Роль деятельности и общения в психологическом развитии ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 14:32, реферат

Описание работы

Тема данного исследования – «Роль деятельности и общения в психологическом развитии ребенка».
Цель данной работы – проанализировать роль деятельности и общения в психологическом развитии ребенка.
Задачи данной работы:
Раскрыть роль деятельности в психологическом развитии ребенка.
Исследовать роль общения в психологическом развитии ребенка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. Деятельность…………………………………..……………………….3
2. Общение………………………………………..………………………7
Заключение………………………………………………………………15
Список используемой литературы………………………………...…...16

Работа содержит 1 файл

возрастная психология.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

       М.И. Лисина изучала, как изменяется общение  ребенка со взрослым человеком на протяжении детства. Ею выделены 4 формы общения (табл. 1.1). Первая форма – ситуативно - личностное общение - характерна для младенчества. Общение в это время зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребенка и взрослого, оно ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка. Непосредственные эмоциональные контакты являются основным содержанием общения, поскольку главное, что привлекает ребенка, - это личность взрослого, а все остальное, включая игрушки и прочие интересные предметы, остается на втором плане.

       В раннем возрасте ребенок осваивает  мир предметов. Ему по-прежнему необходимы теплые эмоциональные контакты с  мамой, но этого уже недостаточно. У него появляется потребность в  сотрудничестве, которая, вместе с потребностями  в новых впечатлениях и активности, может быть реализована в совместных действиях со взрослым. Ребенок и взрослый, выступающий как организатор и помощник, вместе манипулируют предметами, выполняют все более сложные действия с ними. Взрослый показывает, что можно делать с разными вещами, как их использовать, раскрывая перед ребенком те их качества, которые тот сам не в состоянии обнаружить. Общение, развертывающееся в ситуации совместной деятельности, названо ситуативно-деловым.

       Таблица 1.РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМИ 

Возраст Период Форма общения Потребность ребенка, удовлетворяемая в общении
До 1 года Младенческий  возраст Ситуативно-личностное общение Потребность в  доброжелательном внимании
1-3 года Ранний возраст Ситуативно-деловое 
общение
Потребность в сотрудничестве
3-5 лет Младший и 
средний дошкольный 
возраст
Внеситуативно-познавательное общение Потребность в  уважении  
взрослого, познавательный мотив
4-6 лет Средний и 
старший дошкольный 
возраст
Внеситуативно-личностное общение Потребность во взаимопонимании и сопереживании
 

       С появлением первых вопросов ребенка: «почему?», «зачем?», «откуда?», «как?» - начинается новый этап в развитии общения ребенка и взрослого. Это внеситуативно-познавательное общение, побуждаемое познавательными мотивами. Ребенок вырывается за рамки наглядной ситуации, в которой раньше были сосредоточены все его интересы. Теперь его интересует гораздо большее: как устроен открывшийся для него огромный мир природных явлений и человеческих отношений? И главным источником информации, эрудитом, знающим все на свете, становится для него все тот же взрослый человек.

       В середине или конце дошкольного  возраста должна возникнуть еще одна форма - внеситуативно-личностное общение. Взрослый для ребенка - высший авторитет, чьи указания, требования, замечания принимаются по-деловому, без обид, капризов и отказа от трудных заданий. Эта форма общения важна при подготовке к школе, и если она не сложилась к 6-7 годам, ребенок будет психологически не готов к школьному обучению.

       Отметим, что позже, в младшем школьном возрасте, сохранится и упрочится авторитет взрослого, появится дистанция в отношениях ребенка и учителя в условиях формализованного школьного обучения. Сохраняя старые формы общения со взрослыми членами семьи, младший школьник учится деловому сотрудничеству в учебной деятельности. В подростковом возрасте ниспровергаются авторитеты, появляется стремление к независимости от взрослых, тенденция к ограждению некоторых сторон своей жизни от их контроля и влияния. Общение подростка со взрослыми и в семье, и в школе чревато конфликтами. В то же время старшеклассники проявляют интерес к опыту старшего поколения и, определяя свой будущий жизненный путь, нуждаются в доверительных отношениях с близкими взрослыми. Общение с другими детьми первоначально практически не 
влияет на развитие ребенка (если в семье нет близнецов или детей близкого возраста). Даже младшие дошкольники в 3-4 года еще не умеют по-настоящему общаться друг с другом. Как пишет Д.Б. Эльконин, они «играют рядом, а не вместе». О полноценном общении ребенка со сверстниками можно говорить, только начиная со среднего  дошкольного возраста. Общение, вплетенное в сложную ролевую игру, способствует развитию произвольного поведения ребенка, умения учитывать чужую точку зрения. Определенное влияние на развитие оказывает включение в коллективную учебную деятельность - групповая работа, взаимная оценка результатов и т.д. А для подростков, пытающихся освободиться от опеки взрослых, общение со сверстниками становится ведущей деятельностью. В отношениях с близкими друзьями они (так же, как и старшеклассники) способны на глубокое интимно-личностное, «исповедальное» общение.

       Рассмотрев  основные линии развития общения, его  возрастные особенности, остановимся  на последнем вопросе: на каких принципах  должно строиться общение взрослого с ребенком?

       Главный принцип - принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его индивидуальными особенностями, плюсами и минусами. Когда речь идет об отношениях внутри семьи, говорят о безусловной любви к ребенку.

