Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 14:32, реферат
Тема данного исследования – «Роль деятельности и общения в психологическом развитии ребенка».
Цель данной работы – проанализировать роль деятельности и общения в психологическом развитии ребенка.
Задачи данной работы:
Раскрыть роль деятельности в психологическом развитии ребенка.
Исследовать роль общения в психологическом развитии ребенка.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Деятельность…………………………………..……………………….3
2. Общение………………………………………..………………………7
Заключение………………………………………………………………15
Список используемой литературы………………………………...…...16
М.И. Лисина изучала, как изменяется общение ребенка со взрослым человеком на протяжении детства. Ею выделены 4 формы общения (табл. 1.1). Первая форма – ситуативно - личностное общение - характерна для младенчества. Общение в это время зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребенка и взрослого, оно ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка. Непосредственные эмоциональные контакты являются основным содержанием общения, поскольку главное, что привлекает ребенка, - это личность взрослого, а все остальное, включая игрушки и прочие интересные предметы, остается на втором плане.
В раннем возрасте ребенок осваивает мир предметов. Ему по-прежнему необходимы теплые эмоциональные контакты с мамой, но этого уже недостаточно. У него появляется потребность в сотрудничестве, которая, вместе с потребностями в новых впечатлениях и активности, может быть реализована в совместных действиях со взрослым. Ребенок и взрослый, выступающий как организатор и помощник, вместе манипулируют предметами, выполняют все более сложные действия с ними. Взрослый показывает, что можно делать с разными вещами, как их использовать, раскрывая перед ребенком те их качества, которые тот сам не в состоянии обнаружить. Общение, развертывающееся в ситуации совместной деятельности, названо ситуативно-деловым.
Таблица
1.РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМИ
Возраст | Период | Форма общения | Потребность ребенка, удовлетворяемая в общении |
До 1 года | Младенческий возраст | Ситуативно-личностное общение | Потребность в доброжелательном внимании |
1-3 года | Ранний возраст | Ситуативно-деловое общение |
Потребность в сотрудничестве |
3-5 лет | Младший и средний дошкольный возраст |
Внеситуативно-познавательное общение | Потребность в
уважении взрослого, познавательный мотив |
4-6 лет | Средний и старший дошкольный возраст |
Внеситуативно-личностное общение | Потребность во взаимопонимании и сопереживании |
С появлением первых вопросов ребенка: «почему?», «зачем?», «откуда?», «как?» - начинается новый этап в развитии общения ребенка и взрослого. Это внеситуативно-познавательное общение, побуждаемое познавательными мотивами. Ребенок вырывается за рамки наглядной ситуации, в которой раньше были сосредоточены все его интересы. Теперь его интересует гораздо большее: как устроен открывшийся для него огромный мир природных явлений и человеческих отношений? И главным источником информации, эрудитом, знающим все на свете, становится для него все тот же взрослый человек.
В середине или конце дошкольного возраста должна возникнуть еще одна форма - внеситуативно-личностное общение. Взрослый для ребенка - высший авторитет, чьи указания, требования, замечания принимаются по-деловому, без обид, капризов и отказа от трудных заданий. Эта форма общения важна при подготовке к школе, и если она не сложилась к 6-7 годам, ребенок будет психологически не готов к школьному обучению.
Отметим,
что позже, в младшем школьном возрасте,
сохранится и упрочится авторитет взрослого,
появится дистанция в отношениях ребенка
и учителя в условиях формализованного
школьного обучения. Сохраняя старые формы
общения со взрослыми членами семьи, младший
школьник учится деловому сотрудничеству
в учебной деятельности. В подростковом
возрасте ниспровергаются авторитеты,
появляется стремление к независимости
от взрослых, тенденция к ограждению некоторых
сторон своей жизни от их контроля и влияния.
Общение подростка со взрослыми и в семье,
и в школе чревато конфликтами. В то же
время старшеклассники проявляют интерес
к опыту старшего поколения и, определяя
свой будущий жизненный путь, нуждаются
в доверительных отношениях с близкими
взрослыми. Общение с другими детьми первоначально
практически не
влияет на развитие ребенка (если в семье
нет близнецов или детей близкого возраста).
Даже младшие дошкольники в 3-4 года еще
не умеют по-настоящему общаться друг
с другом. Как пишет Д.Б. Эльконин, они «играют
рядом, а не вместе». О полноценном общении
ребенка со сверстниками можно говорить,
только начиная со среднего дошкольного
возраста. Общение, вплетенное в сложную
ролевую игру, способствует развитию произвольного
поведения ребенка, умения учитывать чужую
точку зрения. Определенное влияние на
развитие оказывает включение в коллективную
учебную деятельность - групповая работа,
взаимная оценка результатов и т.д. А для
подростков, пытающихся освободиться
от опеки взрослых, общение со сверстниками
становится ведущей деятельностью. В отношениях
с близкими друзьями они (так же, как и
старшеклассники) способны на глубокое
интимно-личностное, «исповедальное»
общение.
Рассмотрев основные линии развития общения, его возрастные особенности, остановимся на последнем вопросе: на каких принципах должно строиться общение взрослого с ребенком?
Главный принцип - принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его индивидуальными особенностями, плюсами и минусами. Когда речь идет об отношениях внутри семьи, говорят о безусловной любви к ребенку.
