Речь и мышление
младенца Хотя развитие речи и мышления
начинается в младенческом возрасте, тем
не менее в течение первого года жизни
формирование этих двух функций идет относительно
независимыми путями, по своим собственным
законам. Речь преимущественно развивается
как средство общения на базе данной ребенку
от рождения способности к эмпатии — пониманию
эмоционального состояния другого человека
по его мимике, жестам и пантомимике. Первичному
развитию наглядно-действенного мышления
предшествует становление манипулятивных
движений рук, совершенствование работы
органов чувств и формирование всех операционных
структур, их координации, о которой писай
Ж. Пиаже. Значительный вклад в дальнейшее
развитие этой формы мышления вносит совершенствование
ориентировочно-исследовательской деятельности
младенцев. Обычно развитие речи ребенка
в течение первого года жизни происходит
так. В первые, месяцы жизни у младенца
появляется повышенный интерес к человеческой
речи, она выделяется в его восприятии
из мира других звуков. В возрасте около
1 месяца новорожденный начинает произносить
какие-либо простые звуки типа а-а, у-у,
э-э. Около двух-четырех месяцев от рождения
возникает гукание, затем — в 4—6 месяцев
— гуление, повторение простых слогов.
Во втором полугодии жизни появляется
лепет, а в 9—10 месяцев в речи младенца
замечаются первые слова. Голосовые реакции
и соответствующие действия младенца
чаще всего появляются в присутствии взрослого
и возникают в ситуациях, где общение взрослого
с ребенком целесообразно. Способность
к хорошему пониманию речи взрослого младенец
демонстрирует во второй половине первого
полугодия жизни. Это , проявляется в том,
что на отдельные слова и фразы он реагирует
специфическими комплексами выразительных
движений. Первоначально дети лучше понимают
жесты, чем слова, и это, по-видимому, говорит
о том, что способность к восприятию и
правильному пониманию языка мимики и
жестов является у человека врожденной.
Начиная со второго полугодия жизни степень
понимания ребенком речи взрослого начинает
быстро увеличиваться. В 6—6,5 месяцев ребенок
связывает воспринимаемый предмет с его
именем. Около 8 месяцев появляется отчетливая
ориентировочно-исследовательская реакция
в ответ на называние предмета: поворот
головы в его сторону, продвижение в направлении
предмета, захват его руками, рассматривание,
манипулирование. Примерно в 10 месяцев
наряду с эмоционально-жестовым и речевым
общением у ребенка и взрослого появляется
новая его форма — предметное общение.
В ответ на называние взрослым какого-либо
предмета ребенок берет его и протягивает
взрослому. Такая форма общения является
важной предпосылкой для развития в дальнейшем
совместной предметной деятельности,
в процессе которой дети усваивают знания,
формируют необходимые умения и навыки.
Еще позднее, к началу обучения в. школе,
на этой основе возникает учебная, а затем
и трудовая деятельность. Успешность усвоения
речи и понимания ее значительно возрастает,
если наряду с собственно речевым общением
ребенок имеет возможность активно манипулировать
предметами, называемыми взрослым, самостоятельно
изучать, исследовать их. Активные действия
детей с предметами возникают между 7 и
10 месяцами жизни. Примерно около года
в деятельности ребенка появляется новый
момент: он начинает исследовать предметы
не только с помощью рук, но также и других
предметов, употребляемых им в качестве
орудий. Например, взяв в руки палочку,
ребенок может прикасаться ею к другим
предметам, воздействовать на них (толкать,
двигать, переворачивать и т. п.). Появление
и развитие звуковой стороны речи ребенка
можно проследить следующим образом. Уже
на втором месяце жизни у самих детей различаются
звуки голоса, свидетельствующие об особенностях
их внутренних состояний, например звуки
удовольствия или неудовольствия. Начиная
с третьего месяца жизни появляются смех
и проявление радости, которые к концу
первого полугодия приобретают довольно
устойчивый характер. С семи месяцев жизни
в голосе ребенка выделяется интонация,
связанная с обращением, просьбой. С десяти
месяцев появляются голосовые признаки
настойчивости. Интонационное структурирование
речи происходит в течение первого года
жизни и является доминирующим направлением
в ее развитии. На основе интонационного
структурирования возникает возможность
невербального общения взрослого и ребенка
еще до того, как ребенок практически начинает
овладевать человеческой речью. Первые
произносимые им звуки речи несут в себе
значительные отпечатки эмоциональной
экспрессии. Теперь рассмотрим, как идет
развитие лексической стороны речи. В
4—8 месяцев ребенок начинает произносить
односложные слова типа «баба», «мама».
