Роль воображения в жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:07, реферат

Описание работы

Творческой деятельностью называется всякая такая деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Всю человеческую деятельность можно подразделить на 2 основных вида поступков.
Первый вид деятельности можно назвать воспроизводящим; или репродуктивным; он бывает связан теснейшим образом с памятью, его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже раньше создававшиеся и выработанные приёмы поведения, или воскрешает следы от прежних впечатлений.

Работа содержит 1 файл

РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

 

 

 

6. Изучение  воображения в зарубежной психологии.

Экспериментальное изучение воображения стало предметом  интереса западных психологов, начиная  с 50-х годов. Функция воображения  – построение и создание образов  – была признана важнейшей человеческой способностью (Р.Ассаджиоли, 1965). Её роль в творческом процессе приравнивалвсь к роли знания и суждения (С.Ариети, 1976; С.Парнс, 1977).

В 50-е годы Дж. Гилфордом  и его последователями была разработана  теория творческого (креативного) интеллекта. Суть её состоит в том, что на основе факторного анализа были выделены отдельные компоненты творческого мышления (факторы креативности), которые признаются общими для детей и взрослых и характеризуют любые формы продуктивной деятельности:

    • Интеллектуальная творческая инициатива – направленность на выход за рамки данных задач и требований повседневной действительности.
    • Широта категоризации – отдалённость ассоциаций, неожиданность использования предметов, придание им нового функционального значения, обобщение явлений, не имеющих очевидных связей.
    • Беглость мышления – богатство и разнообразие ассоциаций, количество образовавшихся связей.
    • Оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения по отношению к традиционным способам.

 

Развитие воображения  совершенно необходимо для формирования нормальной психики. Одноко вопрос о сроках и условиях проявления зачатков воображения остаётся спорным. За точку отсчёта обычно берётся возраст 3 года. Югославский психолог И.Д.Ивич, исследуя развитие символической функции (одним из проявлений которой служит воображение), относит её зарождение ко второму году жизни. (Цит. по 16, 43). Таким образом мы считаем необходимым уделить вопросу о детском воображении особое внимание, рассмотрев его  в следующей главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава IV.

Роль воображения  в детском возрасте.

1.Сравнение  воображения взрослого и ребёнка.

По словам В.Т.Кудрявцева: «Воображение – свободный, необузданный, неподконтрольный логике полёт фантазии, выдумывание  того, чего в действительности не бывает, пренебрежение реальностью». (Цит. по 22, 65). Эта позиция может оказаться ещё более аргументированной, когда разговор заходит о ребёнке – существе, живущем в мире грёз, смутных впечатлений и символов.

Воображая, человек как  бы «сходу» проникает в суть, в  основание развивающейся целостности  предмета ещё до того, как в его сознании сложится сколь-нибудь отчётливое понятие о нём. Предмет будущей мысли уже явлен сознанию в чувственном образе. Мысли, которой только предстоит родиться, но которая уже предчувствуется. Воображение и есть предчувствие мысли в образно-смысловой форме. По словам Гегеля: «Воображая, мыслящий дух отождествляет свои всеобщие представления с тем, что есть особенного в образе и тем самым даёт им образное наличное бытие». (Цит. по 7, 85).

Зачем у дошкольников развивать воображение? Оно и так намного ярче и оригинальнее воображения взрослого. Так думают многие. Это не совсем так. Исследования психологов показывают, что воображение ребёнка развивается постепенно, по мере накопления им определённого опыта. Все образы воображения, какими бы причудливыми они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Иными словами, чем больше и разносторонне наш опыт, тем выше потенциал нашего воображения. Именно поэтому воображение ребёнка никак не богаче, а во многих отношениях беднее воображения взрослого. У него более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для фантазий. Менее разнообразны и комбинации образов, которые он строит. Просто иногда ребёнок по-своему объясняет то, с чем сталкивается в жизни, и эти объяснения порой кажутся нам, взрослым, неожиданными и оригинальными. Вместе с тем, в жизни ребёнка воображение играет более важную роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и значительно легче отрывается от реальной действительности. С его помощью дети познают окружающий мир и самого себя.

Воображение ребёнка  необходимо развивать с детства, и наиболее чувствительный, «сензитивный»  период для такого развития – это  дошкольный возраст. «Воображение, - как писал психолог О.М.Дьяченко, детально изучавшая эту функцию, - это как бы тот чуткий музыкальный инструмент, овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребёнка нахождения и исполнения своих собственных замыслов и желаний».

Воображение может творчески преобразовывать действительность, его образы гибки, подвижны, а их комбинации позволяют давать новые и неожиданные результаты. В связи с этим развитие этой психической функции является также основой для совершенствования творческих способностей ребёнка. В отличие от творческого воображения взрослого, фантазия ребёнка не участвует в создании общественных продуктов труда. Она участвует в творчестве «для себя», к ней не предьявляются требования реализуемости и продуктивности. Вместе с тем, она имеет большое значение для развития самих действий воображения, подготовке к предстоящему творчеству в будущем.

Были созданы некоторые  тесты для изучения творческого  мышления ребёнка. Одним из них является методика, созданная Е. Торренсом  и получившая название ТТСТ (первые буквы английских слов «тесты творческого мышления Торренса»). Тест состоит из 5 разделов, каждый из которых может быть использован как самостоятельная методика.

    1. Усовершенствование предметов. Требуется изменить игрушку так, чтобы с ней было ещё интереснее играть.
    2. Использование предметов в другом качестве. Ребёнок должен перечислить как можно больше вариантов использования игрушки.
    3. Необычное использование знакомых предметов. Ребёнок должен перечислить как можно больше способов их использования (например, консервных банок).
    4. Геометрические фигуры. Требуется назвать как можно больше предметов, в состав которых входят заданные геометрические фигуры.
    5. «Спроси – угадай». Ребёнку предъявляется картинка. Требуется:
  • задать как можно больше вопросов о том, чего не видно на картинке;
  • перечислить как можно больше событий, к которым может привести изображённая на картинке ситуация;
  • перечислить как можно больше причин для возникновения ситуации, изображённой на картинке.

