Роль родителей в развитии ребенка и ошибки семейного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 07:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить роль родителей в развитии ребенка и рассмотреть ошибки семейного воспитания.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть роль семьи в воспитании и развитии ребенка;
- изучить родительские стили воспитания и установки;
- раскрыть типичные ошибки в семейном воспитании.

Содержание

Введение 3
1 Семья как социальный институт формирования личности ребенка 5
1.1 Роль семьи в воспитании и развитии ребенка 5
1.2 Родительские стили воспитания и установки 12
2 Типичные ошибки в семейном воспитании 19
2.1 Ошибки воспитания, вызванные мотивацией родителей 19
2.2 Конфликты, возникающие в связи с неправильными стратегиями воспитания 26
2.3 Родительские директивы как проявление ошибок семейного воспитания 27
Заключение 32
Глоссарий 34
Список использованных источников 35
Приложение А 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

    </h2>

<h3>Содержание

Введение 3

1 Семья как  социальный институт формирования  личности ребенка 5

1.1 Роль семьи  в воспитании и развитии ребенка   5

1.2 Родительские  стили воспитания и установки 12

2 Типичные ошибки  в семейном воспитании 19

2.1 Ошибки воспитания, вызванные мотивацией родителей 19

2.2 Конфликты,  возникающие в связи с неправильными  стратегиями воспитания 26

2.3 Родительские  директивы как проявление ошибок  семейного воспитания 27

Заключение 32

Глоссарий 34

Список использованных источников 35

Приложение А 36

</h3> 
<h4>Введение

     Влияние родителей на развитие ребенка очень  велико. Дети, растущие в атмосфере  любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как  правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

     Для маленького ребёнка семья – это  целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.</h4>

     Казалось  бы, никто не вправе посягать на традиционную роль родителей в воспитании своих  детей, в выборе форм и методов  родительских воспитательных воздействий. Однако многочисленные факты того, что дети стали жертвами или оказались перед угрозой смерти от рук собственных родителей становятся последнее время обычными и не могут не вселять тревогу.

     Жестокое  отношение к детям сегодня  превратилось в обычное явление: до 10% жертв насилия погибает, у  остальных появляются отклонения в  физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и влечет за собой другие тяжелые социальные последствия, формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.

     В психолого-педагогической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и.

     В них описываются качества матери, способствующие формированию прочной  и непрочной привязанности ребенка; выявляются характеристики «оптимальной матери» или «достаточно хорошей матери», рассматриваются различные модели родительского поведения.

     Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений, например, материнской депривации.

     Объект  курсовой работы – детско-родительские  отношения.

     Предмет курсовой работы – влияние семейного воспитания в развитии ребенка.

     Цель  курсовой работы – изучить роль  родителей в развитии  ребенка и рассмотреть ошибки семейного воспитания.

     Задачи курсовой работы:

     - рассмотреть роль  семьи в воспитании  и развитии ребенка;

     - изучить родительские стили воспитания  и установки;

     - раскрыть типичные ошибки в  семейном воспитании.</h4>

 

     <h4>1 Семья как социальный институт формирования личности ребенка

    1.1 Роль семьи в воспитании и развитии ребенка

     Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего поколения. Семья  в современном обществе рассматривается  как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье: определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития.</h4>1

     В истории родительства все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций, но с изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями.

     Главными  задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка  — потребности в социальном контакте, базового доверия к миру и привязанности в младенчестве. Формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.

     В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется  в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более  или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.

     Диктат  в семье проявляется в систематическом  поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства  у других его членов.

     Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

     Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая  своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.

     Сотрудничество  как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.

     Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

     Можно выделить три стиля семейного  воспитания: - демократический - авторитарный - попустительский (либеральный) (см. приложение А).

     Школьник  видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и  ожидания в семье не соответствуют  возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

     Петровский  А. В. проследил развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.2

     От  условий воспитания в семье зависит  адекватное и неадекватное поведение  ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)

     Неадекватность  также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

     Адекватное представление - здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания. В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

     Родители  задают и исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в  учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

     Второй  вариант - демонстративность - особенность  личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, "недолюбленными". Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. ("Лучше пусть ругают, чем не замечают"). Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

     Если  для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение  взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы.

Информация о работе Роль родителей в развитии ребенка и ошибки семейного воспитания