Руководитель и лидер: общее и особенное

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 19:30, контрольная работа

Описание работы

Важная проблема в психологии управления - проблема лидерства и руководства. Понятия "лидер" и ''руководитель" имеют в содержании много общего. Тот и другой организуют, побуждают группу на решение стоящих перед нею задач, определяют выбор способов и средств их решения. Оба феномена реализуют процессы социального влияния в коллективе.

Работа содержит 1 файл

псих.docx

— 21.74 Кб (Скачать)

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Психология управления»

на тему «Руководитель и лидер: общее и особенное»

 

 

 

Выполнила:

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт - Петербург

2011

Успех деятельности любой организации напрямую связан с характером руководства, отношениями, которые складываются между руководителями и подчиненными.

Важная проблема в психологии управления  - проблема лидерства и руководства. Понятия "лидер" и ''руководитель" имеют в содержании много общего. Тот и другой организуют, побуждают группу на решение стоящих перед нею задач, определяют выбор способов и средств их решения. Оба феномена реализуют процессы социального влияния в коллективе. Руководству, как и лидерству присуща определенная субординация отношений. В первом случае отношения четко определены и закреплены должностными инструкциями, а во втором – отношения не формализованы. Вместе с тем, эти понятия далеко не тождественны. Отсутствие знаний, в чем состоит различие между лидерством и руководством мешает руководителю на практике правильно построить свое управленческое поведение.

Лидерство определяется как  процесс влияния на индивидуумов или групп лиц для достижения поставленных целей. Деятельность лидера обеспечивается моральными нормами совместной деятельности. Это процесс влияния на поведение членов группы по средствам личного авторитета. То есть происходит психологическое влияние одного человека на других на основе восприятия, внушения, понимания друг друга. Лидерам свойственно быстрее, чем остальным членам группы осознавать складывающиеся внутригрупповые нормы поведения, способствовать их закреплению в жизнедеятельности группы. Они легко вступают в контакт с другими людьми, используют наиболее успешные формы общения, чтобы повлиять на поведение членов группы, стремятся к руководству, обладают потребностью направлять действия других людей. Лидер решает только проблемы возникшие внутри группы. Он выдвигается самой группой в процессе решения каких-либо задач, и проявляет себя более активным, влиятельным в решении этой задачи по сравнению с другими членами группы. Но группа не всегда готова принять лидера и подчиняться ему, поэтому лидерские возможности могут увеличиваться или уменьшаться.

Лидер для «завоевания власти» в группе использует такие же формы влияния (кроме правовых полномочий) как и руководитель:

  1. власть, основанная на принуждении - это страх ведомого перед любыми лишениями, неприятностями, которые может доставить лидер в случае неподчинения;
  2. власть, основанная на вознаграждении - это положительное подкрепление необходимого поведения ведомого лидером;
  3. власть, основанная на традиции - это использование привычки людей подчиняться социальным нормам поведения вообще и в данной группе, такое подчинение дает чувство защищенности, принадлежности к группе;
  4. власть примера - это привлекательность, сила личных качеств, способностей лидера, которые создают у ведомого желание быть похожим на него, через подчинение лидеру добиться благосклонности, уважения;
  5. власть эксперта - это вера в ценность знаний лидера, его компетенцию;
  6. власть убеждения;
  7. власть через участие - это привлечение ведомых к участию в управлении, т.е. формирование целей и задач деятельности, которую они потом будут выполнять.

Использование каждой из перечисленных форм влияния  должно, естественно соответствовать конкретной ситуации, составу группы, социальным параметрам самого лидера и т.д.

Руководство – процесс правового воздействия, осуществляемый на основе власти, данной руководителю государством или группой. В организации, на предприятии руководство выражается в деятельности направленной на обеспечение целенаправленного упорядоченного функционирования людей в группах. Процесс руководства состоит из совокупности взаимодействий руководителя с подчиненными, где руководитель осуществляет постановку целей, контроль и корректировку деятельности по ее достижению, а подчиненные обеспечивают исполнение самой деятельности. Руководитель возникает в процессе развития организации. Как правило, он назначается или избирается, и является посредником социального контроля и власти, как формальной, которой руководитель наделен изначально, так и неформальной, которую он завоевывает сам, за счет своих личных качеств, знаний, умений, навыков.

Основную  содержательную сторону руководства  можно представить через совокупность функций руководителя. За многолетний период исследований, как в теоретическом, так и прикладном аспектах, было предложено множество различных классификаций этих функций. Дифференцирование их имеет условный характер, т.к. на практике все функции неразрывно связаны друг с другом и взаимно переплетены.

Эмпирические  исследования, анализ функций руководителей  производственных коллективов показал, что руководители склонны разделять  свои функции в основном на две  группы: производственные и социально—психологические.

Основным  компонентом деятельности руководителя является подготовка и принятие управленческих решений. От степени обоснованности этих решений зависит успех деятельности всей группы в целом. Принимая решения, руководитель основывается не только на внутригрупповых проблемах, но и внешних обстоятельствах, таких как связи с другими организациями. Таким образом руководитель связывает группу с другими социальными системами.

Деятельность  руководителя основана на правовых нормах, а так же, ввиду ее формализма, она более стабильна, по сравнению  с лидерством, меньше зависит от мнения и  настроения членов группы. 

Для организации более выгодно, когда официальный руководитель впоследствии признается группой как лидер. Так как в таком случае решения могут приниматься, руководствуясь не только юридическими правами, но и моральными нормами. Руководитель-лидер способен воспринимать проблемы коллектива, брать на себя работу, которую другие члены коллектива не могут выполнить по каким-либо причинам, способен организовывать совместную деятельность с учетом интересов и возможностей каждого члена коллектива. Он обладает чуткостью, проницательностью, доверием к людям, оптимистическим подходом к решению проблемы и способностью эмоционально - психологически  воздействовать на коллектив.

В тех случаях, когда руководитель и лидер не совпадают в одном лице, могут возникать неудовлетворенность работой, увеличение конфликтности. Конфронтация с деловым лидером может подорвать авторитет руководителя в глазах членов группы.

Вместе с  тем, руководителю необходимо принимать участие в формировании ценностных ориентации группы, норм поведения. Сотрудники должны знать, каковы социально-психологические ожидания у руководителя по отношению к ним.

Сложность лидерства для руководителя заключается еще и в ограниченности «живого» контакта с группой, т.к. руководитель, чаще всего имеет свою территорию, кабинет и соответственно, лишен возможности участвовать, в повседневном общении, тесном взаимодействии, наблюдать проявление взаимопомощи или наоборот нелицеприятного поведения членов группы, а также и вмешиваться в них.

 


Информация о работе Руководитель и лидер: общее и особенное