Около одного года эти слова приобретают
определенный смысл, отнесенность к конкретному
предмету или человеку (до этого времени
они походили на обычный лепет). Заметим,
однако, что качество и частота лепета
ребенка в первом полугодии его жизни
не предопределяют речевое развитие ребенка
в более поздние годы. Во второй половине
первого года жизни у младенцев появляется
явное намерение общаться с окружающими,
причем соответствующую потребность ребенок
вначале выражает языком мимики и жестов.
Младенцы знают и понимают гораздо больше
слов, чем произносят. Уровень понимания
слов ребенком мало зависит от уровня
развития у него продуктивной речи. Средний
запас слов, используемых полуторагодовалыми
детьми, равен примерно 50. Многие слова
и их значения дети усваивают с помощью
культурно отработанного «ритуала называния»,
который родители постоянно выполняют
с того момента, когда ребенок начал самостоятельно
произносить сочетания звуков, напоминающие
слова. Поначалу дети приписывают словам
иные значения, чем взрослые. Одно слово
для ребенка может выражать мысль, заключенную
для взрослого в целом предложении и даже
в нескольких связанных друг с другом
фразах. Иногда одновременно с фразовой
насыщенностью слова наблюдается сужение
детьми значений отдельных слов по сравнению
с тем, как они употребляются взрослыми
людьми. Подведем итог сказанному, обозначив
вслед за С. Н. Карповой основные, этапы
развития речи в младенческом возрасте.
К концу первого — началу второго месяца
жизни у ребенка возникает специфическая
реакция на человеческую речь—особое
внимание к ней, называемое слуховым сосредоточением.
На третьем месяце жизни в ответ на речевые
обращения взрослого у ребенка появляются
собственные речевые реакции, входящие
в состав известного «комплекса оживления».
Вначале ребенок произносит короткие
отрывистые звуки. Затем у него появляются
протяжные, певучие и тихие звуки, которые
преимущественно воспроизводят интонацию
взрослых. Позднее возникает ритмическое
и звуковое речевое подражание. В это время
звуки, произносимые ребенком, еще выражают
его эмоциональные состояния и связаны
в основном со сферой эмоционального общения
со взрослым. Примерно с четырех месяцев
ребенок начинает различать высказывания
взрослых по интонации, что свидетельствует
о том, что он уже умеет пользоваться речью
как средством эмоциональной коммуникации
(общения). На шестом месяце жизни ребенок
ориентируется не только на эмоциональный
тон и характер высказывания, но также
и на другие его признаки, например на
ритмику. Одновременно возрастает фонетическая
организованность собственных звуков
ребенка. Между четвертым и шестым месяцами
жизни ребенок переходит к лепету, который
представляет собой следующий шаг в развитии
активной речи. К концу первого полугодия
жизни наряду с эмоциональным общением
возникает и обособляется предметное
общение. Во втором полугодии жизни ребенок
начинает пользоваться «псевдословами»
— сочетаниями звуков, которые выполняют
номинативную, или сигнальную, функцию
и еще не обладает постоянными обобщенными
значениями. С 8—9 месяцев ребенок произносит
звуки, а затем и целые слова по заданному
взрослым образцу. Лишь к концу первого
года жизни ребенок усваивает семантику
слова как целостный комплекс физических
звуков, имеющих некоторый обобщенный
смысл. К концу первого года жизни ребенок
точно понимает в среднем примерно 10—20
слов и определенным образом реагирует
на них. В ответ на произнесение взрослым
названия предмета он, например поворачивает
голову в сторону этого предмета и активно
ищет его. Младенец 7—8-месячного возраста
способен выполнять простые движения
по словесной инструкции, выбирать один
предмет из двух. трех находящихся в поле
его зрения, не только начинать, но и прекращать
начатое действие по словесной инструкции.
