Роль первого впечатления в деловом общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 19:44, реферат

Описание работы

Цель работы: изучение роли первого впечатления о партнере в деловом общении.

Задачи:

Проанализировать теоретические подходы к пониманию феномена первого впечатления
Проанализировать виды и особенности делового общения и его статусно-ролевую основу
Проанализировать факторы формирования первого впечатления в деловом общении
Подобрать методику исследования, сформировать выборку
Разработать программу исследования для выявления взаимосвязи между ролью первого впечатления о человеке в деловом общении и опытом ролевого поведения и осуществить сбор эмпирических данных
Проанализировать полученные данные с точки зрения выдвинутых гипотез
Сформулировать итоги исследования

Работа содержит 1 файл

Лысенкова.Роль первого впечатления в деловом общении.doc

— 119.50 Кб (Скачать)
stify">    В то же время, сейчас наблюдается активность в изучении самопрезентации и  имиджа, а также формирование первого  впечатления постепенно начинает анализироваться  как составляющая делового общения. Поэтому настоящее исследование и было проведено в этом новом контексте. Оно позволит пролить свет на некоторые закономерности процесса формирования первого впечатления и может найти практическое применение в области обучения этому навыку, вывести его на уровень сознательного применения.  

    Эмпирическое  исследование первого впечатления  о партнере в деловом общении

    Замысел эмпирического исследования

    В рамках исследования разрабатывалась  ситуация общения на основе методики А.А. Бодалева. Требовалось создать модель делового взаимодействия по горизонтали и вертикали. Для этого были придуманы игровые (мнимые) ситуации делового общения, в которых респондентам следовало «играть» различные социальные роли. Так как деловое общение между людьми осуществляется в соответствии с их статусно-ролевым положением, в сознании каждого есть определенный сформированный образ «подчиненного», «коллеги» и «начальника». Использовались следующая модель делового взаимодействия: Начальник - Подчиненный, Подчиненный - Начальник и Сотрудник - Сотрудник. Далее были подобраны три фотографии – двух мужчин и одной женщины (соответственно фото №1, фото №2 и фото №3).

    С целью сбора эмпирического материала  для составления анкеты был проведен первичный опрос респондентов. Каждому предлагалось назвать 10-15 характеристик, которые описывают типичного начальника, подчиненного и сотрудника. Для составления социально-психологической анкеты использовалась модифицированная в целях исследования методика «Семантического Дифференциала», которая содержала оценочные шкалы.

    Далее респонденты включались в игровую ситуацию делового взаимодействия. Обеим группам было предложено одинаковое задание: они должны были принять на себя, используя прошлый опыт, социально-психологическую роль и также представить, что человек на фото исполняет определенную роль. Каждому респонденту поочередно показывались три различные фотографии людей. Каждую фотографию можно было наблюдать в течение нескольких минут. Перед показом одной и той же фотографии разным участникам групп предлагалось принять на себя социально-психологическую роль «начальника», «подчиненного» или «сотрудника», и заполнить анкету, оценивая выраженность личностных качеств у воспринимаемого человека по шкале от -3 до +3. 

    Таким образом, на одного респондента приходилось три анкеты и соответствующие им три фото, так, чтобы «проигрывались» ситуации ролевого взаимодействия. Таким образом, путем активизации прошлого опыта респондентов, планировалось выяснить, связаны ли принятые человеком социальные роли с первым впечатлением о нем.

    Тезисная  программа исследования

Разработка  ситуации делового общения на основе методики А.А. Бодалева.

Первичный опрос респондентов.

Разработка  социально-психологической анкеты на основе модифицированной в целях  исследования методики «Семантического Дифференциала».

Включение респондентов в игровую ситуацию делового взаимодействия.

Обработка и сравнение полученных результатов.

    Возможные результаты исследования

    В качестве общей гипотезы исследования выступило предположение о том, что роль первого впечатления о партнере в деловом общении связана с опытом ролевого поведения. Частная гипотеза 1: Социально-психологические роли, принятые человеком, связаны с процессом формирования первого впечатления о партнере в деловом общении. Частная гипотеза 2: Опыт взаимодействия в деловой среде (опыт статусно-ролевого общения) может определять характер первого впечатления о человеке. 

    В ходе исследования планировалось выяснить: как изменится образ первого  впечатления, формируемый у респондентов (при условии принятия ими трех видов социально-психологических ролей) о конкретном человеке, изображенном на фото, если по очереди «представлять» последнего также в трех различных ролях. Требовалось сравнить: образ первого впечатления, возникший у респондентов в роли «начальника», с образом первого впечатления, возникшем у респондентов- «подчиненных», а также с первым впечатлением, сформированным у респондентов в роли «сотрудников». Если все три образа различны, то определяющее значение социальной роли для формирования образа первого впечатления имеет место быть. Также планируется сравнить данные первой и второй группы. В этом случае, есть возможность выяснить имеют ли респонденты – обладающие опытом делового взаимодействия и не обладающие им – различия в восприятии партнера по общению в предлагаемых ролевых ситуациях.     

