Ролевые ожидания и притязания супругов в браке и их влияние на совместимость

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2011 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – ролевые ожидания и установки супругов в браке.

Задачи исследования:

1. проанализировать литературу по проблеме исследования;

2. определить особенности ролевых ожиданий и установок супругов в браке;

Содержание

Введение 3

Глава I.Проблема ролевых ожиданий и в формировании межличностных отношений в браке

1.1 Понятие роли и ролевых ожиданий в социальной психологии 6

1.2 Изучение проблемы ролевых ожиданий в формирования межлично-стных отношений в отечественной и зарубежной психологии 6

1.3 Понятие ролевых ожиданий и установок в браке, проблема влияния ролевых установок на совместимость семейных отношений в отечественной и зарубежной психологии 12

Глава II.Эмпирическое изучение ролевых ожиданий как фактора формирования межличностных отношений

2.1.Организация и методы исследования 21

2.2.Анализ и интерпретация результатов 21

Заключение 26

Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА_ РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯиспр.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

     Федеральное агентство образования

     Белгородский  Государственный  Университет

     Факультет психологии

     Кафедра возрастной и социальной психологии 
 
 
 
 
 
 

    Курсовая  работа по дисциплине «Социальная психология»

    Ролевые ожидания и притязания супругов в браке и их влияние на совместимость 
 
 

          Выполнила:

    студентка гр. 150503

    Старенченко Л.А.

    Научный руководитель:

    Шкилев  С.В. 
 
 
 
 
 
 

    Белгород, 2006г.

     Содержание 

Введение 3

Глава I.Проблема ролевых ожиданий и в формировании межличностных отношений в браке

1.1 Понятие роли и ролевых ожиданий в социальной психологии 6

1.2 Изучение проблемы ролевых ожиданий в формирования межлично-стных отношений в отечественной и зарубежной психологии 6

1.3 Понятие ролевых ожиданий и установок в браке, проблема влияния ролевых установок на совместимость семейных отношений в отечественной и зарубежной психологии 12

Глава II.Эмпирическое изучение ролевых ожиданий как фактора формирования межличностных отношений

2.1.Организация  и методы исследования 21

2.2.Анализ  и интерпретация результатов 21

Заключение 26

Список  литературы 29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      Введение

     Отношения личности в социально-психологическом  аспекте проявляются на двух уровнях: общественном и межличностном. Особенности  общественных отношений заключаются  в том, что в них взаимодействия между людьми обусловливаются принадлежностью индивидов к общественным группам определенного характера: классового, национального, профессионального и др. Такие отношения строятся не на основе явлений собственно психологического характера, а на основе определенного положения, занимаемого каждым человеком в системе общества. Поэтому общественные отношения являются объективными и носят безличный, социально-ролевой характер. При этом социальная роль представляет собой определенную общественную функцию, обусловленную нормативно одобренным образцом поведения, ожидаемого от каждого человека, занимающего конкретную социальную позицию. Ролевые ожидания, определяющие функциональный аспект социальной роли, не зависят от психологических характеристик личности, потому что их носителем является общество в целом. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений важнейшей чертой – своей эмоциональной основой. Эмоциональность межличностных отношений означает, что они возникают и складываются под влиянием определенных аффектов, собственно эмоций и чувств людей. Наиболее важными эмоциональными составляющими, определяющими специфику межличностных отношений, являются чувства. Основа общественных и межличностных отношений обусловливается различными индивидуальными и групповыми потребностями и интересами людей. В потребностном аспекте категории отношения присущи такие признаки, как заданная субъектом векторизованность психического акта, избирательность, установка на оценку (позитивную, негативную, выражающую безразличие), предрасположенность и готовность к определенному образу действия и др. Состояние потребности в современной психологии связывают с состоянием напряжения, которое возникает у человека при отсутствии необходимого для него предмета потребности (объекта отношения). Проведенный анализ литературных источников показывает, что еще недостаточно разработаны вопросы, имеющие непосредственное отношение к ролевым ожиданиям и установкам в формировании отношений между супругами в браке и самого понятия качества брака. Проводимые в этом  направлении исследования в основном касались изучения отдельных сторон качества брака: стабильности и устойчивости брака, совместимости супругов, роли семьи в обществе и т.д. Лишь немногие авторы обращались к проблеме исследования семейных отношений с точки зрения качества брака, удовлетворенности супругов семейными отношениями. Исследуя различные подходы к интерпретации понятия «удовлетворенность браком», было обнаружено, что в психологической науке нет единой концепции понятийного аппарата семейной психологии, а  так же, существуют некоторые факторы, влияющие на удовлетворенность супругами браком.

