Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 10:24, контрольная работа
Теория эволюции занимает особое место в изучении истории жизни. Она стала той объединяющей теорией, которая служит фундаментом для всей науки. Эволюция подразумевает всеобщее постепенное развитие, упорядоченное и последовательное. Применительно к живым организмам эволюцию можно определить как развитие сложных организмов из предсуществующих более простых организмов с течением времени [3]. Ч.Дарвин создал теорию об эволюции живого на Земле, о происхождении видов, их свойств (включая психические) и форм поведения. Идеи об эволюции жизни высказывались на протяжении веков многими мыслителями и натуралистами. Дарвин впервые объединил данные многих наук и выявил механизмы филогенеза (исторического формирования группы организмов), обосновав учение о происхождении видов путем естественного отбора. Наследственность, изменчивость, отбор – таковы факторы эволюции. Средствами точного рационального анализа было доказано, что кроме механической причинности, действующей в мире нерукотворной природы, существует биологическая причинность, которой присущи собственные факторы саморегуляции и развития жизни, в том числе и психической. Публикация главного труда Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» открыла новую эпоху в развитии современной биологии. И поскольку психика имеет биологические корни и основания, революционные события в биологии, вызванные дарвинизмом, изменили весь облик психологической науки [6].
Таким образом, в плане изучения психологической науки тема нашей работы очень актуальна. Цель работы – рассмотреть роль эволюции Ч.Дарвина в развитии психологической науки.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теория эволюции Ч.Дарвина
1.1 История создания эволюционной теории Ч. Дарвина…...……………….…4
1.2. Критические воззрения на теорию Ч. Дарвина……………………………..6
1.3. Дарвинизм как материалистическая теория эволюции…………..………...8
Глава 2. Роль теории эволюции Ч.Дарвина в развитии психологии и её значение для науки
2.1 Влияние эволюционной теории Ч.Дарвина на развитие психологии…….11
2.2 Значение эволюционной теории Ч.Дарвина.……………………………….16
Заключение…………………………..…………………………………………..18
Библиографический список…………………………………………………...20
Теория эволюции оказала глубокое влияние на психологию. Она утверждала идею развития, а открытые Дарвином законы эволюции в органическом мире поставили перед психологией задачу определения движущих сил психического развития и, в особенности по отношению к человеку. Вставал также вопрос о сопоставлении психики животных и человека. В трудах Дарвина эти вопросы впервые были поставлены на научную основу, а их разработка дала начало развитию новых направлений и подходов в психологии—психологии животных, детской психологии и психологии так называемых малокультурных народов.
Сосредоточив свое внимание на доказательстве родства человека и животных, Дарвин подчеркивал скорее черты сходства между ними, нежели различия. Нередко он, завышая психические способности животных, приписывал им специфически человеческие черты (воображение, нравственные чувства и тому подобное). Дарвин не усматривал качественного своеобразия интеллекта человека. По словам самого Дарвина, «как бы ни было велико умственное различие между человеком и животным, оно только количественное, а не качественное». Истолкование психических проявлений животных по аналогии с психикой человека определило развитие начатой Дарвином сравнительной психологии. Сравнительно-психологические исследования, развернувшиеся после Ч.Дарвина, помогают понять происхождение и развитие психики, раскрывают биологические предпосылки возникновения сознания человека.
Здесь впервые сложились объективные методы исследования психики. Под влиянием теории эволюции Ч. Дарвина возник вопрос о том, отличается ли и, если отличается, то чем психика современного человека от психики первобытного (о первобытном состоянии можно судить, изучая современные народы, уровень развития которых соответствует первобытному). Возникли две школы. В Англии Э. Тейлор выдвинул концепцию первобытного анимизма. К этой школе принадлежит также Дж. Фрэзер Тейлор рассматривает многочисленные факты, в которых убедительно выступает исключительное своеобразие представлений о мире отсталых народов (обрядовые действия, вера в сновидения, мифы о природе, верования и др.). Являются ли они результатом различий в основных познавательных процессах или единый универсальный человеческий ум порождает различные картины мира в разных условиях жизни? По Тейлору, на всех этапах исторического развития мышление человека всюду одинаково. Дикарь, так же как и современный человек, пытается ответить на вопросы о законах мира, причинах событий, которые он наблюдает, о причинах явлений природы и приходит к представлению о призрачной душе.