При обработке результатов этого теста пункты 1-4 оцениваются по беглости, гибкости и оригинальности, а пункт 5 – по беглости и адекватности. Гибкость определяется по количеству категорий классификации ответов. Оригинальность – по суммарному количеству баллов (по пятибалльной системе), выставляемых за каждый ответ. Оценка причин и следствий производится на основе соответствия ответа логическому строю поведения персонажей, изображённых на картинке.

Эллиот У.Айснер различает 4 типа детей, исходя из их творчества:

    • Первых он именует «расширителями границ», потому что «они всегда стремятся раздвинуть пределы понимания сути объектов». Их основное стремление – выявить соотношения.
    • Вторая группа – «эстетические организаторы», их рисунки демонстрируют «ярковыраженное ощущение эстетического порядка».
    • Третью группу составляют «избиратели», создающие новые объекты (структуры) путём комбинирования материалов.
    • Четвёртая группа – «разрушители границ». Они отвергают то, что другие люди принимают как данное. Формулируют новые предположения и продолжают развивать радикально новую систему мышления. Для них структура, порядок и соотношение адекватным образом поддаются анализу и учёту, результат не остаётся «детским рисунком», а превращается в зрелую творческую работу.

Как говорил Фрейд, любой ребёнок, играя, ведёт себя подобно искусному писателю, создавая собственный мир, вернее, реорганизуя объекты своего мира и упорядочивая их таким образом, какой наилучшим образом их устраивает.

 

 

 

 

2.Условия  развития воображения.

а)основные этапы развития воображения.

Психологи выделяют 3 основных этапа развития воображения у детей:

  • Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам. В этом возрасте происходит разделение воображения на познавательное и аффективное. Познавательное воображение обнаруживается в тех ситуациях, когда ребёнок с помощью игрушек (кукол) разыгрывает некоторые знакомые ему действия и их возможные варианты. Аффективное воображение проявляется при проигрывании ребёнком своего переживания. В этом случае на разном материале дети представляют моменты, связанные в основном с переживанием страха: угроза, прятание, избегание или неизбегание угрозы (Баба-Яга, волк подстерегают непослушных детей и забирают или не забирают их). В случае угрозы образу «я» ребёнок строит воображаемую ситуацию, которая снимает эту угрозу. В ней он получает позитивный материал для поддержания образа «я» в тех случаях, когда он не может согласовать образ «я» с требованиями реальности.
  • Второй этап в развитии воображения – возраст 4-5 лет. Ребёнок нацелен на освоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образцов деятельности. Уровень творческого воображения в этом возрасте снижается. У здоровых детей снижается частота возникновения устойчивых страхов и обычно аффективное воображение здорового ребёнка возникает в связи с переживанием им реальной травмы. Познавательное воображение ребёнка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, конструирования. Оно носит воспроизводящий характер, так как ребёнок нацелен на следование образцам. Особенности использования образа при порождении идеи продуктов воображения состоят в том, что образ строится путём использования действий «опредмечивания», но затем уже дополняется разнообразными деталями. К 4-5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребёнок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затем планирует следующий шаг. Возможность ступенчатого планирования приводит детей к возможности направленного словесного творчества, когда ребёнок сочиняет сказку, нанизывая события одно за другим.
  • Третий этап в развитии воображения – возраст 6-7 лет. Аффективное воображение ребёнка направлено на изживание полученных психотравмирующих воздействий путём их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности.

Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. Творчество ребёнка часто носит  проективный характер, символизирует  устойчивые переживания. Познавательное воображение претерпевает качественные изменения. В своих произведениях дети не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приёмы для этой передачи. Возможность выбора таких приёмов проявляется не только в подборе адекватных приёмов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и в поиске самой идеи, замысла. Целостный образ начинает строиться способом «включение»: он по-прежнему создаётся на основе отдельного элемента действительности, но этот элемент начинает занимать не центральное, а второстепенное место, становится отдельной деталью образа воображения. Здесь впервые проявляются целостное планирование: ребёнок может уже до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения, но без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображени без достаточного, обычно стихийно возникающего изживания травм может приводить к патологическим, застойным переживаниям или вести ребёнка к полной аутизации, к созданию замещающей воображаемой жизни, а нереальных творческих продуктов. Познавательное воображение имеет тенденцию к постепенному угасанию, так как его функционирование, как отмечает А.В.Петровский, связано с теми ситуациями, неопределённость которых весьма велика. (Цит. по 30, 205).

При правильном педагогическом руководстве  аффективные и познавательные тенденции  могут сливаться и воплощаться  в реальных творческих продуктах. Поддержка  и гибкая оценка продуктов воображения ребёнка задают направленность на социально значимую самореализацию и открывают позитивные возможности для развития полноценной творческой деятельности.

О.М.Дьяченко в статье «Пути активизации  воображения дошкольников» выделила в процессе функционирования воображения дошкольника 2 основных этапа:

    • Порождение некоторой идеи творческого продукта.
    • Создание некоторого плана-замысла реализации этой идеи. (Цит. по 11, 49).

Процесс порождения идеи как симультанный процесс преобразования информации связан прежде всего с переструктурированием образов. План  может быть представлен как цепочка образов, моделирующая основное содержание. (Цит. по 33, 224).

 

 

 

б) организация игровых  занятий для развития воображения.

По мнению Е.Кравцовой существуют условия формирования творческого мышления у детей:

Информация о работе Роль воображения в жизни человека