     Проблема  исследования : каковы особенности ролевых ожиданий и установок супругов в браке.

     Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования.

     В соответствии с проблемой нами была выдвинута следующая гипотеза: существуют особенности ролевых установок и ожиданий супругов в браке, влияющие на совместимость.

     Объект  исследования – взаимоотношения супругов в браке.

     Предмет исследования – ролевые ожидания и установки супругов в браке.

     Задачи  исследования:

     1. проанализировать литературу по  проблеме исследования;

     2. определить особенности ролевых ожиданий и установок супругов в браке;

     В рамках данного исследования, для  достижения поставленной цели использовалась методика определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре (РОП) (А.Н.Волковой), которая позволяет определить:

  1. Представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ).
  2. Представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенные шкалой ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП).

     Исследование проводилось на 14 супружеских парах в возрасте от 28 до 35 лет. 

 

      Глава I.Проблема ролевых ожиданий в формировании межличностных отношений в браке.

    1. Понятие роли и ролевых ожиданий.

     Роль  (в социальной психологии) (от франц. role) — социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Понятие роли ввел в социальную психологию Д. Мид; стереотипное поведение, ожидаемое от человека, занимающего определенную позицию (или статус) в социальной структуре, в тех или иных типовых ситуациях взаимодействия. Понятие роли широко используется в социологии, социальной психологии, антропологии и психиатрии. Обычно человек играет множество социальных ролей: тем больше, чем в большем количестве взаимодействий, отношений, групп, типов деятельности он участвует. Иногда некоторые из исполняемых индивидом ролей могут быть несовместимы и противоречить друг другу. 

     1.2. Изучение проблемы ролевых ожиданий в формирования межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологии.

     Усвоение  человеком социальных ролей имеет функцию размещения индивида в социальном пространстве (социальной структуре), закрепления за индивидом социального статуса. Принятие и воспроизводство социальных ролей происходит в процессе социализации индивида, имеет следствием воспроизводство социальной (ролевой) структуры. Дж. Болдуин и            Дж.Г. Мид[22] объясняли процесс принятия роли склонностью ребенка к имитации: исследования, проведенные в 40-х гг. Н. Камероном, Т. Сарбином, X. Гафом, подтвердили наличие у ребенка способности к принятию роли. В ходе принятия и интеграции новых ролей в процессе социализации у ребенка складывается “Я-концепция”; здесь большое значение имеет механизм идентификации, благодаря которому индивид отождествляет себя с теми или иными ролями. Овладение социальными ролями происходит главным образом бессознательно. С понятием “роль” тесно связаны другие понятия: “ролевые ожидания”, “ролевая напряженность”, “комплекс ролей”, “ролевые требования” и т.п. Понятие “Роль” впервые получило систематическое применение в 20-е гг. в социальной психологии Дж.Г. Мида [22], а также в работах других представителей Чикагской школы социальной психологии. Мид подчеркивал важность принятия роли “другого” и “обобщенного другого” для формирования человеческого Я, сознания. В 30-40-е гг. понятие “Роль” стало активно использоваться в социальных науках, началась разработка различных теорий роли. Фрейд описал усвоение ролей в теории инфантильных идентификаций и Эдипова комплекса, Дж. Морено[21] создал концепцию “психодрамы” и использовал ролевые игры и ролевое обучение в психотерапевтических целях. Т.Сарбин описал гипнотическое поведение как разыгрывание роли. Х.Маурер связал личностную и социальную дезорганизацию с неудачным разрешением ролевого конфликта, когда индивид вынужден разыгрывать несовместимые друг с другом роли. Н.Камерон описал поведение людей с психическими нарушениями как ошибочное разыгрывание роли и как следствие неспособности принять социально заданные роли. В 1936 Р.Линтон дал определение роли, признанное классическим: роль — “динамический аспект статуса”. Если статус понимался Линтоном как позиция в социальной структуре, с которой связаны определенные права и обязанности, то роль интерпретировалась как разыгрывание статуса в поведении, соответствующем ролевым ожиданиям, связанным с данным статусом. Между статусом и ролью устанавливалось однозначное соответствие. Линтоновская трактовка понятия роли была принята функционалистской социологией и социальной антропологией и получила здесь дальнейшее развитие. Р. Мертон ввел категории “комплекса ролей” (комплекс ролевых ожиданий, связанных с данным статусом и ролевого конфликта - предъявление к индивиду несовместимых ролевых требований, или ролевых ожиданий). Функционалистское понимание роли было подвергнуто критике как статичное, предполагающее пассивное принятие индивидом извне заданных социальной структурой ролей. Альтернативные, динамической концепции ролей разрабатывались в интеракционизме, феноменологической социологии, этнометодологии. Здесь подчеркивалось активное участие индивидов и групп в создании ролей в процессе социального взаимодействия, а статическое понимание роли признавалось неадекватным. Большое влияние на антропологию оказала концепция статуса и роли, разработанная Э. Гофманом, он ввел в 1961 году понятие “ролевой дистанции”, обозначающее психологическое дистанцирование индивида от тех ролей, которые он вынужден разыгрывать перед людьми, несмотря на то, что они противоречат его Я-концепции. Здесь подчеркивается с “социально-драматургических” позиций внешний, сценический, “театральный” характер разыгрывания ролей, отражающий недостаток личностной вовлеченности индивида в исполнение навязываемых ему социальных ролей. Исследование Гоффмана в психиатрических больницах и тоталитарных организациях, в котором было прослежено влияние группового давления на принятие ролей и сформулирована “теория ярлыков”, оказало заметное влияние на некоторые направления исследований в социологии и психиатрии. Ролевое поведение является одной из важных форм социального поведения личности, если не самой важной. Однако, в социальной психологии личности, уделяющей много внимания личностным аспектам социального поведения, очень незначительна доля теоретических моделей и конструктов, описывающих ролевое поведение как проявление личности. Доминирует одностороннее представление о социальных ролях как о закрепленных в социуме нормах выполнения социальных функций человека (то есть чисто социологическое понимание). Часто забывают, что это лишь один из источников возникновения психологических ролей, известный как ролевые экспектации, а существуют еще такие понятия, как ролевая идентичность, ролевая Я-концепция и другие, которые позволяют рассматривать роли не просто как привнесенный культурой, а следовательно как внешний по отношению к личности, феномен, но и как одну из форм функционирования личности, как составную часть ее жизнедеятельности.