Душа представлялась в виде контура невещественного образа, по своей природе вроде пара, воздуха или тени. Она составляет причину жизни и мысли; обладает личным сознанием и волей своего телесного обладателя;. способна покидать тело и переноситься с места на место; является мысли; обладает личным сознанием и волей своего телесного обладателя; способна покидать тело и переноситься с места на место; является спящим людям как образ, отделенный от тела, но сходный с ним; властвует над телом. Так рождается представление о двойственности человека как состоящего из тела и души. По аналогии с собой первобытный человек начинает рассматривать всю окружающую действительность и различает в ней эти же два начала: тело и душу. Так дикарь приходит к всеобщему анимизму—одухотворению природы. Умственный механизм как современных, так и первобытных людей тождествен. Этот механизм при ограниченном опыте и недостаточных знаниях неизбежно должен был породить те мифы и представления, которые поражают современного человека. И если бы случилось, что культура исчезла, современный человек с такой же неизбежностью пришел бы к анимизму.
Вывод о неизменности мышления на всех этапах исторического развития человеческого опыта, основной тезис теории первобытного анимизма, оспаривался французской социологической школой, которая в начале XX в. выдвинула положение о качественном отличии первобытного мышления от мышления современного человека.
Кроме
того, под влиянием Ч. Дарвина возникла
как отдельная отрасль детская
психология. Ч.Дарвин является автором
небольшой статьи «Биографический
очерк одного ребенка» (1877), который
представляет собой описание наблюдений
за поведением сына с рождения до 10 мес.
Вслед за этой статьей Дарвина стали появляться
исследования в форме наблюдений над развитием
ребенка (В. Прейер, Дж. Селли, Стенли Холл,
В. Штерн, К. Гросс, К. Бюлер и др.). Первой
теорией в этой области явилась теория
рекапитуляции, которую сформулировали
Ст. Холл и Дж. Болдуин. В ее основу был
положен биогенетический закон Геккеля,
перенесенный в детскую психологию и эмбриологию
(Э. Геккель, дарвинист, в 60-х гг. XIX в. выступил
с законом, в соответствии с которым зародыши
высших животных повторяют в сокращенном
виде общую эволюцию предшествующих животных
форм). Согласно закону рекапитуляции,
в процессе индивидуального развития
ребенок проходит (повторяет) этапы эволюционного
процесса, а также культурного развития,
которое прошло человечество: дикость,
собирательский этап, охота, скотоводчество
и др. Важнейшие стадии в их строго закономерной
последовательности автоматически воспроизводятся
одна за другой. Так, испытываемые ребенком
противоположные чувства — страх перед
водой и любовь к ней — это следы от тех
времен, когда животные жили в воде, а затем
избрали своим местопребыванием землю.
Онтогенетическое развитие рассматривалось
как биологически детерминированный процесс
и как краткое повторение всего исторического
развития живой природы – филогенеза.