Последнее наблюдается примерно в 10—12
месяцев. Данные факты свидетельствуют
о том, что ребенок начал активно овладевать
номинативной и прагматической функциями
речи. Рассмотрим теперь, как идет развитие
познавательной сферы младенца, подготавливающее
формирование интеллекта ребенка. Новорожденные
младенцы не включены в практическую деятельность,
они только общаются со взрослыми, а в
период бодрствования, находясь в одиночестве,
изучают при помощи органов чувств свое
ближайшее окружение. С помощью рук, отчасти
ног, они манипулируют находящимися в
пределах их досягаемости предметами,
т. е. вырабатывают умения и навыки, которые
впоследствии оказываются включенными
в процесс решения практических сенсомоторных
задач. По мнению Дж. Брунера, ребенок младенческого
возраста познает окружающий мир главным
образом благодаря привычным действиям,
с помощью которых он на этот мир практически
воздействует. Со временем, как правило,
уже за пределами младенческого возраста,
мир оказывается представленным ребенку
еще и в образах, сравнительно свободных
от действий, а далее и в понятиях. Вплоть
до конца первого года жизни узнавание
объектов ребенком зависит не столько
от характера самих этих объектов, сколько
от того, какие действия они вызвали. В
этом возрасте ребенок еще не способен
четко дифференцировать образ предмета
и реакцию на него. Приведем несколько
примеров из наблюдений, сделанных Ж. Пиаже.
Пример 1. Ребенок семи месяцев от роду
теряет папиросную коробку, которую он
только что перед этим держал в руках и
раскачивал взад и вперед. Уроненная коробка
случайно падает так, что оказывается
за пределами поля зрения младенца. Он
сразу же подносит к глазам свою руку,
где только что была коробка, и долго смотрит
на нее с выражением удивления и разочарования.
Затем, не считая, по-видимому, пропажу
невосполнимой, ребенок вновь начинает
размахивать рукой, хотя она пуста. После
этого он повторно подносит руку к глазам
и заглядывает в нее, как будто пытаясь
этим движением заставить коробку появиться
снова в руке. Здесь представление об объекте,
вероятно, сливается с простым продолжением
связанного с ним действия. Пример 2. Ребенок
— девочка шестимесячного возраста —
лежит в колыбели и наблюдает за своими
движениями. Она хватает ручками ткань,
покрывающую стенки колыбели, тянет образовавшиеся
складки на себя, но выпускает их. Движение
повторяется несколько раз подряд. После
того как в очередной раз ткань выскальзывает
из руки, девочка, не разжимая кулачка,
подносит руку» к глазам осторожно ее
разжимает. Затем она внимательно смотрит
на свои пальцы и, убедившись в том, что
в ладони ничего нет, вновь повторят движение.
Все это происходит много раз подряд. По-видимому,
для ребенка достаточно дотронуться до
предмета, полагая, что он уже схвачен
и находится в руке. Во втором полугодии
жизни ребенка возникает тесная связь
между восприятием и действием. Первоначально
действие ребенка совершается только
при помощи рефлекторных движений органов
чувств, например принимает форму «устремленного
взгляда», обнаруживающегося, в движениях
глаз или ориентации головы. Позднее появляются
схватывание рукой, захватывание ртом,
удерживание в руке и т. п. Образовавшаяся
связь между восприятием и действием подготавливает
развитие интеллектуальных операций,
первыми элементарными проявлениями которых
выступают сенсомоторные действия ребенка,
направленные на поиск предметов и преодоление
различных препятствий, возникающих на
пути его продвижения.