Религиозно-философское
направление в
русской психологии.
- Юркевич
отстаивал положения “опытной психологии”,
согласно которым психические явления
не могут быть описаны с использованием
качеств, свойственных физическим телами
познаваемы в своей сущности только
самим субъектом. Юркевич также
утверждал существование “двух
опытов” – телесного и душевного,
посредством которых мы познаем
человека.
Идейным
основателем религиозно-философского
направления в
русской психологии
был профессор
Московского университета
Памфил Юркевич.
- Юркевич
оказал большое влияние на студента
физико-математического факультета
В. Соловьева, который в свое время
был завзятым материалистом.
- Теория
Соловьева фактически обозначила кульминационную
точку того поворота в мышлении, который
произошел в конце 80-х гг XIX в. и знаменовал
собой разочарование в объяснительных
способностях науки, особенно естествознания,
и новое возрастание интереса к религиозной
жизни. Свою философскую систему Соловьев
назвал мистицизмом, т.е. таким учением,
которое, не отвергая эмпиризма и рационализма,
опирается на иной источник взглядов о
мире – религиозную веру.
Владимир
Сергеевич Соловьев родился 16 января
1853 13 августа 1900 года умер.
- Последователем
В.С. Соловьева считал себя Николай
Онуфриевич Лосский – профессор Петербургского
университета. Свою философскую концепцию
он назвал “интуитивизмом”, поскольку
только интуиция способна открыть путь
к истинному познанию человека. Основным
предметом своей теории Лосский видит
переживания, которые отражают сущность
объектов окружающего мира в религиозных,
эстетических, нравственных и других нормах.
- В своей
концепции Лосский пытался раскрыть понятие
личности. В личности сочетаются индивидуализм
и универсализм, частное и общественное.
Индивидуализм сводит жизнь человека
в конечном счете к стремлению к самосохранению,
но в этом стремлении все люди одинаковы;
поэтому индивидуализм в итоге приводит
к утрате индивидуальности. Личность развивается
только тогда, когда индивидуализм в ней
гармонично уравновешивается универсализмом
(стремлением соединиться с другими людьми).
---
Николай Онуфриевич
Лосский (1870 – 1965)
- Со
многими философскими положениями,
сформулированными Н.О. Лосским, был
согласен другой русский религиозный
философ, профессор Московского университета
Семен Людвигович Франк.
- Семен
Людвигович Франк считал, что психология
должна развиваться на основе философии,
а не естествознания, поскольку психология
должна изучать не психические явления
по отдельности, а душу человека в целом.
- Франк
разводил такие понятия, как душевная
жизнь и сознание. Душевная жизнь, считал
он, шире, чем сознание и в критических
ситуациях способна “затапливать” его.
Именно в таких ситуациях и проявляется
истинное содержание души человека.
Семен Людвигович
Франк (1877—1950)
- В России
в конце XIX – начале XX вв. сложилась мощная
школа религиозно-философской психологии,
представленная просвещенными людьми
страны, часто – профессорами крупных
университетов. В рамках данной школы
разрабатывались важнейшие онтологические,
гносеологические и методологические
проблемы; выдвигались идеи, некоторые
из них перекликались с выдающимися достижениями
мировой научной мысли, некоторые предлагали
совершенно новый взгляд на проблему человека
в мире.
Заключение.