2.2. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина
Ч.Дарвин впервые в истории биологии построил теорию эволюции. Это имело большое методологическое значение и позволило не только наглядно и убедительно для современников обосновать идею органической эволюции, но и проверить справедливость самой теории эволюции. Это была решающая фаза одной из величайших концептуальных революций в естествознании. Самым главным в этой революции была замена теологической идеи эволюции как представления об изначальной целесообразности моделью естественного отбора. Несмотря на ожесточенную критику, теория Дарвина быстро завоевала признание благодаря тому, что концепция исторического развития живой природы лучше, чем представление о неизменности видов, объясняло наблюдаемые факты. Для обоснования своей теории Дарвин в отличие от своих предшественников, привлек огромное количество доступных ему фактов из самых разных областей. Выдвижение на первый план биотических отношений и их популяционно-эволюционная интерпретация была важнейшим новшеством дарвиновской концепции эволюции и дает право на заключение, что Дарвин создал свою концепцию борьбы за существование, принципиально отличную от идей предшественников Учение Дарвина об эволюции органического мира было первой теорией развития, созданной «естественно историческим материализмом в недрах естествознания, первым применением принципа развития к самостоятельной области естественных наук»[4]. В этом общенаучное значение дарвинизма.
Заслуга
Дарвина и в том, что он вскрыл движущие
силы органической эволюции. Дальнейшее
развитие биологии углубило и дополнило
его представления, послужившие основой
современного дарвинизма. Во всех биологических
дисциплинах ведущее место занимает теперь
исторический метод исследования, позволяющий
изучать конкретные пути эволюции организмов
и глубоко проникать в существо биологических
явлений. Эволюционная теория Ч. Дарвина
нашла широкое применение в современной
синтетической теории, где единственным
направляющим фактором эволюции остается
естественный отбор, материалом для которого
служат мутации. Исторический анализ теории
Дарвина неизбежно порождает новые методологические
проблемы науки, которые могут стать предметом
специального исследования. Решение этих
проблем влечет за собой расширение области
знаний, а, следовательно, и научный прогресс
во многих областях: как в биологии, медицине,
так и в психологии, на которую эволюционная
теория Ч. Дарвина оказала не меньшее влияние,
чем на естественные науки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Книга
Чарльза Дарвина «Происхождение
видов…» является самой значительной
работой в биологии за последние
125 лет. Великое достижение Дарвина
– рациональное, материалистическое
истолкование целесообразности – приспособленности
организмов к внешним условиям. За время,
прошедшее с первого издания «Происхождения
видов», эволюционная теория претерпела
значительное развитие. Открыты генетические
механизмы эволюции, расшифрованы пути
эволюции для большинства крупных групп
растительного и животного мира. В общем
учении об эволюции выделились два огромных
направления – изучение эволюции на внутривидовом
уровне (микроэволюция) и изучение закономерностей
эволюционного процесса в более крупных
масштабах (макроэволюция). Но все эти
грандиозные достижения не изменили того
главного вывода, который сделал Дарвин
в «Происхождении видов»: естественной
и постоянно работающей силой эволюции,
единственным направленным фактором,
оказывается естественный отбор. История
показывает, что отказ от этого положения
неизбежно приводит ученых к различным
вариантам идеалистических представлений.
Учение Дарвина изменило саму суть психологического
мышления. Открылась возможность рассматривать
актуально наблюдаемую реакцию организма
не только как ответ на действующую в данный
момент ситуацию, но и как реакцию, направленную
на возможно более успешное поведение
в предстоящих обстоятельствах. Присущая
организму преднастройка на будущее, готовность
действовать в еще не возникших условиях
(например, при угрозе существованию) выступали
как эффект естественного отбора, как
бы предоставляющего данному индивиду
ценой жизни предшествующих поколений
больше шансов на выживание. Триумф дарвиновского
учения окончательно утвердил в психологии
принцип развития. Возникли новые отрасли
психологического исследования – такие,
как дифференциальная психология (импульс
которой придала идея Дарвина о том, что
уже генетические факторы – наследственность
– определяют различия между людьми),
детская психология (Дарвину принадлежит
«Биографический очерк одного ребенка»),
зоопсихология (работа Дарвина «Инстинкт»)
и др.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
10. Полянский, Ю.И. Общая биология [Текст] / Ю.И. Полянский – М.: Просвещение, 1993. – 360с.
Информация о работе Роль эволюционной теории Дарвина в развитии психологии