Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 21:53, реферат
Работающий в организации психолог может занимать одну из двух позиций:
1. «внешнюю» – психолога-консультанта и исследователя (в качестве примера можно привести работу по заказу различных фирм, чаще всего связанную с оценкой и аттестацией персонала, изучением психологического климата, разрешением конфликтных ситуаций, обучением персонала и т.д.);
2. «внутреннюю» практического психолога, работающего непосредственно в организации.
Тема: Роль психолога в работе пооценке растановке обучению персонала
Работающий в организации психолог может занимать одну из двух позиций:
Эти позиции различаются
между собой и по содержанию, и
по структуре деятельности. Например,
позиция психолога-консультанта и
исследователя предполагает возможность
нейтрального подхода к решению
многих и особенно кадровых задач, но
одновременно нередко возникают
проблемы из-за недостаточного знания
реальных организационных ситуаций,
невозможности сразу же определить
глубинные причины и условия
возникновения какого-либо явления
или процесса. Описанная позиция
в полной мере представлена в деятельности
многочисленных современных консалтинговых
компаний, действующих на рынке труда,
оценки и подбора персонала, осуществляющих
рекрутинговые услуги. Вторая позиция
также, наряду с несомненными плюсами
(например, доскональное знание организационной
и кадровой ситуации и возможность
профилактики конфликтов), имеет и
свои минусы (при длительной работе
на предприятии часто происходит
снижение статуса психолога до статуса
члена коллектива, переход к позиции
«коллективной жилетки», к которой
обращаются сотрудники по любому поводу).
Занимая вторую позицию, психологи
чаще всего работают в структуре
отдела кадров, отделов обучения, в
качестве заместителя директора
по персоналу. В решении многих вопросов
они взаимодействуют и с
Практический психолог в организации выполняет несколько функций.
Исследовательская (экспертная)
функция. Психолог собирает специальную
информацию о психологических механизмах
поведения человека в многообразной
и сложной системе
Эксперт – это специалист в какой-либо области, в определенной сфере, дающий заключение при рассмотрении какого-либо вопроса, в нашем случае при рассмотрении организационных ситуаций.Он вступает в дело тогда, когда нечто уже произошло и необходимо дать оценку происшедшему (например, создание организации с определенной структурой или результаты ее изучения, внедрения инноваций различного типа, конфликты и т.д.).Большое значение для принятия экспертного заключения имеет авторитетность эксперта, которая определяется кредитностью к той области знания, которую он представляет (а именно организационной психологии), кредитностью эксперта (организация, которую он представляет, степень, звание, должность, опыт и др.), личными отношениями доверия – недоверия между экспертом и заказчиком, во многих случаях оказывающимися главными. Следует отметить, что ответственность эксперта за качество экспертного заключения является и полной и ограниченной. Это означает, что исследователь отвечает за обоснованность и соответствие своего заключения современному уровню психологических знаний в области организационной (индустриальной) психологии, но он, однако, не несет ответственности за конкретные решения руководства организации или заказчика, принятые на основе экспертного заключения. Основная задача экспертной оценки не склонить заказчика экспертизы к определенным решениям и шагам, а учесть анализ предметной ситуации, проведенный специалистом. Именно поэтому экспертное заключение должно быть понятным и локализованным (указывающим на границы точности и компетентности эксперта). Консультационная функция. Психолог консультирует по вопросам оптимального использования личностных и профессиональных возможностей человека (например, при приеме на работу, заполнении вакансий, сокращении кадров). Психолог участвует в проектировании и разработке различных методов управления персоналом, социальным развитием организации, улучшении организации труда и консультирует руководство по этим вопросам.Особое место занимает персональное консультирование. Необходимость консультирования, как правило, связана с определенной ограниченностью опыта руководства организации в управленческих и психологических областях. Очевидным преимуществом консультанта является возможность самостоятельного, независимого видения ситуации. Основной фактор эффективной работы консультанта – его свобода и независимость, которая складывается из финансовой (размер оплаты и ее надежность), административной (консультант не подчиняется клиенту) и эмоциональной составляющих. Консультирование, как правило, невозможно без исследовательской проработки и принятия экспертной позиции. Консультанты могут быть универсалами или специалистами по отдельным проблемам (например, психологической диагностике личности руководителей организации, инновациям, управлению и т.д.). Психолог-консультант придерживается позиции нейтралитета, беспристрастности и невмешательства в конфронтацию и борьбу, которая может существовать в организации, что обеспечивает объективный и неискаженный анализ взаимоотношений и ситуаций. В связи с этим большое значение приобретает профессиональная этика психолога. Педагогическая и просветительская функции. Эти функции связаны с огромным интересом всех без исключения людей к проблемам психологии, желанием получить психологические знания, потребностью в решении личных проблем. «Учитель» передает специальные психологические знания, которые они могут творчески использовать для эффективной организации собственной деятельности. Если эксперт анализирует, консультант - рекомендует и советует, то учитель -приобщает, повышает уровень психологических знаний у окружающих.
Функции организационного психолога определяют конкретные задачи его работы в организации, которые могут быть представлены тремя категориями.
Все перечисленные задачи традиционно решались практическими психологами на отечественных предприятиях. Дополним этот список перечнем задач, которые отмечаются в современной зарубежной психологической литературе:
– введение нового работника в курс дел в организации. Психолог беседует с новичком об истории фирмы, о его роли в выполняемой работе, знакомит с начальством, традициями организации;
– решение вопросов о профессиональном обучении и повышеиии квалификации работников. Психолог принимает решение о том, кого учить (кто и в какой учебе нуждается), чему учить, как учить, как стимулировать и оценивать результаты учебы и ее влияние на эффективность труда;
– оценка трудового вклада работников. Психолог осуществляет периодическую оценку труда каждого сотрудника и его соответствие получаемой заработной плате. Типичными пунктами оценки являются: а) качество работы; б) количество работы; в) физическая и морально-психологическая надежность сотрудника; г) степень заслуженного доверия; д) склонность к сотрудничеству с администрацией;
– разработка средств поддержания
дисциплины и эффективных приемов
поощрения и наказания
– участие в разборе
жалоб, посредничество в переговорах
рабочих и профсоюзов с администрацией,
социально-психологическое
– участие в организации
системы коммуникаций в организации
(выбор и сравнительная оценка
различных средств
– организация
– улучшение организации труда (уменьшение монотонии, создание эстетической среды в организации);
– частные психологические
консультации управляющих. Перечень задач,
которые приходится решать психологу
в фирме, может быть расширен в
связи с конкретными проблемами
той или иной организации. Итак, предметом
организационной социальной психологии
является влияние процесса общения
на профессиональную деятельность людей,
и прежде всего на повышение эффективности
их труда. Центральная проблема организационной
социальной психологии состоит в
изучении влияния социально-
Информация о работе Роль психолога в работе по оценке расстановки обучению персонала