       Если  ребенка любят безусловно, он это знает и чувствует постоянно, даже в сложных для него ситуациях, когда родители выражают недовольство его поведением или успеваемостью, наказывают за серьезный проступок (временным отказом от общения, отменой планировавшегося праздника, похода в театр и т.п.). Впрочем, при таких отношениях родители не переходят с оценки конкретных действий на оценку личности в целом: скажем, ученик получил «двойку», и его осуждают за отсутствие старания, но не делают глобальных выводов о низких умственных способностях и будущей бездарной жизни. Общение в семье обычно имеет положительный эмоциональный фон, успехам ребенка радуются, а его небольшое продвижение в каком-нибудь деле замечают.

       Родительская  любовь, по мнению западных психологов, может быть и обусловленной. Ребенка принимают только тогда, когда его поведение отвечает требованиям родителей, когда он послушен, хорошо учится, подает надежды на будущее. В другие, не такие уж редкие в детской жизни моменты, ребенок чувствует отчуждение. Дети, лишенные веры в постоянную и искреннюю любовь, становятся неуверенными в себе и приобретают довольно много других личностных отклонений. Еще хуже на развитии ребенка сказывается его непринятие - отвержение или безразличие родителей. Причем такая ситуация может возникнуть не только в так называемых неблагополучных семьях; родители могут  заботиться о ребенке и не осознавать, что не принимают его по какой-то причине. Причины бывают разными. Например, мама красива и обаятельна, а ее дочь - замкнутый, неловкий, некрасивый ребенок - постоянно раздражает ее этими качествами. Или отец-математик, видевший в сыне свое продолжение, второе «Я», не обнаруживает в нем ни математических способностей, ни склонности жить его интересами. В психотерапевтической практике можно найти много аналогичных примеров. Естественно, при непринятии ребенка в семье его потребность в общении не будет удовлетворена.

       Значимым  лицом для ребенка является и  школьный учитель. Его влияние определяется прежде всего тем, что он ожидает  от своего ученика - блестящих успехов или очередной «двойки», старательности и дисциплинированности или безответственности и еще одной выходки, которая разрушит весь ход урока. Учитель может заглушить активность одного («Не тяни руку, Иванов, все равно глупость скажешь») и поддержать уверенность в себе другого («Конечно, Саша прекрасно справится с этой работой»). Ожидания не обязательно выражаются прямо, в открытой словесной форме; дети тонко улавливают их по тону, мимике преподавателя, по тому, как он, слушая ответ у доски, кивает головой или безучастно смотрит в окно, и т.д. Положительные ожидания, связанные с принятием ребенка, имеют поразительный развивающий эффект. В эксперименте Р. Розенталя он был назван эффектом Пигмалиона.

       При проведении тестирования в школе  учителям сообщались данные об интеллектуальном развитии учащихся. О части детей со средним интеллектом было сказано, что у них высокий IQ и, если они еще не проявили своих способностей, в ближайшем будущем могут добиться успехов.

       В конце учебного года оказалось, что у тех детей со средним интеллектом, о которых учителям были сообщены верные данные, все показатели остались прежними, а в экспериментальной группе произошли значительные изменения. Ученики, в отношении которых у преподавателей были сформированы завышенные  положительные ожидания, стали лучше учиться, и, более того, у  многих из них повысился уровень интеллектуального развития. Как считает Р. Розенталь, взрослый человек, верящий в возможности ребенка, в его лучшие качества, подобен мифическому Пигмалиону, силой своей любви оживившему мраморную статую.

       Верно и обратное. Если ребенку постоянно  демонстрировать свои худшие опасения, низкие ожидания, они тоже, скорее всего, сбудутся. Когда ребенку говорят, что он ленив и бездарен, что  он хулиган и его ждет колония, велика вероятность того, что он станет таким, каким его видят близкие взрослые. Поэтому во всех психотерапевтических руководствах одно из основных требований исключить такие «убийственные» для детей оценки и прогнозы. Кроме принятия ребенка, в гуманистической психологии особое значение придается еще двум принципам общения. Эмпатия - это сопереживание другому, точное восприятие его внутреннего мира. Эмпатический способ общения, наиболее полно описанный К. Роджерсом, предполагает отказ на время от своих собственных позиций и ценностей, чтобы войти в мир ребенка без предвзятости; чуткость к его тонким переживаниям; деликатное «пребывание» в его жизни без оценивания и осуждения .

       Принятие  и эмпатия должны сочетаться с  адекватным выражением (хотя и корректным) своего отношения, своих эмоций по поводу обсуждаемого события, например проступка, совершенного ребенком. Только учет обеих точек зрения может привести к конструктивному решению детских проблем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

       Подводя итог данной работы можно сказать следующее.

       Обучение  и деятельность неразрывны, они становятся источником развития психики ребенка. Чем старше ребенок, тем больше видов  деятельности он осваивает. Любая деятельность имеет сложную структуру. Действие обычно может выполняться разными способами, т.е. с помощью разных операций. Общение часто рассматривают как один из видов деятельности. Каждый возраст, принося ребенку новые возможности и новые потребности, требует особых форм общения. Развитие ребенка зависит от содержания обучения и той формы, в которой это содержание ему преподносится. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  используемой литературы 

  1. Берне Г. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  2. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию  умственных действий // Психологическая наука в СССР: В 2 т. М., 1959. Т. 1.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1995.
  4. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М., 1992.
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  6. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Избр. психол. произведения : В 2 т. М., 1983. Т. 1.
  7. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
  8. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995.
  9. Развитие общения у дошкольников (характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет) / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. М., 1974.
  10. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций: Тексты. М., 1993. 
    Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

Информация о работе Роль деятельности и общения в психологическом развитии ребенка