Роль воображения в жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 21:53, контрольная работа

Описание работы

Воображение можно определить как процесс представления информации в виде образов, причем речь идет о таком ее представлении, при котором образы отличаются от реальной действительности. Иными словами, в образах, рождаемых воображением человека, всегда содержится нечто такое, чего нет в реальной действительности.

Работа содержит 1 файл

Роль воображения в жизни человека.docx

— 22.28 Кб (Скачать)

            Роль воображения  в жизни человека

Воображение можно  определить как процесс представления  информации в виде образов, причем речь идет о таком ее представлении, при  котором образы отличаются от реальной действительности. Иными словами, в  образах, рождаемых воображением человека, всегда содержится нечто такое, чего нет в реальной действительности. С воображением мы имеем дело, когда  думаем о будущем или когда  пытаемся представить себе то, что  в данный момент времени отсутствует  или не может быть воспринято. С  воображением мы имеем дело в наших  мечтах, фантазиях, грезах. Воображением мы пользуемся и в том случае, когда занимаемся творческим процессом, который включает в себя образы в  качестве продуктов творчества. Из сказанного можно сделать вывод  о том, что воображение человека имеет много общего с его восприятием, памятью и мышлением. Чтобы уточнить, что понимается под воображением, рассмотрим отличия воображения  от названных выше познавательных процессов.

По мнению Э.В.Ильенкова сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлёт от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий.

Воображение-это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат.

1.2 Виды воображения

Воображение может  быть четырех основных видов

Активное  воображение - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей. Её психическая активность надсознательна, интуитивна.

Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от действительности-грёзы. Создаваемый личностью ирреальный мир-попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжёлые утраты, ослабить психические травмы. Этот вид воображения свидетельствует о глубоком внутриличностном конфликте.

Продуктивное  воображение - отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется. Этот вид воображения лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности. Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы. Существенный критерий данного вида воображения - социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности.

Репродуктивное  воображение - при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Например, при чтении литературы, при изучении карты местности или исторических описаний воображение воссоздаёт то, что отображено в этих книгах, картах, рассказах.

Во всех этих случаях фантазия как разновидность  воображения играет положительную  роль. Но есть и другие виды воображения. Это - сновидения, галлюцинации, грезы  и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они - результат тех или иных нарушений психики или работы организма - сопровождают многие болезненные состояния. Грезы в отличие от галлюцинаций - это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.

 
Для чего человеку нужно  воображение? Каковы основные функции  воображения?

Человек, по-видимому, является единственным из всех живых  существ, обладающих активным и продуктивным воображением. Следовательно, вполне резонно  поставить и попытаться найти  ответ на вопрос о том, какую роль эти виды воображения играют в  жизни человека. Но у него также  есть и два других, названных выше, вида воображения: пассивное и репродуктивное. Наверное, и они решают важную задачу в жизни людей. Ответить на вопрос о том, для чего человеку нужно  воображение, можно, раскрыв его  основные функции.

Воображение, во-первых, позволяет человеку представлять в  виде образов и идей то, что он не может непосредственно воспринимать в данный момент, или то, что вообще или в данный момент времени не существует в действительности. Например, человеку может понадобиться представить какой-либо предмет, которого нет в его поле зрения в настоящий момент, или то, что он только еще собирается создать (воображение художника, писателя, актера в момент начала их творческой деятельности), и тогда он обращается к своему воображению.

Во-вторых, воображение  необходимо, чтобы в образной форме  решать некоторые задачи, не действуя практически с вещами, а только манипулируя в сознании образами вещей, с которыми эти задачи связаны. К примеру, решая задачу удобной расстановки тяжелых и крупногабаритных предметов мебели в комнате, человек сначала мысленно, в своем воображении, представляет картину новой расстановки мебели, и только затем, решив, что она оптимальная, предпринимает соответствующие практические действия.

В-третьих, воображение  помогает человеку выйти за пределы  настоящего времени и, перенеся себя мысленно в прошлое или в будущее, проиграть в уме соответствующие  действия. Например, анализируя уже  совершенные нами поступки, мы иногда мысленно переносим себя в прошлое  и представляем, каким бы было наше поведение, если бы мы действовали по-другому. Если, напротив, возникает задача хорошо подготовиться к будущему, то мы в своем воображении представляем себе будущую ситуацию и различные  варианты своего поведения в ней.

У человеческого  воображения есть и две специальные, психологические функции. Одна из них  называется психодиагностической, а другая — психотерапевтической. Психодиагностическая функция воображения заключается в том, что, анализируя продукты воображения человека, можно судить о его психологии. Эта функция активно используется в психологических тестах, где человеку предлагается что-либо придумать (например, несуществующее животное), сочинить рассказ, усмотреть что-либо определенное в беспорядочном нагромождении линий, красок, фигур и т.п. Предполагается, что в продуктах фантазии человека непосредственно отражаются его психологические особенности. Подвергая продукты фантазии человека специальному анализу, мы можем сделать определенные выводы о его психологии. Психотерапевтическая функция воображения в свою очередь состоит в том, что через него можно оказывать положительное влияние на психологическое состояние и поведение человека. Известно, что, произвольно вызывая у себя определенные образы, мы через них можем изменять свои собственные психические и физические состояния. Представляя, например, жаркое лето, солнце, мы начинаем внутренне ощущать тепло. Мысленно воображая, что мы находимся на морозе, мы начинаем ощущать холод. Воображение в этой его функции широко используется во многих методах практической психологии, например, в аутогенной тренировке, в гешталъттерапии, в нейролингвистическом программировании. Есть, однако, и типичные, довольно часто встречающиеся в жизни каждого человека случаи, когда все люди время от времени обращаются к использованию воображения. Эти случаи связаны с планированием и управлением деятельностью человека, с регулированием процесса удовлетворения потребностей, с различными видами творческой деятельности.