    Реализация  исследования

    Эмпирическую  базу исследования составили лица, имеющие опыт работы, делового взаимодействия (работники различных организаций) и лица, не имеющие опыта делового общения (студенты факультета психологии ГУ-ВШЭ). Из них были сформированы две группы. Основным критерием распределения было наличие или отсутствие опыта работы в деловой среде. Численность респондентов из первой группы (с опытом работы) составляет 24 человека, из второй (без опыта) – 21 человек. Возраст респондентов варьировался в пределах 17 - 58 лет. Общее число – 45 человек.

    В качестве методов обработки данных были использованы: факторный анализ (для выявления сходств и различий между образами первого впечатления); статистическая оценка значимости различий между данными респондентов из первой и из второй группы. Для оценки значимости различий был использован непараметрический критерий U Манна-Уитни для двух независимых выборок респондентов.

    Результаты  показали, что в целом первое впечатление, возникающее при принятии трех различных социальных ролей, имеет общие тенденции, но при этом существуют и различия в образах первого впечатления.

    Образ первого впечатления о партнере, сформированный у респондентов в  роли «начальника»: они воспринимают собеседника как самостоятельного, энергичного человека, для которого в первую очередь важны дисциплина и ответственность, делают акцент на творческом подходе к делу и категоричности «подчиненных».

    Образ первого впечатления о партнере, сформированный у респондентов в роли «сотрудника»: они воспринимают собеседника как самостоятельного, энергичного человека, для которого в первую очередь важны дисциплина и ответственность, делают акцент на возможной эгоистичности коллег.

    Образ первого впечатления о партнере, сформированный у респондентов в роли «подчиненного»: по их мнению, этот человек должен быть властным, волевым, иметь большие амбиции, но, в то же время, уметь расположить к себе собеседника, организовать работу коллектива, казаться дружелюбным и внимательным. Таким образом, наибольшее сходство наблюдается между образами первого впечатления, формирующимися у «начальников» и «сотрудников». Респонденты, принимающие роль «подчиненного» составляют уже совершенно другой образ первого впечатления о партнере.

Таблица 2 – Определение статистической значимости различий в восприятии партнера по общению между группами 1 и 2 (для респондентов в трех ролях)

  Название переменной Асимптотическая значимость (Р<0,05)
в роли «начальника» Скромный 0,053
уверенный в себе 0,017
в роли «подчиненного» Серьезный 0,025
Смелый 0,047
Целеустремленный 0,002
Внимательный 0,012
в роли «сотрудника» Умный 0,027
Серьезный 0,042

    Таким образом, можно сделать следующие  выводы: 

  • Роль первого впечатления о партнере в деловом общении не связана с опытом ролевого поведения.
  • Социально-психологические роли, принятые человеком, связаны с процессом формирования первого впечатления о партнере в деловом общении. 
  • Принятие респондентами различных социально-психологических ролей приводит к изменению характера формирующегося у них первого впечатления о партнере в деловом общении. 
  • Опыт взаимодействия в деловой среде (опыт статусно - ролевого общения) не определяет характер первого впечатления о человеке.
 

    Список  литературы

    Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 200 с.

    Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983. – 272 с.

    Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – 2-е изд. – М.: Инфра-М, 2005. – 295 с.

    Демарэ  Э., Уайт В. Первое впечатление. Знаете ли вы, как воспринимают вас окружающие? – М.: Вильямс, 2006. – 320 с.

    Жуков Ю.М. Эффективность  делово общения. –  М.: «Знание», 1988.

    Игнатьев  Д. Настольная энциклопедия Public Relations / Д. Игнатьев, А. Бекетов. – 2-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 496 с.

    Кукосян О.Г. Профессия и познание людей. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1981. – 160 с.

    Михайлова Е.В. Обучение Самопрезентации: Учебное пособие / Е.В. Михайлова; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. – 167 с.

    Панферов  В. Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознания людей // Вопросы психологии. – 1982. – № 5. – С.139-141.

    Хараш А.У. Личность в общении // Общения и оптимизация  совместной деятельности. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1987. – С. 30-41.

    Feshbach, S., Singer, R. The effects of fear arousel and suppression. Fear upon Social Perception // Journal of Abnormal and Social Psychology, 1957, Vol. 55. P. 283-288.

    Luchins, A.S. Primary-recency in impression formation // C.I.Hovland (Ed.) The order of presentation in persuasion. New Haven Conn., 1957, Vol. 1.

    Newkomb, Т., Turner, R., Converse, P. Social psychology. N.-Y., 1965.

    Sherman, J.W., Klein, S.B. The development and representation of personality impressions // Journal of Personality and Social Psychology, 1994, Vol. 67. P. 972-983.

Информация о работе Роль первого впечатления в деловом общении