Если ребенка любят безусловно, он это знает и чувствует постоянно, даже в сложных для него ситуациях, когда родители выражают недовольство его поведением или успеваемостью, наказывают за серьезный проступок (временным отказом от общения, отменой планировавшегося праздника, похода в театр и т.п.). Впрочем, при таких отношениях родители не переходят с оценки конкретных действий на оценку личности в целом: скажем, ученик получил «двойку», и его осуждают за отсутствие старания, но не делают глобальных выводов о низких умственных способностях и будущей бездарной жизни. Общение в семье обычно имеет положительный эмоциональный фон, успехам ребенка радуются, а его небольшое продвижение в каком-нибудь деле замечают.
Родительская любовь, по мнению западных психологов, может быть и обусловленной. Ребенка принимают только тогда, когда его поведение отвечает требованиям родителей, когда он послушен, хорошо учится, подает надежды на будущее. В другие, не такие уж редкие в детской жизни моменты, ребенок чувствует отчуждение. Дети, лишенные веры в постоянную и искреннюю любовь, становятся неуверенными в себе и приобретают довольно много других личностных отклонений. Еще хуже на развитии ребенка сказывается его непринятие - отвержение или безразличие родителей. Причем такая ситуация может возникнуть не только в так называемых неблагополучных семьях; родители могут заботиться о ребенке и не осознавать, что не принимают его по какой-то причине. Причины бывают разными. Например, мама красива и обаятельна, а ее дочь - замкнутый, неловкий, некрасивый ребенок - постоянно раздражает ее этими качествами. Или отец-математик, видевший в сыне свое продолжение, второе «Я», не обнаруживает в нем ни математических способностей, ни склонности жить его интересами. В психотерапевтической практике можно найти много аналогичных примеров. Естественно, при непринятии ребенка в семье его потребность в общении не будет удовлетворена.
Значимым лицом для ребенка является и школьный учитель. Его влияние определяется прежде всего тем, что он ожидает от своего ученика - блестящих успехов или очередной «двойки», старательности и дисциплинированности или безответственности и еще одной выходки, которая разрушит весь ход урока. Учитель может заглушить активность одного («Не тяни руку, Иванов, все равно глупость скажешь») и поддержать уверенность в себе другого («Конечно, Саша прекрасно справится с этой работой»). Ожидания не обязательно выражаются прямо, в открытой словесной форме; дети тонко улавливают их по тону, мимике преподавателя, по тому, как он, слушая ответ у доски, кивает головой или безучастно смотрит в окно, и т.д. Положительные ожидания, связанные с принятием ребенка, имеют поразительный развивающий эффект. В эксперименте Р. Розенталя он был назван эффектом Пигмалиона.
При проведении тестирования в школе учителям сообщались данные об интеллектуальном развитии учащихся. О части детей со средним интеллектом было сказано, что у них высокий IQ и, если они еще не проявили своих способностей, в ближайшем будущем могут добиться успехов.
В конце учебного года оказалось, что у тех детей со средним интеллектом, о которых учителям были сообщены верные данные, все показатели остались прежними, а в экспериментальной группе произошли значительные изменения. Ученики, в отношении которых у преподавателей были сформированы завышенные положительные ожидания, стали лучше учиться, и, более того, у многих из них повысился уровень интеллектуального развития. Как считает Р. Розенталь, взрослый человек, верящий в возможности ребенка, в его лучшие качества, подобен мифическому Пигмалиону, силой своей любви оживившему мраморную статую.
Верно и обратное. Если ребенку постоянно демонстрировать свои худшие опасения, низкие ожидания, они тоже, скорее всего, сбудутся. Когда ребенку говорят, что он ленив и бездарен, что он хулиган и его ждет колония, велика вероятность того, что он станет таким, каким его видят близкие взрослые. Поэтому во всех психотерапевтических руководствах одно из основных требований исключить такие «убийственные» для детей оценки и прогнозы. Кроме принятия ребенка, в гуманистической психологии особое значение придается еще двум принципам общения. Эмпатия - это сопереживание другому, точное восприятие его внутреннего мира. Эмпатический способ общения, наиболее полно описанный К. Роджерсом, предполагает отказ на время от своих собственных позиций и ценностей, чтобы войти в мир ребенка без предвзятости; чуткость к его тонким переживаниям; деликатное «пребывание» в его жизни без оценивания и осуждения .
Принятие
и эмпатия должны сочетаться с
адекватным выражением (хотя и корректным)
своего отношения, своих эмоций по поводу
обсуждаемого события, например проступка,
совершенного ребенком. Только учет обеих
точек зрения может привести к конструктивному
решению детских проблем.
Заключение
Подводя итог данной работы можно сказать следующее.
Обучение
и деятельность неразрывны, они становятся
источником развития психики ребенка.
Чем старше ребенок, тем больше видов
деятельности он осваивает. Любая деятельность
имеет сложную структуру. Действие
обычно может выполняться разными
способами, т.е. с помощью разных операций.
Общение часто рассматривают как один
из видов деятельности. Каждый возраст,
принося ребенку новые возможности и новые
потребности, требует особых форм общения.
Развитие ребенка зависит от содержания
обучения и той формы, в которой это содержание
ему преподносится.
Список
используемой литературы
Информация о работе Роль деятельности и общения в психологическом развитии ребенка