Роль самооценки в жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 20:41, контрольная работа

Описание работы

Самооценка личности – это то, как вы относитесь к самому себе, как вы видите себя и кем себя считаете. Это качество формируется на основе списка убеждений по отношению к себе, списка хороших и плохих качеств. Самооценка – это не то, каким вы есть на самом деле или то, как вас видят другие люди, а то, что вы сами думаете о себе. Люди не обязательно думают о вас так, как вы себе представляете. Уровень самооценки – это ваш субъективный взгляд на самого себя. Это качество формируется постепенно с самого рождения и может быть осознанно или неосознанно изменено. Обычно его неосознанное изменение ведет к низкому уровню самооценки.

Работа содержит 1 файл

Психолоогия САМООЦЕНКА.doc

— 50.50 Кб (Скачать)
 

Самооценка – это:

  1. оценка  личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей,
  2. ценность,  приписываемая ею себе или отдельным своим качествам. Относясь к ядру личности, она - важный регулятор  поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность,  требовательность к себе, отношение  к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность  деятельности и дальнейшее развитие личности.  В качестве основного критерия оценивания выступает система  смыслов личностных индивида.

   Самооценка  личности – это то, как вы относитесь к самому себе, как вы видите себя и кем себя считаете. Это качество формируется на основе списка убеждений  по отношению к себе, списка хороших  и плохих качеств. Самооценка – это не то, каким вы есть на самом деле или то, как вас видят другие люди, а то, что вы сами думаете о себе. Люди не обязательно думают о вас так, как вы себе представляете. Уровень самооценки – это ваш субъективный взгляд на самого себя. Это качество формируется постепенно с самого рождения и может быть осознанно или неосознанно изменено. Обычно его неосознанное изменение ведет к низкому уровню самооценки.

     Главные функции, выполняемые самооценкой:

1) регуляторная - на основе коей происходит решение  задач личностного выбора;

2) защитная - обеспечивающая относительную стабильность  и независимость  личности.

     Роль  самооценки в жизни человека очень важна. Завышенная или заниженная самооценка затрудняет жизнь человека.

     Неадекватная  самооценка (завышенная, либо заниженная) мешает в общении, препятствует самореализации.

     Завышенная  самооценка ("мания величия") - это переоценка себя и своих возможностей, самоутверждение за счет чужих достижений. Человек с завышенной самооценкой  всегда считает, что он прав и что окружающие должны ему подчинятся.

     Когда человек высокомерен, бестактен, самонадеян, не оценивает реально свои возможности  и способности, ставит завышенные, глобальные цели и не может их реализовать.

     При заниженной самооценке ("комплекс неполноценности") человек не верит в собственный успех, не предпринимает шаги, чтобы достичь цели. При заниженной самооценке появляется манипуляция: "Я не могу справиться - помогите мне!"

     Нелегко быть робким, неуверенным в себе, ранимым и замкнутым. Люди с заниженной самооценкой ставят перед собой маленькие цели и не достигают ничего в жизни, не раскрывают свои потенциальные возможности и не реализуют себя как личность.

     Завышенная  самооценка так же вредна, как и  заниженная. При завышенной самооценке формируются высокие требования к себе, ставятся нереалистичные цели, при недостижении которых человек заболевает.

     Человек с заниженной самооценкой чувствует  себя плохим и недостойным успеха. Отсутствие веры в себя мешает достижению целей, делая их скромными, но более достижимыми. Ответственность вызывает сильную тревогу. Неуверенность приводит к меньшей продуктивности, а положительные события приносят меньше радости. Заниженная самооценка не позволяет человеку полностью использовать свою энергию, которая выливается в повышенную тревожность и различные зависимости.

     Следствием  неадекватной самооценки является чувство  неудовлетворенности собой, приводящее к срывам, депрессии.

     Адекватная  самооценка — первый шаг на пути уверенности в себе.

     На  формирование самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве, — отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек формирует самооценку, причем любопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14—15 годам подросток овладевает навыками самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя («Если я не спасовал в трудной ситуации, значит, я не трус», «Если смог осилить трудную задачу, значит я способный» и т. п.).

     Самооценка  тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым уровнем ее  самооценки. Уровнем притязаний называют уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. Психолог Джемс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний.

                      Самооценка =  ____Успех______                     

                                                Притязания                                  

      Формула свидетельствует, что стремление к  повышению самооценки может реализовываться двумя способами. Человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе — соответственно, снижается. Уровень притязаний личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно.

     Существуют  различные терапевтические методики корректировки заниженной самооценки. В частности:

  1. Отечественная наука, как педагогика так и психология, ведущую роль отводит деятельности. Личность формируется и совершенствуется главным образом в процессе активной деятельности, поэтому основной способ преодоления заниженной самооценки заключается в переключении её интересов и направленности с себя на "дело". Работая с детьми, страдающими заниженной самооценкой, предлагается повышать их статус по отношению к другим, а так же создавать им возможность для самоутверждения.
  2. Представители бихевиоральной школы психологии полагают, что многие люди, имеющие проблемы в общении, просто  не обладают навыками, необходимыми для разрешения проблем повседневной жизни. Возможно, они приобрели неправильные навыки или ошибочные шаблоны поведения, которые сохраняются с помощью какого-либо подкрепления. Метод, применяемый для этого, имеет название “репетиция поведения”. Человек обучается межличностным навыкам при помощи структурных ролевых игр.
  3. Когнитивное направление психологии подчеркивает влияние мыслительных процессов на поведение человека. Человек здесь рассматривается как ученый, который постоянно высказывает и проверяет свои гипотезы о природе вещей для того, чтобы можно было дать адекватный прогноз будущих событий. Методика фиксированной роли, как и при репетиции поведения, заключается в изменении внешнего поведения, хотя преследуется уже другая цель. Если там главной задачей являлось формирование навыков поведения, то здесь на первый план выходит работа над конструктной системой человека.
  4. Концепция компенсации. Этот подход предлагается начать с “инвентаризации достоинств и недостатков”. Для этого необходимо на лист бумаги выписать все свои достоинства и недостатки. Выписанные недостатки необходимо классифицировать по двум группам: изменяемые и неизменяемые недостатки. Изменяемые недостатки предлагается, насколько это возможно, преодолеть. Например, стеснительность может быть хотя бы частично преодолена, некоторые недостающие навыки могут быть развиты посредством тренировок и труда.

     Что касается неизменяемых недостатков, то здесь необходима компенсация. Например, молодой человек, не обладающий солидным ростом и фигурой, но имеющий способности  к знаниям, может достичь успеха в интеллектуальной сфере. Доктор Добсон советует родителям, знающим недостатки и сильные стороны своих детей, развивать их сильные стороны, чтобы дети не чувствовали свою ущербность. Параллельно с компенсированием недостатков предлагается также принять свои слабые стороны характера или внешность и любить себя, каким есть. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

  
  1. С.Ю. Головин. Словарь практического психолога. - Мн.: Харвест, 1998.
  2. Хьелл Л.. Зиглер Д. Теории личности – СПб.: Питер, 2005.
  3. Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.Р. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК, 2006

Информация о работе Роль самооценки в жизни человека