. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977.
18. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976. (Структура эмоциональных явлений: Функции эмоциональных переживаний: