Рене Заззо "Групповое исследование умственной отсталости"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:36, реферат

Описание работы

В работе «Групповое исследование умственной осталости», помещенной во 2-м томе хрестоматии «Психология аномального развития» под редакцией В.В. Лебединского и М.К. Бардышевой, вышедшей в 2002 году (М.: Изд-во МГУ, 744 с.), рассматривается проблематика диспропорции интеллектуального и хронологического возраста у умственно осталых детей.

Работа содержит 1 файл

Аномалии детского тразвития.doc

— 33.50 Кб (Скачать)


РЕФЕРАТ НАУЧНОЙ СТАТЬИ

РЕНЕ  ЗАЗЗО

«ГРУППОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ»

 

 

   

              В работе «Групповое исследование умственной осталости», помещенной во 2-м томе хрестоматии «Психология аномального развития» под редакцией В.В. Лебединского и М.К. Бардышевой, вышедшей в 2002 году (М.: Изд-во МГУ, 744 с.), рассматривается проблематика диспропорции интеллектуального и хронологического возраста у умственно осталых детей.

              Автор статьи, известный французский психолог, ученик А. Баллона и глава Парижской школы генетической психологии Рене Заззо рассматривает суть гетерохронии, т.е. разновременность интеллектуального и физического развития умственно отсталых детей, а также о важности не только констатации факта отставания умственно отсталого ребенка от сверстников с нормальным интеллектуальным развитием, но и понимания структуры его психики для постановки точного диагноза.

              Статья называется «Групповое исследование умственной отсталости» и посвящена анализу результатов групповых исследований умственно отсталых детей, позволивших установить, что определение коэффициента умственного развития не является достаточным основанием для диагностики умственно отсталых детей и прогнозирования их дальнейшего развития, а также что гетерохрония — это ведущее понятие, объяс­няющее интеллектуальные особенности умственно отсталого ребенка, динамику его поведения.

Статья представляет собой обзор работ, выполненных груп­пой психологов при больнице Henri Rousselle, на тему о слабо­умии, описание их основные направлений и результатов, анализ этих результатов и выводы автора на основании данного анализа и собственных экспериментальных исследований.

Основная проблема, поднимаемая автором в данной статье – это необходимость не только отличать умственно неполноценных детей от нормально развивающихся, но и различать умственно отсталых детей с разной структурой дефекта, поскольку это имеет огромное значение как для коррекции, так и для прогноза дальнейшего развития. Определение уровня интеллекта в цифровом выражении, по мнению автора, не может помочь в решении данной задачи, поскольку позволяет констатировать только уровень умственного развития на текущий момент, не давая представления о структуре дефекта, о возможностях компенсации, о прогнозе на будущее. Два ребенка с одинаковым показателем интеллекта могут иметь совершенно разные возможности для компенсации в зависимости от того, какова структура их дефекта. Именно это, в первую очередь, является важным при работе с умственно отсталыми детьми, поскольку важнейшим является коррекция, а не констатация.

Статья делится на пять частей в соответствии с логикой изложения: вводная часть, основная часть, состоящая из трех подразделов, заключение. Во вводной части Р. Заззо описывает сроки и условия групповых исследований, цель их проведения, причины, позволившие автору критиковать традиционные представления о слабоумии и способах его диагностики. Основная часть работы делится на три части. В первой из них, озаглавленной автором «Проблема диагноза. Понятие гетерохронии» автор подчеркивает, что поскольку диагноз умственной отсталости основывается только на констатируемых фактах, то ни в коем случае нельзя сводить эти факты только к определению коэффициента интеллекта. По мнению Р. Заззо, возможности определения коэффициента интеллекта ограничиваются отделением нормально развивающегося ребенка от аномально развивающегося ребенка, но не дают никакого представления о структуре его дефекта и, следовательно, о прогнозе развития. Автор выдвигает четыре гипотезы: структура психики и, следовательно, семенология слабо­умного отличаются от структуры психики нормального ребенка того же умственного возраста; структура психики слабоумного (определяемая общей недо­статочностью его умственного развития) отличается от структуры больных, страдающих частичными нарушениями (например, тя­желыми специфическими расстройствами речи); подлинное слабоумие имеет различные формы; разнообразие форм психики при подлинном слабоумии находится в более или менее прямой зависимости от многооб­разия их этиологии. Все это требует более тщательного подхода при диагностике, чем просто определение коэффициента интеллекта. Во втором разделе основной части Р. Заззо описывает экспериментальные исследования, которые позволили определить насколько различия между умственным и физическим возрастом определяют специфические черты слабоумия. Автор подробно описывает исследования разных психологов, проведенные за 10 лет при больнице Henri Rousselle и анализирует полученные в ходе этих исследований результаты. В части, посвященной проблеме прогноза при умственной осталости, Р. Заззо говорит о том, что хорошая адаптация умственно отсталого ребенка зависит от нескольких факторов: моторных и сенсомоторных качеств, черт характера, а также усилий окружения. Р. Заззо приводит результаты исследований, подтверждающих значение этих факторов.

Автор, выдвигая те или иные предположения, ссылается на данные исследований. Поскольку статья представляет собой обзор исследований и их результатов, то имеет место также выдвижение предположений на основе результатов исследований. Помимо этого, Р. Заззо указывает на пробелы в исследованиях, а также намечает пути дальнейших исследований в данной области для подтверждения и уточнения полученных результатов.

В заключении к статьи автор проводит обобщение представленных данных и особенно подчеркивает стремление определить специфические черты, признаки умственной отсталости, не зависящие от возраста, позволяющие отличить умственно отсталого ребенка не только от нормального ребенка, но и от детей с другими формами не­полноценности, а затем перейти от диагноза к прогнозу.

 



Информация о работе Рене Заззо "Групповое исследование умственной отсталости"