Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:50, дипломная работа
До сих пор одним из самых “больных” мест всех школ остаётся слабая успеваемость школьников. Причина кроется не только в несовершенных методах работы школ, но и в особенностях возраста, в психологической готовности ребёнка к школе.
Введение
1. Теоретические аспекты деятельности педагога - психолога в работе с неуспевающими школьниками.
1.1 Понятие «школьной неуспеваемости» как психолого-педагогической проблемы
1.2 Основные причины и типы неуспевающего школьника
1.3 Организация работы педагога-психолога с неуспевающими школьниками
2 Экспериментальное исследование работы педагога-психолога с неуспевающими
2.1 Организация исследования
2.2 Анализ полученных результатов первичного исследования
Роль педагога – психолога в работе с неуспевающими школьниками.
Содержание
Введение
2 Экспериментальное
2.1 Организация исследования
2.2 Анализ полученных
результатов первичного
Введение
До сих пор одним из самых “больных” мест всех школ остаётся слабая успеваемость школьников. Причина кроется не только в несовершенных методах работы школ, но и в особенностях возраста, в психологической готовности ребёнка к школе.
Анализ литературных источников показывает, что многими авторами изучается проблема неуспеваемости школьников. Неуспеваемость - это результат нашего невнимания, безразличия, нашего “авось само пройдёт”. Опыт показывает: вовремя и правильно изжитые трудности не только позволяют ребёнку нормально учиться, но и сохраняют его физическое и психическое здоровье.
Проблема школьной неуспеваемости - одна из центральных в педагогике и психологии. Выявлено, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологического характера: семейно-бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей, так и психологического: недостатки в познавательной, потребностно-мотивационной сферах, индивидуально-психологические особенности учащихся, несформированность анализа и синтеза. Многообразие причин неуспеваемости затрудняет деятельность учителя по их выявлению, и в большинстве случаев учитель выбирает традиционный способ работы со неуспевающими учащимися - дополнительные занятия с ними, состоящие в основном в повторении пройденного учебного материала. При этом чаще всего такие дополнительные занятия проводятся сразу с несколькими отстающими учащимися. Однако, эта работа, требующая большой затраты времени и сил, оказывается бесполезной и не даёт желаемого результата.
Для того, чтобы работа со неуспевающими детьми стала эффективной, надо, прежде всего, выявить конкретные психологические причины, мешающие полному усвоению знаний каждым учеником.
Проблеме школьной неуспеваемости всегда уделялось особое внимание со стороны, как психологов, так и педагогов (М.Н. Данилов, В.И. Зынова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский). Причинами школьной неуспеваемости были отмечены: неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; дефекты речи, неисправленные в дошкольном возрасте, недостатки зрения и слуха; умственная отсталость; негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителями.
В настоящее время для научной
мыcли характерна теория двух факторов,
т.е., принятие как биологических, так
и социальных теорий. Специалисты
отмечают, что проблема неуспеваемости
является и педагогической, и медицинской,
и психологической, и социальной.
Именно поэтому в последнее
Проблема неуспеваемости в течение многих десятилетий была одной из наиболее острых в системе образовании. Выявлено, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологического характера: семейно-бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей, так и психологического: недостатки в познавательной, потребностно – мотивационной сферах, индивидуально-психологические особенности учащихся, несформированность анализа и синтеза.
В наши дни, когда во всех областях
решаются сложные задачи всемирного
повышения качества работы, возрастает
ответственность за уровень обучения
и воспитания подрастающего поколения,
где идет резкое снижение показателей
социальной защищенности и психологического
здоровья детей. Это ведет к тому, что при
поступлении в школу становятся все больше
детей с ослабленным здоровьем и признаками
психолого-педагогической запущеностью,
а также с нарушениями в развитии значимых
для обучения психофизиологических функций.
Поэтому большое значение, сегодня имеет
создание и внедрение психолого-педагогической
деятельности системы педагогической
поддержки и профилактики школьной неуспеваемости,
Требуются новые теоретические знания о существе самого явления, о признаках и формах его проявления в современной школе. В младшем школьном возрасте в развитии запущенности влияют факторы социальные, педагогические, психологические, а главную роль играют семейные, школьные факторы: не посильность требований, перегрузка учебными заданиями, негативная оценка результатов, предъявляемые к ребенку семьей и школой, оказываются выше его возможностей. Неспособность, окружающих обеспечить удовлетворение актуальных потребностей и социальных притязаний ребенка. Несмотря на общеизвестность многих рекомендаций по предупреждению и преодолению отклонений в поведении и учебной деятельности школьников, эта проблема является актуальной для современной школы, к сожалению, только у отдельных учителей или педагогических коллективов некоторых школ эта проблема решается успешно.
В младшем школьном возрасте в развитии
запущенности главную роль начинают
играть школьные факторы: непосильность
требований, перегрузка учебными заданиями,
негативная оценка результатов учения,
негативное стимулирование поведения.
Возникает дидактическая
Выход из этой ситуации возможен лишь
при изменении методов
В направлении изучения педагогической запущенности школьника как объекта деятельности социального педагога проводились исследования М.А. Алемаскиным, С.А. Беличевой, П.П. Блонским, В.П. Кащенко, И.В. Козубовской, Э.Г. Костяшкиным, С.С. Моложавым, В.Н. Мясищевым, А.А. Невским, Р.В. Овчаровой, Н.И. Озерецким, и другими.
Тема неуспеваемости школьника как объекта деятельности педагога-психолога в средней общеобразовательной школе является сегодня актуальной, т.к. растет число неблагополучных семей, повышается уровень требований к школьникам, что влечет за собой перегрузку учебными заданиями и снижает уровень адаптации к школе и содействует возникновению неуспеваемости.
Актуальность темы работы объясняется тем, что, несмотря на общеизвестность многих рекомендаций по предупреждению и преодолению отклонений в поведении и учебной деятельности школьников, эта проблема продолжает существовать и по сей день. Только у отдельных учителей или педагогических коллективов некоторых школ эта проблема решается успешно.
Проблема исследования заключае
Объект исследования: неуспевающие школьники 6-8 классов.
Предмет исследования: работа педагога-психолога с неуспевающими школьниками.
Цель: изучив психолого-педагогическую литературу, выявить особенности работы педагога - психолога с неуспевающими школьниками и разработать программу, содействующей решению проблем данной категории детей.
Задачи исследования:
1. Изучить научную, учебную литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть неуспеваемость школьника как психолого-педагогическую проблему.
3. Выявить причины и описать пути устранения школьной неуспеваемости.
4. Проанализировать опыт работы педагогов-психологов с неуспевающими школьниками в школе.
5. Выявить психолого-педагогические условия, направленные на эффективное решение проблем школьной неуспеваемости.
Подобрать методики диагностики неуспеваемости, апробировать их в практике работы в школе,
6. Разработать программу коррекции психолого-педагогической неуспеваемости с использованием сказкотерепии.
7. Разработать рекомендации педагогам-психологам по работе с неуспевающими школьниками
Гипотеза исследования: Если проанализировать деятельность педагога психолога с неуспевающими детьми, то можно определить направления дальнейшего совершенствования данной работы.
(мы предполагаем, что для коррекции неуспеваемости школьников может быть успешно использована сказкотерапия.)
Методы исследования:
Теоретические: - сравнительно-сопоставительный анализ литературы по данной проблеме;
- наблюдение;
- тестирование;
- беседа детьми, педагогами, родителями;
- анкетирование;
- эксперимент;
Практическая значимость исслед
База исследования:
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
Информация о работе Роль педагога – психолога в работе с неуспевающими школьниками