     Отчасти эта проблема решается в ролевых  концепциях личности, среди которых  наиболее известными являются теория психодрамы и теория символического интеракционизма. Обе эти научные школы трактуют личность как совокупность ролей, хотя и делают это по-разному. Однако здесь происходит определенная подмена понятия Я понятием роли, что не всегда правомерно. Даже расширение ролевых проявлений личности до психодраматических первичных ролевых категорий (от соматических до трансцендентных) не решает проблемы, ибо личность как многомерная биосоциальная система всегда намного сложнее ее ролевых составляющих. Во всяком случае еще рано говорить о создании ролевой теории личности, в которой были бы разрешены все противоречия, присущие противопоставлению социальных и индивидуальных аспектов жизнедеятельности личности. Ролевые компоненты в структуре личности имеют большое значение, что позволяет говорить, например, о ролевом самосознании человека, описываемом такими понятиями, как ролевая идентичность и ролевая Я-концепция. Противоречия ролевой Я-концепций с ролевыми ожиданиями является одним из источников ролевых конфликтов. Ролевая идентичность является важным компонентом чувства идентичности и имеет истоки в детской «антиципации ролей». Развитие ролевой идентичности рассматривается как важная составная часть социализации личности с самых ранних ее этапов. Существует намного больше личностных параметров, выступающих детерминантами ролевого поведения, чем это описано в литературе. Остановимся на некоторых из них, которые выступают в качестве предмета нашего исследования. Локус ролевого конфликта представляет собой конструкт, определяющий склонность личности выбирать одну из двух стратегий поведения в ролевом конфликте: экстернальную или интернальную, то есть, ориентация соответственно на внешний или внутренний ролевой конфликт. В первом случае у личности доминирует тенденция отстаивать собственную ролевую Я-концепцию и строить ролевое поведение согласно ей, даже если она противоречит выполняемой роли. Во втором случае ролевое поведение строится преимущественно в соответствии с ролевыми ожиданиями, и если они противоречат Я-концепции человека, то последняя подавляется и развивается внутриличностный ролевой конфликт [10]. Ролевое переживание представляет собой эмоциональное состояние, сопровождающее ролевое поведение личности. Исполнение роли происходит как на поведенческом, так и на чувственном уровне. Роль может быть как внешней, так и внутренней. Во втором случае поведенческий компонент отсутствует или свернут, происходит в воображаемом плане. В то же время чувственный компонент (ролевое переживание) не только не отсутствует, но в отдельных случаях может быть даже сильнее, чем в ситуации реальной роли. Ролевое переживание по своим характеристикам близко к описанному                    Ф.Е. Василюком [7] процессу переработки травматического опыта, и может рассматриваться как одна из его составных частей, особенно если эта переработка происходит в терапевтическом пространстве, включающем элементы ролевого поведения и творческого самовыражения. Ролевое переживание является важным компонентом ролевой Я-концепции личности, характеризуя эмоционально-ценностное отношение к себе как к субъекту роли. Потребность в ролевом переживании рассматривается как потребность в новом чувственном опыте, получаемом личностью в процессе исполнения ролей (не только реальных, но и воображаемых, а также искусственно моделируемых - театральных, психодраматических и тому подобное) и в процессе творческого самовыражения [9]. Ролевое переживание включает в себя гораздо больше положительных эмоциональных компонентов, чем отрицательных, а поэтому, являясь столь притягательным для личности (в отдельных случаях оно поднимается до уровня духовного наслаждения, в других - выступает как очищающий катарсис) оно является эффективным средством формирование личности. Ролевая компетентность - это способность личности оперативно владеть своими психологическими ролями, выступать полноправным субъектом этих ролей, включать ролевое поведение в процесс собственной жизнедеятельности и жизнетворчества. Ролевая компетентность в свою очередь состоит четырех из компонентов:

     1. Ролевая вариативность - это многообразие репертуара психологических ролей личности, которые не ограничиваются стандартным набором социальных и межличностных ролей в референтных группах, а включает много разновидностей этих ролей, а также воображаемые роли, которые создаются в процессе творческой деятельности человека и творческого самовыражения.

     2. Ролевая гибкость - это умение  легко переходить от одной  роли к другой, не «застревать» на отдельных ролях, особенно если эти роли в определенных условиях становятся неконструктивными и превращаются в источник психологических проблем. Ролевая гибкость предполагает владение не только психологическими ролями, но и такими «ролевыми» феноменами, как эго-состояния в теории Э. Берна (1992) [5], умение перехода от одного состояния к другому и конструктивного их использования, прежде всего - эго-состояния «Взрослого». Ролевая гибкость важное условие адаптированности личности к меняющимся условиям социальной действительности.

     3. Ролевая глубина - это владение  глубинной структурой ролей и эго-состояний личности; опора в ролевом поведении не на внешнюю подструктуру роли (экспектации), а на глубинные составляющие (ролевая Я-концепция, ролевое переживание), способность к произвольному изменению силы ролевых переживаний от полного его исчезновения (в случае отказа от неконструктивных или патогенных ролей) до чувства потрясения и катарсиса.

     4. Способность к ролевой децентрации  - это сложное психологическое  образование включающее способность  к перевоплощению (то есть принятию на себя театральных и психодраматических ролей), ролевую эмпатию (принятие роли другого человека, умение посмотреть на мир с точки зрения его ролевой Я-концепции), ролевую рефлексию (умение оценить собственное ролевое поведение со стороны, с точки зрения других). Ролевая децентрация предполагает также умение перевоплощаться в воображаемые роли и идентифицироваться с другими ролями при восприятии художественного творчества. 

     1.3. Понятие ролевых ожиданий и установок в браке, проблема влияния ролевых установок на семейные отношения в отечественной и зарубежной психологии.

     К внешней определенности брака, относятся  социальная адаптация, соблюдение культурных и национальных традиций, соответствие общественным ожиданиям, выполнение функции воспроизводства населения. Семья как социальная общность выполняет важнейшие функции по воспроизводству населения (простому и расширенному), организации бытового потребления, первичному социальному контролю, формированию и поддержанию ценностных ориентации, морально-этических норм, внешней и внутренней культуры, образцов образа жизни. Семья является посредником между индивидуальной и социальной жизнью, она есть «социальный институт, обеспечивающий механизм, через который работает социальное наследство». Следует отметить, что с точки зрения психологии наибольший интерес представляет именно внутренняя определенность брака.

Информация о работе Ролевые ожидания и притязания супругов в браке и их влияние на совместимость