Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:48, реферат
Отчего же так неудержимо падает престиж образованности? Почему так пугающе ущербны духовные потребности и запросы граждан? Что поможет остановить катастрофически гаснущий интерес к знаниям, книгам? Как возродить традиции уважительного отношения к слову, чистоте, богатству речи?
Все названные выше вопросы связаны с проблемой духовного состояния общества, с речевой культурой его членов, культурой их общения.
Введение
1. Язык. Его функции. Общение
2. Речевая культура. Культура общения. Речевой этикет
Заключение
Литература
В коммуникации люди передают
друг другу ту или иную
Правила речевого поведения
регулируются речевым этикетом, сложившимся
в языке и речи системой устойчивых
выражений, применяемых в ситуациях
установления и поддержания контакта.
Это ситуации обращения, приветствия,
прощания, извинения, благодарности, поздравления,
пожелания, сочувствия и соболезнования,
одобрения и комплимента, приглашения,
предложения, просьбы совета и т.
д. Речевой этикет охватывает собой
все, что выражает доброжелательное
отношение к собеседнику что
может создать благо приятный
климат общения. Богатый набор языковых
средств дает возможность выбрать
уместную для речевой ситуации и
благоприятную для адресата ты- или
вы форму общения, установить дружескую,
непринужденную или, напротив, официальную
тональность разговора.
Важно подчеркнуть,
что в речевом этикете
Таким образом, выбор
наиболее уместного выражения речевого
этикета и составляет правила
вступления в коммуникацию. Ясно, что
любое общество в любой момент
своего существования неоднородно,
многолико и что для каждого
слоя и пласта есть как свой набор
этикетных средств, так и общие
для всех нейтральные выражения.
И есть осознание того, что в
контактах с иной средой необходимо
выбирать или стилистически нейтральные,
или свойственные этой среде средства
общения. Употребляя выражения речевого
этикета, мы совершаем сравнительно
несложные речевые действия обращаемся,
приветствуем, благодарим… Но почему
же в языке существует такое множество
способов это делать? А все дело
в том, что каждое выражение мы
выбираем с учетом того, кто –
кому – где – когда – почему
– зачем говорит. Вот и получается,
что сложная языковая социальная
информация заложена как раз в
речевом этикете в наибольшей
степени.
Зададимся вопросом,
почему же выражения речевого этикета
обладают “волшебной силой”, почему их
правильное применение приносит людям
удовлетворение, а неисполнение в
нужной ситуации ведет к обиде? Думается
можно выделить несколько сущностных
признаков речевого этикета, объясняющих
его социальную остроту.
Первый признак
связан с неписаным требованием
общества к употреблению знаков этикета.
Хочешь быть “своим” в данной группе
– большой или малой, национальной,
социальной, - исполняй соответствующие
ритуалы поведения и общения.
Социальная заданность ритуальных знаков
этикета воспитывается в людях
с раннего детства.
Второй признак
связан с тем, что исполнение знаков
этикета воспринимается адресатом
как социальное “поглаживание”. Психологи,
педагоги знают, как важно одобрить,
вовремя погладить ребенка, да и
взрослого. Над этим задумались языковеды
и обнаружили, что язык откликнулся
на такую потребность и создал
систему словесных “
Третий важный признак
речевого этикета заключается в
том, что произношение этикетного выражения
представляет собой речевое действие,
или речевой акт, т. е. выполнение
конкретного дела с помощью речи.
Известно, что для осуществления
множества действий, состояний речь
не нужна. Вы шьете, или режете, или
пилите, или ходите, - и для “производства”
этого вам не надо ничего говорить.
Но есть такие действия, которые
могут совершаться только с помощью
одного инструмента – языка, речи.
Исследования выявили, что зафиксированных
в словарях названий речевых действий
до тысячи, способов же непосредственного
выражения – великое множество.
Четвертый признак
связан с третьим и касается самой
структуры высказываний в которых
открытыми оказываются “я” и
“ты”: Я благодарю Вас; Извините
меня. Это открытое, эксплицитное представлена
коммуникантов в грамматике предложения,
но может быть и скрытое представление
их, как в благодарности Спасибо
или извинении Виноват которые,
в силу функциональной эквивалентности
с представленными ранее, содержат
в глубинной структуре “я”
говорящего и “ты” адресата (Я говорю
Вам) спасибо. Поскольку коммуниканты
открыты в структуре выражений
речевого этикета, сила его воздействия
проявляется ярко.
Пятым важным признаком
речевого этикета можно считать
его связь с категорией вежливости.
