Руководство и лидерство в группах

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:43, контрольная работа

Описание работы

Необходимость кем-то быть, играть определенные роли, является неотъемлемой частью человеческого бытия. Без этого не может функционировать общественный организм, без этого невозможна самореализация индивида.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Понимание личности в психологии…………………………………….4

Механизмы социализации личности. Ролевое поведение…………….7

Виды и роль эмоций в жизни человека………………………………..10

Заключение………………………………………………………………14

Список литературы……………………………………………………...16

Работа содержит 1 файл

Г.А.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

«страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели».

     В своих рассуждениях об эмоциях В. Вундт не ограничился только попыткой их классификации в соответствии с приведенной схемой, но еще предложил некоторые гипотетические кривые, выражающие, по его мнению, типичную динамику изменения эмоциональных состояний по каждому из названных измерений.

     Эмоции, таким образом, отличаются по многим параметрам: по модальности (качеству), по интенсивности, продолжительности, осознанности, глубине, генетическому источнику, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм. По последнему из названных параметров эмоции делят на стенические и астенические. Первые активизируют организм, поднимают настроение, а вторые — расслабляют, подавляют. Кроме того, эмоции делят на низшие и высшие, а также по объектам, с которыми они связаны (предметы, события, люди и т.д.).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

- 13 - 

Системно-ролевая  модель формирования личности (по Н.М.Таланчуку) 

Сферы Социальные  роли личности Задачи  воспитания и самовоспитания Критерии  воспитанности личности
С

Е

М

Ь

Я

Сыновне-дочерняя Формирование  сыновне-дочернего долга  Сыновне-дочерней долг и ответственность 
Супружеская Формирование  супружеской культуры Супружеская культура
Отцовско-материнская Формирование  педагогической культуры Педагогическая  родительская культура
К 
О 
Л 
Л 
Е 
К 
Т 
И 
В
Профессионально-трудовая Формирование  профессиональных знаний и умений Профессиональное  мастерство и культура
Экономическая Формирование  экономической культуры Экономическая культура
Организаторско -самоуправленческая Формирование  умений самоорганизации и самоуправления Культура самоорганизации  и самоуправления в коллективе
Коммуникативная Формирование  культуры общения Коммуникативная культура
Экологическая Формирование  экологической куль туры Экологическая культура
О 
Б 
Щ 
Е 
С 
Т 
В 
О
Патриотическая  Воспитание  патриотизма  Патриотизм 
Национально

интернациональная

Воспитание  национально-интернациональной культуры Национально-интернациональная  культура
Классово  интерклассовая Воспитание  классово -интерклассовой культуры Классово - интерклассовая культура
Политическая Воспитание  политической культуры Политическая  культура
Морально-правовая Воспитание  морально-правовой куль туры Морально-правовая культура
М

И

Р

Геосоциальные и интерсоциальные Интерсоциальное воспитание и самовоспитание Интерсоциальная культура личности как гражданина мира
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

- 14 - 

Заключение 

     Личность - сложное понятие, которое является одним из центральных понятий социологии, философии и психологии. На социологическое понятие личности заметно влияют философские концепции и психологические теории. Личность является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое "Я" и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого. В социологических работах личность трактуется как совокупность ролей и статусов, которые она занимает в обществе.

     Социальная роль - суть ожидание, предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Основные требования вырабатывались, шлифовались обществом и существуют независимо от конкретных людей, вопреки их желаниям и представлениям. Основные характеристики социальной роли - эмоциональность; способ получения; масштаб; формализация и мотивация. Любая социальная роль включает некоторое сочетание этих характеристик. В целом, социальная роль, которую выполняет человек, весьма значительна в его жизни, в его умении эффективно функционировать в рамках общества.

     Одной из важнейших категорией при изучении социальных ролей личности является социальный статус. Именно социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Конкретная социальная роль, как совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе, распадается на ролевые ожидания - то, чего ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение - то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Несоответствие последних нередко приводит к ролевым конфликтам.

     На протяжении различных периодов развития личности нередки случаи так называемых ролевых конфликтов. Человек на протяжении своей жизни выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Однако роли эти не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же человеку предъявляют противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей. В этом плане важной профилактической мерой предотвращения таких ситуаций является обучение личности социальным ролям. Процессы развития личности, обучения ее социальным ролям является важным инструментом взаимодействия общества и личности. Если в процессе развития личности и освоения ею социальных ролей допущены ошибки, то у личности может возникнуть внутреннее ролевое напряжение. Напротив, развитая личность, в отношении которой было

- 15 - 

допущено минимальное  количество ошибок в воспитании, может  использовать ролевое поведение  как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, не сливаясь, не идентифицируясь с ролью, в то же время "врастая" в общество себе подобных. В целом освоение социальных ролей - часть процесса социализации личности, непременное условие "врастания" человека в общество себе подобных.

   Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является, а процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

- 16 - 

Список  литературы 
 

1. Абульханова-Славская  К. А. Деятельность и психология  личности. М., 1980.

2. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.

3. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.

4. Берне Р. В. Я - концепция и воспитание. М., 1986.

5. Бодалев А. А. Психология о личности. М., 1988.

6. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. Л., 1988.

7. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

8. Психология формирования и развития личности. М., 1981.

9. Раншбург И., Поппер П. Секреты личности. М., 1983.

10. Рейнвальд Н. И. Психология личности. М., 1987.

11. Симонов П. В. Темперамент - характер - личность. М., 1984.

12. Способности и склонности: Комплексные исследования. М., 1989.

13. Страхов И. В. Психология характера. Саратов, 1970.

14. Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., 1986.

15. Леонтъев А.И. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций Тексты. - М., 1984.

16. Вшюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций //

17. Кузьмин, Е. С., Семёнов, В. Е. Методы социальной психологии / Е. С. Кузьмин. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977.

18. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976. (Структура эмоциональных явлений: Функции эмоциональных переживаний:

Информация о работе Руководство и лидерство в группах