 
Какую роль воображение  играет в планировании и управлении деятельностью  человека?

Когда человек  планирует свою деятельность, он, естественно, пытается представить, как она может  разворачиваться в будущем. Это  будущее для него еще не наступило, и представлять его можно лишь в воображении. Следовательно, любое  планирование будущего основано на достаточно активном воображении человека, и  чем богаче его воображение, тем  детальнее и на более длительный срок он может планировать свою жизнь на будущее. В качестве примера планирования деятельности с участием воображения можно взять размышления шахматиста над своим очередным ходом. Опытный шахматист может почти наверняка спланировать развитие ситуации на шахматной доске на несколько шагов вперед, причем хорошо представляет ее в своем воображении, прежде чем принять окончательное решение. То же самое делает и опытный бизнесмен, принимая какое-либо решение по развитию бизнеса, опытный политик, принимая определенное политическое решение, рассчитывая на то, что оно вызовет в обществе определенный резонанс. Вообще, в любой деятельности способность мысленно представлять себе всевозможные варианты развития событий в будущем выступает как одно из профессионально значимых качеств человека. Проверку уровня развития такой способности часто включают в процедуры профессионального отбора людей. Не менее важна роль воображения в управлении актуальной деятельностью человека, то есть деятельностью, которой он занят в данный момент. Дело в том, что планирование человеком любой его деятельности, особенно целенаправленной, всегда несколько опережает происходящие в ней реальные события, если, конечно, это сознательно управляемая деятельность. Всякий очередной свой шаг в этой деятельности человек должен соотносить с ее целью, то есть представлять себе, приблизится он или, напротив, удалится от соответствующей цели, предприняв очередное, связанное с данной деятельностью, действие.

 
Какова  роль воображения  в регуляции процесса удовлетворения потребностей?

Далеко не все  свои потребности в силу тех или  иных причин человек в состоянии  постоянно и полностью удовлетворять, и это обстоятельство порождает  у него хроническое состояние  неполной удовлетворенности жизненно важных потребностей. Если бы дело обстояло таким образом, что у человека не было другого пути избавления от чувства неудовлетворенности, кроме  полного удовлетворения соответствующих  потребностей, то ему никогда бы не удалось добиться нормализации своего психологического состояния. К счастью, человек обладает уникальной способностью в какой-то степени удовлетворять  свои потребности в воображении, то есть не только реально, но и символически. К примеру, если человек мечтает  о том, чтобы оказаться в каком-либо привлекательном для него месте, но не может сделать этого вообще или в данный момент, то он может  просто представить себе, что уже  находится в желаемом месте. От этого, конечно, его потребность не будет  полностью удовлетворена и окончательно не исчезнет, но ее острота, тем не менее, существенно снизится. Обиженный  человек может отомстить своему обидчику символически, в своем воображении. Это в какой-то степени успокоит его самого. Данный прием широко применяется, например, в Японии для  самоуспокоения служащих, недовольных  действиями своих начальников. Они  могут войти в комнату, где  находится фотография или манекен  начальника, и, засеревшись в ней, выразить фотографии или манекену все, что хотели бы сказать или сделать  реальному начальнику.

Популярная психологическая  теория, объясняющая жизненное назначение и содержание сновидений человека, утверждает, что одна из главных  задач сновидений человека заключается  в том, чтобы служить средством  символического удовлетворения актуальных, не полностью удовлетворенных потребностей и снимать напряжение, беспокойство, тревогу, порождаемые неудовлетворенными потребностями. Эта теория довольно популярна в психоанализе, с ней  связывается существование специального защитного механизма, который называется замещением. Суть его состоит в  том, что, будучи не в состоянии удовлетворить  свою потребность с помощью одного, весьма привлекательного, объекта, человек  удовлетворяет ее с помощью другого, менее привлекательного, и при этом в своем воображении искусственно поднимает цену доступного для него объекта, одновременно обесценивая менее доступный объект. Известным литературным воплощением этой психологической ситуации является басня И.А.Крылова «Лиса и виноград», где лиса, не добравшись до винограда, утешается тем, что он зелен и что именно поэтому ей якобы его не хочется.

 
Какова  роль воображения  в различных видах  творческой деятельности человека?

Без богатого воображения  любая творческая деятельность человека была бы невозможной. Это объясняется  следующим.

Во-первых, сам  продукт творчества или будущая  цель творческой деятельности всегда представлены сначала в воображении  творца и только затем становятся реальностью. Прежде чем нарисовать картину, художник в своем воображении строит ее замысел.

Во-вторых, первоначальный творческий замысел или проект почти  никогда не остаются неизменными  и чаще всего существенно изменяются в ходе самого творчества. Это изменение  задуманного в ходе творческой деятельности является именно ее неотъемлемым свойством  и не может происходить иначе, как в воображении.

В-третьих, способности, талант любого творца не в последнюю  очередь оцениваются людьми именно по богатству его воображения. Что  останется от картин известного художника  Сальвадора Дали, если из его творчества убрать то, что относится к богатой  творческой фантазии самого художника, и оставить лишь то, что касается высокого технического мастерства его кисти? Это сразу же поставило бы Дали в ряд множества других, малоизвестных художников, которые владеют кистью не хуже, чем он. А разве мы не оцениваем достоинство автомобиля, в частности, по оригинальности его дизайна?

Информация о работе Роль воображения в жизни человека