С одной стороны вежливость
это моральное качество, характеризующее
человека, для которого проявление
уважения к людям стало привычным
способом общения с окружающими
повседневной нормой поведения. С другой
стороны – это абстрагированная от конкретных
людей этическая категория, получившая
отражение и в языке, что, конечно, следует
изучать лингвистике. Вежливость нужно
именно выражать, демонстрировать при
общении (как и любовь), потому что если
я в душе кого-то уважаю, но никак этого
не проявляю, уважительность к человеку
окажется нереализованной явно. Особенно
важно это в официальной речевой ситуации
или при общении с незнакомыми людьми.
Вступая в контакт с родными, друзьями,
знакомыми, мы, заранее зная “меру” любви
и уважения друг к другу, имеем множество
способов это подчеркнуть, с незнакомыми
же людьми мера хорошего отношения – это
вежливость, и здесь речевой этикет незаменим.
Вежливые люди в разных ситуациях и по
отношению к разным партнерам ведут себя
корректно учтиво, галантно. А вот неумелая
и неуместная вежливость воспринимается
как манерность, церемонность. При этом
надо понимать, что бывает вежливость
искренность, идущая от чистого сердца,
а бывает вежливость маска, за внешним
проявлением скрывающая иные отношения.
Проявления грубости
многообразны. Это и заносчивость,
и спесивость, и высокомерие, это
оскорбление, нанесение обиды. Невежливым
бывает неисполнение правил речевого
этикета (толкнули и не извинились),
неправильный выбор выражения в
данной ситуации и для данного
партнера, нанесение партнеру обиды
с помощью слов, имеющих негативную
окраску. Нужно усвоить, что на грубость
нельзя отвечать грубостью, - это порождает
целый поток грубости и может
вовлечь в скандал окружающих.
Корректный, а под час и подчеркнуто
вежливый ответ, как правило, ставит
на место грубияна. Речевой этикет
служит действенным средством снятия
речевой агрессии.
Шестой признак
связан с тем, что речевой этикет
– важный элемент культуры народа,
продукт культурной деятельности человека
и инструмент такой деятельности.
Речевой этикет, как видно из сказанного,
является составной частью культуры
поведения и общения человека.
В выражениях речевого этикета зафиксированы
социальные отношения той или
иной эпохи. Формулы речевого этикета
закрепились в пословицах, поговорках,
фразеологических выражениях. Являясь
элементом национальной культуры, речевой
этикет отличается яркой национальной
спецификой.
Заключение
Такова чудодейственная
сила слова. Она особенно важна и
действительна в сложных
Далеко не всегда
они, особенно в сложных коммуникативных
условиях, как можно нейтрализовать,
разоблачить лживое и злобное
«антислово» и как дать подлинную
силу слову. И даже зная, не всегда они
находят в себе смелость, ответственность
и упорство, необходимые для решения
такого рода задач. И даже находя, далеко
не всегда владеют искусством такого
тонкого и действенного слова.
Одной из важнейших
задач воспитания современной функциональной
культуры речи является овладение умениями
и навыками анализа сложных ситуаций
общения, прежде всего применительно
к практически непосредственно
актуальным сферам и ситуациям. На этой
базе соответствующие продуктивные
умения и навыки могут приобретаться
самовоспитанием в естественной
речевой практике.
Возможности языка безграничны.
Хотя язык является могучей
объединяющей силой, в то же
время он способен и разобщать
людей. Группа, использующая данный
язык, считает всех, говорящих на
нем, своими, а людей, говорящих
на других языках или
Знать выразительные
средства языка, уметь пользоваться
его стилевыми и смысловыми богатствами
во всем их структурном многообразии
— к этому должен стремиться каждый
носитель языка.
Защита и охрана
природных богатств, здоровье народа
осознаются теперь как важное общегосударственное
дело. Охраняются и восстанавливаются
памятники материальной культуры –
часть духовного исторического
наследия. Наш язык нуждается в
таком же бережном подходе. Русский
литературный язык надо беречь от засорения
вульгаризмами и жаргонизмами, от
стилистического “снижения” и стилевого
“усреднения”, т. е. нивелировки или
штампованности. Его надо оберегать
от ненужных иноязычных заимствований,
от разного рода неточностей и
тем более – от ошибок и неправильностей,
словом, от всего, что ведет к его
оскудению, а следовательно, к обеднению
или омертвению мысли.
Список литературы
1. Введенская
Л.А., Павлова Л.Г. Культура и
искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995.
2. Головин
Б.Н. Основы культуры речи. М., 1980.
3. Соколова
В.В. Культура речи. Культура общения.
М., 1989.
4. Сопер П.А. Основы искусства речи. М., 1999.