Религиозно-философское направление в русской психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 15:31, творческая работа

Описание работы

Презентация.

Работа содержит 1 файл

Религиозно-философское направление в русской психологии..pptx

— 686.76 Кб (Скачать)

Религиозно-философское  направление в  русской психологии.

    • Юркевич отстаивал положения “опытной психологии”, согласно которым психические явления  не могут быть описаны с использованием качеств, свойственных физическим телами познаваемы в своей сущности только самим субъектом. Юркевич также  утверждал существование “двух  опытов” – телесного и душевного, посредством которых мы познаем  человека.
 

Идейным основателем религиозно-философского направления в  русской психологии был профессор  Московского университета Памфил Юркевич.

    • Юркевич оказал большое влияние на студента физико-математического факультета В. Соловьева, который в свое время  был завзятым материалистом.
    • Теория Соловьева фактически обозначила кульминационную точку того поворота в мышлении, который произошел в конце 80-х гг XIX в. и знаменовал собой разочарование в объяснительных способностях науки, особенно естествознания, и новое возрастание интереса к религиозной жизни. Свою философскую систему Соловьев назвал мистицизмом, т.е. таким учением, которое, не отвергая эмпиризма и рационализма, опирается на иной источник взглядов о мире – религиозную веру.
 

Владимир  Сергеевич Соловьев  родился 16 января 1853  13 августа 1900 года умер.

    • Последователем  В.С. Соловьева считал себя Николай  Онуфриевич Лосский – профессор Петербургского университета. Свою философскую концепцию он назвал “интуитивизмом”, поскольку только интуиция способна открыть путь к истинному познанию человека. Основным предметом своей теории Лосский видит переживания, которые отражают сущность объектов окружающего мира в религиозных, эстетических, нравственных и других нормах.
    • В своей концепции Лосский пытался раскрыть понятие личности. В личности сочетаются индивидуализм и универсализм, частное и общественное. Индивидуализм сводит жизнь человека в конечном счете к стремлению к самосохранению, но в этом стремлении все люди одинаковы; поэтому индивидуализм в итоге приводит к утрате индивидуальности. Личность развивается только тогда, когда индивидуализм в ней гармонично уравновешивается универсализмом (стремлением соединиться с другими людьми).
 
---

Николай Онуфриевич Лосский (1870 – 1965)

    • Со  многими философскими положениями, сформулированными Н.О. Лосским, был согласен другой русский религиозный философ, профессор Московского университета  Семен Людвигович Франк.
    • Семен Людвигович Франк считал, что психология должна развиваться на основе философии, а не естествознания, поскольку психология должна изучать не психические явления по отдельности, а душу человека в целом.
    • Франк разводил такие понятия, как душевная жизнь и сознание. Душевная жизнь, считал он, шире, чем сознание и в критических ситуациях способна “затапливать” его. Именно в таких ситуациях и проявляется истинное содержание души человека.
 

Семен Людвигович Франк (1877—1950)

    • В России в конце XIX – начале XX вв. сложилась мощная школа религиозно-философской психологии, представленная просвещенными людьми страны, часто – профессорами крупных университетов. В рамках данной школы разрабатывались важнейшие онтологические, гносеологические и методологические проблемы; выдвигались идеи, некоторые из них перекликались с выдающимися достижениями мировой научной мысли, некоторые предлагали совершенно новый взгляд на проблему человека в мире.
 

Заключение.

Информация о работе Религиозно-философское направление в русской психологии