Рефлексивное сознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 17:52, доклад

Описание работы

Рефлексия - размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины, своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Уровни рефлексии, могут быть весьма разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Важно отметить, что рефлексия – это всегда не просто осознание того, что есть в человеке, а всегда одновременно и переделка самого человека, попытка выйти за границы того уровня развития личности, который был достигнут.

Работа содержит 1 файл

Рефлексивное сознание.docx

— 17.69 Кб (Скачать)

Рефлексивное  сознание

 

Рефлексия - размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины, своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Уровни рефлексии, могут быть весьма разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Важно отметить, что рефлексия – это всегда не просто осознание того, что есть в человеке, а всегда одновременно и переделка самого человека, попытка выйти за границы того уровня развития личности, который был достигнут. Сама рефлексия над состояниями сознания, особенностями той или иной личности всегда возникает в контексте сознаваемой или несознаваемой задачи перестройки системы сознания и личности. Когда человек сознает себя как «я» с такими-то особенностями, он превращает в устойчивый предмет некоторые до того текучие и как бы «распыленные» моменты своей психической жизни. Человек рефлективно анализирует себя в свете того или иного идеала личности, выражающего его тип отношения к другим людям. Когда человек анализирует себя, пытается дать отчет в своих особенностях, размышляет над своим отношением к жизни, стремится заглянуть в тайники собственного сознания, он тем самым хочет как бы «обосновать» себя, лучше укоренить систему собственных жизненных ориентиров, от чего-то в себе навсегда отказаться, в чем-то еще более укрепиться. В процессе и результате рефлексии происходит изменение и развитие индивидуального сознания.

 

Гегель выделял, по крайней  мере, три таких формы: полагающую, сравнивающую и определяющую. Кроме того, есть ещё более высокие формы рефлексии: синтезирующая и трансцендирующая рефлексия.

 

Полагающая  рефлексия производит самое первое отличие самости субъекта от его жизнедеятельности в широком спектре ее возможных содержаний. Полагающая рефлексия впервые разграничивает тотальное, ощущаемое, разделяя Я и не-Я, но при этом оставляя их во взаимообусловленном виде.

Полагающая рефлексия  производит самое первое высвобождение  сознания из поглощенности его бытием, но в форме связанности его  в некотором психическом образовании. Сознание свободно от бытия, но не свободно от формы своего освобождения, не свободно в психическом  образе, представлении, пристрастии, действии и др.

 

Сравнивающая (или рассудочная) рефлексия обеспечивает опознание субъектом себя в налично данном, очевидном мире и отождествление с ним. Здесь сознание впервые поднимается над каждым конкретным психологическим образованием (ощущением, образом и, со­стоянием и др.). Сознание было связано во внешнем построении, следовательно, оно должно стать свободным и безразличным по отношению к нему, подобно тому, как оно стало свободным и безразличным по отношению к бытию.

Сравнивающая рефлексия - наиболее распространенная в современных  эмпирических науках; везде, где есть ставшая организованность, везде, где  есть сведение многого к одному общему знаменателю, везде, где требуется  фиксация наличного бытия, - там сравнивающая рефлексия является в постоянном облике - как очевидность.

 

Определяющая  рефлексия впервые обнаруживает несовпадение и противоположность Я (субъект) и не-Я (объект). При определяющей рефлексии постоянно происходит отчуждение и объективирование законов субъективной деятельности; происходит превращение позитивных определений Я в позитивные определения не-Я - как независимо от Я существующего объекта, сущность которого мне открывается, но противостоит.

Отрицание очевидности  в своей непосредственной данности, обнаружение несовпадения Я со ставшим  бытием, постоянное высвобождение из всякой поглощенности (из поглощенности  всяким) есть особая форма рефлексии, и ее можно обозначить как синтезирующая  рефлексия.

 

Синтезирующая рефлексия есть первый шаг на пути снятия структурного противостояния субъекта и объекта; объектная ре­альность теряет свою обособленность и независимость существования от моего сознания. Лишь ассоциированная с Я (интегри­рованная в нем) она получает свою подлинную жизнь и процесс осуществления.

 

Трансцендирующая рефлексия.

Только теперь синтезированное  «внутреннее Я» оказывается способным  принять подлинную внутреннюю присущность себя Миру во всех его измерениях (нравственных, эстетических, научно-теоретических, а также аксиологических, т.е. ценностных), обнаружить укоренённость в Мире, а не только пребывание или взаимодействие с ним. Тем самым трансцендирующая рефлексия позволяет выйти за пределы не только самого себя, но и своих отношений с миром.

В этом качестве она становится трансцендирующей рефлексией, которая, по сути, есть «расширяющееся сознание», принципиально не приуроченное к своим явлениям и не редуцируемое к ним. Верхняя граница такой рефлексии, как хорошо видно, имеет своим пределом бесконечность.

 

Следует заметить, что  первые три формы рефлексии (полагающая, сравнивающая, определяющая) основное противоречие сознания разрешает частичным  образом. Каждая из них формирует  свой феноменалистский слой сознания, рационализируемый нами с большим  или меньшим успехом. Более того, хотя становление каждой новой формы  приводит к эффекту расширения сознания, но ее «энергии» как бы не хватает  для превращения акта расширения в непрерывный процесс.

 

С течением времени рефлексия  оказывается «на службе» соответствующего поверхностного слоя сознания, который  поглощает сознание как целое, делает его уплощенным, некритичным к  своим собственным образованиям.

 

Например:

при нулевой рефлексии  мы имеем наивное сознание, поглощенное  бытием;

при полагающей рефлексии - поглощение чувственно-практическими  образованиями (типа привычек, установок, направленностей);

при сравнивающей - поглощение очевидностями (типа: 2 х 2 = 4);

при определяющей - поглощение новоевропейской рациональностью (вплоть до тезиса, что все должно быть научным, т.е. получить благословение от науки на существование).

 

Только синтезирующая  и трансцендирующая формы рефлексии разрешают исходное противоречие абсолютным образом; они-то и есть подлинное орудие собственно личностного развития.

 

Сайт: Студенту на заметку.


Информация о работе Рефлексивное сознание