Речевая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Каждое речевое высказывание, каждый акт порождения или восприятия речи многосторонне обусловлен. С одной стороны, имеется целый ряд факторов, влияющих на то, какое содержание будет выражено в высказывании (говоря о содержании, мы имеем в виду не только семантику, но и такие особенности высказывания, как его модальность и т. д.). Это факторы, прежде всего психологические. С другой стороны, есть множество факторов, обусловливающих то, как определенное содержание будет реализовано в речи (сюда относятся, кроме психологических, факторы собственно лингвистические, стилистические, социологические и др.).

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Речевая деятельность
1.1.Речь и её функции………………………………………………………….. 4
1.2. Физиологические основы речи…………………………………………… 6
1.3. Основные виды речи ……………………………………………………… 8
1.4. Речь как средство общения ……………………………………………….. 10
1.5.Соотношение мышления и речи……………………………………………15
Глава 2. Экспериментальные методики исследования
Эксперимент в исследовании восприятия речи……………………………… 20
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 59.84 Кб (Скачать)

       «При переходе внешней речи во внутреннюю эгоцентрическая речь постепенно исчезает. На убывание ее внешних проявлений следует смотреть, как считал Л. С. Выготский, как на усиливающуюся абстракцию мысли от звуковой стороны речи, что свойственно речи внутренней. Ему возражал Ж. Пиаже, который полагал, что эгоцентрическая речь — это рудиментарная, пережиточная форма речи, перерастающая из внутренней во внешнюю. В самой такой речи он видел проявление несоциализированности, аутизма мысли ребенка». Постепенное исчезновение эгоцентрической речи было для него признаком приобретения мыслью ребенка тех качеств, которыми обладает логическое мышление взрослого. Спустя много лет познакомившись с контраргументами Л. С. Выготского, Ж. Пиаже признал правильность его позиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Экспериментальные методики исследования .

Эксперимент в исследовании восприятия речи.

Общие требования

       Проблемы восприятия речи достойны  отдельных учебных пособий, учебников  и монографий. По-видимому, решение  подобных проблем особенно насущно  для создания методологии эксперимента, так как очевидно, что именно  с восприятия начинается любая  деятельность. Однако в рамках  данного учебного пособия позволим  себе лишь вкратце остановиться  на эксперименте в этой области,  основное внимание уделяя восприятию звучащей речи.

       При проведении каких-либо экспериментальных работ желательно помнить основные положения психологии речи.

       На настоящий момент существует  множество теорий восприятия  речи, до сих пор ни одна  из них не может претендовать  на полноту, однако успехи в  решении поставленных вопросов  весьма существенны. Еще недавно  шли дискуссии о пассивном  или активном характере восприятия, причем сторонники пассивного  характера восприятия (в противоположность  активному характеру порождения) имели значительный вес. При этом пассивный характер означает пассивное однонаправленное движение от звучания к фонемам и далее к смыслу, а активный характер заключается в активном стремлении к смыслу, который (наряду со звучанием) включается в работу уже на начальном этапе восприятия и позволяет, с одной стороны, справиться с существенной неполнотой и вариативностью акустической информации (звучания), а с другой, существенно увеличить скорость обработки информации.).

       В настоящее время безвозвратно  ушли в прошлое представления  об однонаправлености и обязательном пофонемном восприятии звучащего текста, теперь мы уверенно говорим о сосуществовании двух направлений восприятия «снизу вверх» (от звучания) и «сверху вниз» (от смысла).  Соотношение этих двух направлений зависит от избранной стратегии восприятия, а выбор той или иной стратегии определяется множеством параметров, обусловленных как индивидуальными характеристиками, так и стимулом вместе с условиями коммуникативной ситуации.

       При построении каких бы то ни было описаний процессов восприятия речи крайне важно учитывать такую важнейшую характеристику его механизмов, как уровневость. Казалось бы, эта уровневость механизмов и иерархическая организация любой системы единиц и признаков естественным образом вытекает из всех наших знаний как о психологии, так и о лингвистике. Однако данное требование заставляет исследователя в каждый момент искать ответы на такие вопросы, как какой уровень для нас является предметом изучения, с единицами какого уровня мы должны сопоставить ответы испытуемых, какие оперативные единицы избирал испытуемый в рамках избранных им стратегий восприятия. Несмотря на то, что разные уровни восприятия задействуются одновременно, их соотношение может варьировать в зависимости от цели и возможностей ее достижения.          Например, записывая звучащий текст (диктант), испытуемый может записывать именно осмысленный текст (если ему удается использовать признаки уровня текста), осмысленные слова (если ему удается использовать единицы и признаки уровня слова, т.е. идентифицировать слова) или слова с использованием пофонемной записи (если идентифицировать слова не удается, в частности записывая бессмысленные или незнакомые слова).   Отметим, что при повышении ведущего уровня значимость более низких уровней понижается (хотя никогда не сводится к нулю).

      При восприятии звучащего текста число важных признаков, используемых человеком, оказывается достаточно большим (их набор, иерархия и взаимовлияние до сих пор неизвестны), обработка этих признаков, как показывают нейролингвистические исследования, осуществляется в значительной степени параллельно, по разным каналам.

     Избыточность, заложенная в языке,  механизмы контекстной предсказумости и вероятностного прогнозирования позволяют легко справляться с возможными сложностями при восприятии текста. Таким образом, все то, что безусловно помогает нам как носителям языка, всячески затрудняет работу исследователя.

     Что же остается исследователю? Главным образом, воздействуя на стимул, пытаться внести искажения в речевой сигнал, убирая, ослабляя некие признаки или организуя ситуацию конфликта между разными признаками.

      При рассматрении различных методик предлагаем Вам обратить внимание на выбор той или иной методики в зависимости от того, какой уровень является для нас предметом изучения. Отметим здесь, что просодические признаки, так же как и семантические, принадлежат уровням от слова до текста (единицы слог и морфема для простоты рассматривать не будем).

Некоторые традиционные методики

       Просодические и семантические  признаки все чаще становятся  предметом изучения в исследованиях  восприятия речи. Естественно, в  ходе подобного изучения чаще  всего возникает задача удаления (ослабления) таких признаков. 

-Часто используется зашумление – полное или частичное, напр., текст целиком или его фрагменты, изолированные слова или их сегменты зашумляются в большей или меньшей степени. Что использовать в качестве шума решает исследователь применительно к поставленной задаче исследования, однако чаще всего используют белый шум, в нем присутствуют частоты всего речевого диапазона с одинаковым энергетическим вкладом. Соотношение между полезным речевым сигналом и шумом задает исследователь (часто для его определения надо проводить предварительные эксперименты), чем выше уровень речевого сигнала, тем слабее искажение. Эта методика часто используется при оценке помехоустойчивости тех или иных признаков. Особенно плодотворной она кажется при исследовании просодических структур (просодических характеристик), как наиболее помехоустойчивых и с точки зрения восприятия (результатов эксперимента), и с точки зрения инструментального анализа. Частота основного тона (а также форманты гласных) в речевом сигнале обладает максимальной интенсивностью, т.е. можно условно сказать, что она искажается при зашумлении значительно меньше, чем шумовые фонетические характеристики глухих согласных. С

помощью компьютерных программ работы со звуковым материалом решение задач  зашумления оказывается очень простым. Например, в стандартной программе  Cool Edit Pro шум синтезируется с помощью опции “Generate”, а накладывается на речевой сигнал с помощью “Mix Paste”. При наличии у Вас компьютера Вы сможете опробовать разнообразные способы зашумления речевых сигналов. Проверку того, что получается в результате зашумления, Вы можете осуществить, используя не только слуховой, но и инструментальный (спектральный) анализ, для чего Вам надо переключиться верхней кнопкой “Toggle between Spectral and Waveform views”.

- Использование фильтров с указанной полосой пропускания в определенном частотном диапазоне позволяет создавать речевые сигналы, в которых содержится лишь та фонетическая информация, которая укладывается в задаваемую полосу частот. Подобные фильтры теперь заложены в стандартные программы работы со звуковым материалом, для осуществления же процедуры фильтрации надо лишь нажать несколько клавиш. Гораздо сложнее попытаться определить, какая полоса частот Вас интересует. Продуктивно работать с фильтрацией, например, при исследовании просодических характеристик (структур), при исследовании особенностей восприятия различных характеристик гласных и т.д., поскольку они расположены в сравнительно компактных нижних полосах частот. Самостоятельно попробовать разобраться в тех возможностях, которые несет фильтрация речевого сигнала, Вы сможете на примере все той же программы Cool Edit Pro. Для примера алгоритм действий по определению интересующей Вас полосы частот: в верхнем падающем меню выбираете “Transform”, “Filters”, “Scientific filter”, тип полосы “Low Pass” (остаются нижние частоты) или “High Pass” (остаются верхние частоты), наконец, в “Cut off” проставляете максимальную (или минимальную) пропускаемую частоту (т.е. частоту среза). Для проверки того, что получается в результате фильтрации, предлагаем 

воспользоваться не только слуховым анализом, но и инструментальным (спектральным), для чего Вы можете переключиться  верхней кнопкой “Toggle between Spectral and Waveform views”.

- Лакунарные тексты представляют собой исключение из текста тех или иных фрагментов, напр., слов, словосочетаний, слогов, морфем5. При этом может сохраняться большая или меньшая информация о пропущенном фрагменте, напр., место, число букв или слогов и т.д. Подобный вариант искажения возможен как для звучащего текста, так и для письменного. С письменными лакунарными текстами многие из вас сталкивались при обучении иностранному языку. При подготовке звучащего лакунарного текста придется поработать, вырезая исключаемые единицы (фрагменты) или заменяя их, например, на шум.

-Десемантизация текста может быть представлена по-разному, главная задача – ослабить возможность извлекать из текста значение (напр., лексическое и/или грамматическое). С помощью этой методики мы, напр., можем попытаться разрушить целостность такой единицы как текст (переставляя предложения) или такой единицы как высказывание (переставляя словосочетания или конструкции любой величины). И этот вариант искажения возможен как для звучащего текста, так и для письменного. Для подготовки звучащего десемантизованного текста необходимо учитывать особенности просодического оформления рассматриваемых единиц и их компонентов.

- Монотонизация текста разрушает или ослабляет просодическую целостность текста и его компонентов. Подобная монотонизация может включать только выравнивание основного тона (одинаковое и ровное положение основного тона по всему тексту) или сопровождаться еще и выравниванием по интенсивности (одинаковая интенсивность по всему тексту). Осуществляется такая процедура с помощью некоторых

специальных программ работы с речевым материалом. Как известно, просодические характеристики бывают трех типов: связанные с движением  основного тона (мелодикой), связанные  с интенсивностью (динамические) и  длительностью (включая паузы). Рассматриваемые  виды монотонизации исключают просодические характеристики первого типа или первого и второго типов из оформления просодических структур в тексте. Искажение долготных характеристик собственно говорения используется довольно редко из-за сложности проведения подобных модификаций. Исключение составляют паузы: их удаление легко осуществить с помощью любой программы работы со звуковым материалом. Депаузация искажает просодическую целостность структур в тексте.

      На самом деле разнообразных  экспериментальных методик исследования  восприятия речи очень много.  Часть из них требует не  только длительной подготовки, но  и сложной экспериментально-технической  базы. Нейролингвистические эксперименты  часто предполагают дихотическое прослушивание, когда через наушники на разные уши подается разный материал (напр., разные тексты, фразы, наборы слов). Несмотря на обилие экспериментальных методик, исследователи продолжают создавать новые и видоизменять старые.

 

 

 

 

 

Заключение.

 

       В речи человека обычно выявляется весь психологический облик личности. Такая существенная сторона, как степень и особенность общительности, которая лежит в основе многих классификаций характеров, непосредственно проявляется в речи. Показательно обычно бывает уже то, как человек начинает разговор и как он его заканчивает; в темпах речи более или менее отчетливо выступает его темперамент, в ее интонационном, ритмическом, вообще экспрессивном рисунке – его эмоциональность, а в ее содержании просвечивают его духовный мир, его интересы, их направленность.

   Связь речи и мышления не только позволяет глубже проникать в явления действительности, в отношения между вещами, действиями и качествами но и располагает системой синтаксических конструкций, которые дают возможность сформулировать мысль, выразить суждение.  Речь располагает  более  сложными образованиями, которые дают основу для теоретического мышления и которые позволяют человеку выйти за пределы непосредственного опыта и делать выводы отвлеченным вербально- логическим путем. К числу аппаратов логического мышления относятся и те логические структуры, моделью которых является силлогизм. Переход к сложным формам общественной деятельности даёт возможность овладеть теми средствами языка, которые лежат в основе наиболее высокого уровня

 познания- теоретического мышления. Этот переход от чувственного к рациональному и составляет основную черту сознательной деятельности человека, являющейся продуктом общественно-исторического развития.   

       В своей курсовой работе я постаралась подробно рассмотреть вопрос о сущности речевой деятельности.Также подробно осветила виды, формы речи, и ее структурную организацию.

        Таким образом, я пришла к выводу о том, что речевая деятельность – это сложный процесс, который может быть представлен как активная речь – экспрессивная, и как речь воспринимаемая – импрессивная. Также речь может быть как внешней, так и внутренней, представлена в виде письма, говорения, слушания и чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография.

 

  1. Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. Психология и педагогика для технических вузов.2005-302с.
  2. Р.С. Немов. Психология. Книга 1.2007-312с.
  3. www.probio. io/ru/reference
  4. С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии.2008-211с.
  5. http://mirtestoff.ru
  6. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология.2007-196с.
  7. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/Под ред. Л.А. Венгера. - М.:Просвещение. 2006. - 272 с.
  8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика.2007-415с.
  9. Ладыженская Т.А.Устная речь как средство и предмет обучения. М.: Флинта.2009-317с.
  10. Ананьев Б.Г. К теории внутренней речи в психологии. // Психология речи.2005-203с.
  11. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи. // Вопросы языкознания.2009-234с.
  12. Исследование речевого мышления в психолингвистике.2008-307с.
  13. Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога.2005-137с.
  14. Маклаков А.Г.Общая психология.2010-336с.
  15. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. Учебник.2007-272с.
  16. Никольская С. Т. Техника речи.2008-176с.
  17. Развитие мышления и умственное развитие дошкольника/Под ред. Н.Н. Соловьева Н.Н.2005-234с.
  18. «Практикум по психологии» под ред. А. И. Щербакова, Просвещение, 2007 -125с.
  19. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. Заведений. Общие  основы психологии .2009 – 688с.
  20. http://www.troek.net/
  21. Развитие мышления и умственное развитие дошкольника/Под ред. Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой.2006 - 200 с.
  22. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность.2008-127с.
  23. Львов М.Р . Основы теории речи. 2009-309с.
  24. Л.С. Выготский "Мышление и речь". 2006-205с.
  25. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования. - В сб.: Методологические проблемы социальной психологии. Под ред. Е. В. Шороховой. М., "Наука".2009-198с.

Информация о работе Речевая деятельность