Роль культуры межнационального общения в современном образовательном пространстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:50, научная работа

Описание работы

В статье раскрывается проблема влияния культуры межнационального общения на образовательный процесс в высших учебных заведениях, на подготовку педагогических кадров и их роли на формирование культуры межнационального общения.

Современный подход к профессиональной подготовке специалистов с высшим образованием, особенно гуманитарной сферы, деятельность которых сосредоточена в области «человек-человек», предъявляет серьёзные требования к коммуникативной культуре личности, органично включающей в себя культуру речи. Всё это славит перед системой высшего профессионального образования задачу усиления работы по развитию у будущих специалистов культуры речи как неотъемлемой части их коммуникативной и общей культуры. Эти требования отражены и в нормативных документах по образованию: в Законе РФ «Об образовании», «Национальной доктрине образования до 2025 года и др.

Работа содержит 1 файл

статья Стахеева, Калашникова.doc

— 35.50 Кб (Скачать)

    РОЛЬ  КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ  ПРОСТРАНСТВЕ

    Е.А.Стахеева, студентка 1 курса специальности «Логопедия. Специальная психология»

      В.А. Калашникова, кандидат педагогических наук

    ГОУ ВПО «Ставропольский государственный  университет»

    г.Ставрополь, Россия  

    В статье раскрывается проблема влияния  культуры межнационального общения  на образовательный процесс в  высших учебных заведениях, на подготовку педагогических кадров и их роли на формирование культуры межнационального общения. 

    Современный подход к профессиональной подготовке специалистов с  высшим образованием, особенно гуманитарной сферы, деятельность которых сосредоточена в области  «человек-человек», предъявляет серьёзные  требования к коммуникативной культуре личности, органично включающей в себя культуру речи. Всё это славит перед системой высшего профессионального образования задачу усиления работы по развитию у будущих специалистов культуры речи как неотъемлемой части их коммуникативной и общей культуры. Эти требования отражены и в нормативных документах по образованию: в Законе РФ «Об образовании», «Национальной доктрине образования до 2025 года и др.

    Политическое, экономическое, социальное, интеллектуальное развитие мира в целом характеризуют  две взаимосвязанные и противоположные тенденции: интегрирующая и дифференцирующая. Первая предполагает социокультурное сближение, взаимопроникновение культур, внутриэтническую консолидацию и ассимиляцию, а вторая - рост национального самосознания, престижа культурных ценностей каждого этноса, активизацию интереса к собственным культурно-историческим истокам. Цивилизация вступила в период, когда знания и информация становятся средствами для качественного развития человека, накопления и развития личностного и профессионального потенциала. Благополучие общества зависит не только от научно-технического прогресса и материального комфорта, но и от духовных ценностей, которые определяют поведение людей. Поэтому, образование, «нацеленное не только на то, чтобы научить познавать и делать, но и научить жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления» [65], играет основополагающую роль в решении многих проблем и активно влияет на общественные интересы.

    В условиях растущей мобильности населения  нашей планеты и устойчивого увеличения миграционных процессов особое значение имеет проблема «вхождения» в иную культурную среду. Становится очевидным, что именно образование способно обеспечить взаимную социальную адаптацию различных культурных, этнических и конфессиональных групп. Как подчеркивается в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования России, современный специалист в любой сфере трудовой деятельности должен «уметь осуществлять иноязычное общение в устной и письменной форме» [62]. Соответственно возросли требования к целому ряду профессий и появились новые специализации. Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Концепция новой структуры и содержания общего среднего образования» указывают, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и культурных сферах. Высококвалифицированный специалист должен уметь осуществлять общение на языке своего региона в повседневно-обиходной, профессиональной, общественно-политической, административно-правовой, социально-культурной сферах; знать языковую ситуацию и особенности языковых процессов в своем регионе; систему транслитерации имен, уметь использовать ее при описании реалий своего региона; таким образом, реализовать свои профессиональные функции через верно созданную систему общения. С другой стороны, самореализация своей личности в трудовой деятельности предполагает обращение к самоосознанию себя как профессионала, что означает умение оценивать свои профессиональные планы и устремления, выявлять имеющиеся профессиональные способности и резервы личности, просчитывать профессиональное будущее, соотносить стороны своей компетентности с меняющимися запросами общества и стремиться к достижению образа искомого результата. Данные требования выдвигают в разряд наиболее важных проблему формирования культуры межнационального общения у будущих специалистов, от уровня сформированное которой в значительной степени зависит не только успех их профессиональной деятельности, но и возможности самореализации, приобщения к универсальным, глобальным ценностям, развитие умений и навыков общения в поликультурном социуме.

    Социально-экономические и политические преобразования, происходящие во всех сферах российского общества, современная ситуация в стране, характеризующаяся эпизодическим проявлением межнациональной напряженности, конфликтов на территории Российской Федерации, со всей остротой ставят задачу формирования культуры межнационального общения у молодого поколения. Современная Россия заставила и молодежь осмысливать процессы национального возрождения под влиянием тех событий, которые происходят в этнонациональной сфере. Формирование культуры межнациональных отношений в настоящее время является одной из сложнейших проблем, определяющей как современное состояние, так и будущее нашей страны.

    Значительную  роль в решении обозначенной проблемы играет высшая педагогическая школа, поскольку  именно в процессе профессиональной подготовки формируется личность учителя, обладающая культурой межнационального общения и способная воспитать ее в своих учениках. Необходимость воспитания гуманной личности в сфере межнационального общения связана с многонациональным составом студенческих коллективов и влиянием межнациональных отношений на все сферы их жизнедеятельности.

    Вследствие  этого формирование культуры межнационального общения у студентов становится одной из первоочередных задач педагогического  вуза. Период профессиональной подготовки является наиболее благоприятным для формирования важных интеллектуально-эмоциональных психических функций личности, индивидуального стиля деятельности. Обучение в вузе связано с интенсивным развитием у студентов духовных общечеловеческих ценностей, формированием убеждений и мировоззренческих позиций. 

    65. Дементьева М.В. Формирование  готовности к деловому иноязычному  общению у студентов неязыковых  факультетов вузов: Дис. . канд. пед.  наук. Челябинск, 2001. — 191 с.

    2. Грдзелидзе Р.К. Межнациональное общение в развитом социалистическом обществе. Тбилиси, 1980. - 110 с. 

    Абдулатипов Р.Г. Основы национальных и федеративных отношений (учебное пособие). М.: изд-во РАГС. –2001. – 626 с.

Волков  Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

Информация о работе Роль культуры межнационального общения в современном образовательном пространстве