Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:50, научная работа
В статье раскрывается проблема влияния культуры межнационального общения на образовательный процесс в высших учебных заведениях, на подготовку педагогических кадров и их роли на формирование культуры межнационального общения.
Современный подход к профессиональной подготовке специалистов с высшим образованием, особенно гуманитарной сферы, деятельность которых сосредоточена в области «человек-человек», предъявляет серьёзные требования к коммуникативной культуре личности, органично включающей в себя культуру речи. Всё это славит перед системой высшего профессионального образования задачу усиления работы по развитию у будущих специалистов культуры речи как неотъемлемой части их коммуникативной и общей культуры. Эти требования отражены и в нормативных документах по образованию: в Законе РФ «Об образовании», «Национальной доктрине образования до 2025 года и др.
РОЛЬ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Е.А.Стахеева, студентка 1 курса специальности «Логопедия. Специальная психология»
В.А. Калашникова, кандидат педагогических наук
ГОУ
ВПО «Ставропольский
г.Ставрополь,
Россия
В
статье раскрывается проблема влияния
культуры межнационального общения
на образовательный процесс в
высших учебных заведениях, на подготовку
педагогических кадров и их роли на
формирование культуры межнационального
общения.
Современный
подход к профессиональной подготовке
специалистов с высшим образованием,
особенно гуманитарной сферы, деятельность
которых сосредоточена в
Политическое,
экономическое, социальное, интеллектуальное
развитие мира в целом характеризуют
две взаимосвязанные и
В условиях растущей мобильности населения нашей планеты и устойчивого увеличения миграционных процессов особое значение имеет проблема «вхождения» в иную культурную среду. Становится очевидным, что именно образование способно обеспечить взаимную социальную адаптацию различных культурных, этнических и конфессиональных групп. Как подчеркивается в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования России, современный специалист в любой сфере трудовой деятельности должен «уметь осуществлять иноязычное общение в устной и письменной форме» [62]. Соответственно возросли требования к целому ряду профессий и появились новые специализации. Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Концепция новой структуры и содержания общего среднего образования» указывают, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и культурных сферах. Высококвалифицированный специалист должен уметь осуществлять общение на языке своего региона в повседневно-обиходной, профессиональной, общественно-политической, административно-правовой, социально-культурной сферах; знать языковую ситуацию и особенности языковых процессов в своем регионе; систему транслитерации имен, уметь использовать ее при описании реалий своего региона; таким образом, реализовать свои профессиональные функции через верно созданную систему общения. С другой стороны, самореализация своей личности в трудовой деятельности предполагает обращение к самоосознанию себя как профессионала, что означает умение оценивать свои профессиональные планы и устремления, выявлять имеющиеся профессиональные способности и резервы личности, просчитывать профессиональное будущее, соотносить стороны своей компетентности с меняющимися запросами общества и стремиться к достижению образа искомого результата. Данные требования выдвигают в разряд наиболее важных проблему формирования культуры межнационального общения у будущих специалистов, от уровня сформированное которой в значительной степени зависит не только успех их профессиональной деятельности, но и возможности самореализации, приобщения к универсальным, глобальным ценностям, развитие умений и навыков общения в поликультурном социуме.
Социально-экономические и политические преобразования, происходящие во всех сферах российского общества, современная ситуация в стране, характеризующаяся эпизодическим проявлением межнациональной напряженности, конфликтов на территории Российской Федерации, со всей остротой ставят задачу формирования культуры межнационального общения у молодого поколения. Современная Россия заставила и молодежь осмысливать процессы национального возрождения под влиянием тех событий, которые происходят в этнонациональной сфере. Формирование культуры межнациональных отношений в настоящее время является одной из сложнейших проблем, определяющей как современное состояние, так и будущее нашей страны.
Значительную роль в решении обозначенной проблемы играет высшая педагогическая школа, поскольку именно в процессе профессиональной подготовки формируется личность учителя, обладающая культурой межнационального общения и способная воспитать ее в своих учениках. Необходимость воспитания гуманной личности в сфере межнационального общения связана с многонациональным составом студенческих коллективов и влиянием межнациональных отношений на все сферы их жизнедеятельности.
Вследствие
этого формирование культуры межнационального
общения у студентов становится
одной из первоочередных задач педагогического
вуза. Период профессиональной подготовки
является наиболее благоприятным для
формирования важных интеллектуально-эмоциональных
психических функций личности, индивидуального
стиля деятельности. Обучение в вузе связано
с интенсивным развитием у студентов духовных
общечеловеческих ценностей, формированием
убеждений и мировоззренческих позиций.
65.
Дементьева М.В. Формирование
готовности к деловому
2. Грдзелидзе Р.К. Межнациональное общение в развитом социалистическом обществе. Тбилиси, 1980. - 110 с.
Абдулатипов Р.Г. Основы национальных и федеративных отношений (учебное пособие). М.: изд-во РАГС. –2001. – 626 с.