Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 19:30, контрольная работа
Важная проблема в психологии управления - проблема лидерства и руководства. Понятия "лидер" и ''руководитель" имеют в содержании много общего. Тот и другой организуют, побуждают группу на решение стоящих перед нею задач, определяют выбор способов и средств их решения. Оба феномена реализуют процессы социального влияния в коллективе.
Контрольная работа
по дисциплине «Психология управления»
на тему «Руководитель и лидер: общее и особенное»
Выполнила:
Научный руководитель:
Санкт - Петербург
2011
Успех деятельности любой организации напрямую связан с характером руководства, отношениями, которые складываются между руководителями и подчиненными.
Важная проблема в психологии управления - проблема лидерства и руководства. Понятия "лидер" и ''руководитель" имеют в содержании много общего. Тот и другой организуют, побуждают группу на решение стоящих перед нею задач, определяют выбор способов и средств их решения. Оба феномена реализуют процессы социального влияния в коллективе. Руководству, как и лидерству присуща определенная субординация отношений. В первом случае отношения четко определены и закреплены должностными инструкциями, а во втором – отношения не формализованы. Вместе с тем, эти понятия далеко не тождественны. Отсутствие знаний, в чем состоит различие между лидерством и руководством мешает руководителю на практике правильно построить свое управленческое поведение.
Лидерство определяется как процесс влияния на индивидуумов или групп лиц для достижения поставленных целей. Деятельность лидера обеспечивается моральными нормами совместной деятельности. Это процесс влияния на поведение членов группы по средствам личного авторитета. То есть происходит психологическое влияние одного человека на других на основе восприятия, внушения, понимания друг друга. Лидерам свойственно быстрее, чем остальным членам группы осознавать складывающиеся внутригрупповые нормы поведения, способствовать их закреплению в жизнедеятельности группы. Они легко вступают в контакт с другими людьми, используют наиболее успешные формы общения, чтобы повлиять на поведение членов группы, стремятся к руководству, обладают потребностью направлять действия других людей. Лидер решает только проблемы возникшие внутри группы. Он выдвигается самой группой в процессе решения каких-либо задач, и проявляет себя более активным, влиятельным в решении этой задачи по сравнению с другими членами группы. Но группа не всегда готова принять лидера и подчиняться ему, поэтому лидерские возможности могут увеличиваться или уменьшаться.
Лидер для «завоевания власти» в группе использует такие же формы влияния (кроме правовых полномочий) как и руководитель:
Использование каждой из перечисленных форм влияния должно, естественно соответствовать конкретной ситуации, составу группы, социальным параметрам самого лидера и т.д.
Руководство
– процесс правового
Основную
содержательную сторону руководства
можно представить через
Эмпирические исследования, анализ функций руководителей производственных коллективов показал, что руководители склонны разделять свои функции в основном на две группы: производственные и социально—психологические.
Основным компонентом деятельности руководителя является подготовка и принятие управленческих решений. От степени обоснованности этих решений зависит успех деятельности всей группы в целом. Принимая решения, руководитель основывается не только на внутригрупповых проблемах, но и внешних обстоятельствах, таких как связи с другими организациями. Таким образом руководитель связывает группу с другими социальными системами.
Деятельность руководителя основана на правовых нормах, а так же, ввиду ее формализма, она более стабильна, по сравнению с лидерством, меньше зависит от мнения и настроения членов группы.
Для организации более выгодно, когда официальный руководитель впоследствии признается группой как лидер. Так как в таком случае решения могут приниматься, руководствуясь не только юридическими правами, но и моральными нормами. Руководитель-лидер способен воспринимать проблемы коллектива, брать на себя работу, которую другие члены коллектива не могут выполнить по каким-либо причинам, способен организовывать совместную деятельность с учетом интересов и возможностей каждого члена коллектива. Он обладает чуткостью, проницательностью, доверием к людям, оптимистическим подходом к решению проблемы и способностью эмоционально - психологически воздействовать на коллектив.
В тех случаях, когда руководитель и лидер не совпадают в одном лице, могут возникать неудовлетворенность работой, увеличение конфликтности. Конфронтация с деловым лидером может подорвать авторитет руководителя в глазах членов группы.
Вместе с тем, руководителю необходимо принимать участие в формировании ценностных ориентации группы, норм поведения. Сотрудники должны знать, каковы социально-психологические ожидания у руководителя по отношению к ним.
Сложность лидерства для руководителя заключается еще и в ограниченности «живого» контакта с группой, т.к. руководитель, чаще всего имеет свою территорию, кабинет и соответственно, лишен возможности участвовать, в повседневном общении, тесном взаимодействии, наблюдать проявление взаимопомощи или наоборот нелицеприятного поведения членов группы, а также и вмешиваться в них.