Речь и ее роль в жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 18:04, контрольная работа

Описание работы

Есть несколько разных определений речи. В одних из них речь понимается узко — как знание и умение человека пользоваться естественным языком. В других определениях под речью понимаются все возможные средства выражения человеком своих внутренних, психологических состояний, образов, мыслей и чувств с целью сообщения о них другим людям. В этом случае в определение речи входит пользование естественными, искусственными языками, а также такими средствами выражения психологии человека и оказания влияния на других людей, которые не связаны с естественными и искусственными языками.

Содержание

1.Что такое речь………………………………………………………..……3стр.

2.Какие виды речи имеются у человека…………………………………….3стр.

3.Каковы основные психологические функции речи………………………6стр.

4.Какова роль речи в регуляции поведения человека…………………… 8стр.

5.Список литературы………………………………………………………11стр.

Работа содержит 1 файл

Контрольная.docx

— 21.65 Кб (Скачать)

Содержание

 

1.Что такое речь………………………………………………………..……3стр.

2.Какие виды речи имеются у человека…………………………………….3стр.

3.Каковы основные психологические функции речи………………………6стр.

4.Какова роль речи в регуляции поведения человека…………………… 8стр.

5.Список литературы………………………………………………………11стр. 

Что такое речь.

 

Есть несколько разных определений речи. В одних из них  речь понимается узко — как знание и умение человека пользоваться естественным языком. В других определениях под  речью понимаются все возможные  средства выражения человеком своих  внутренних, психологических состояний, образов, мыслей и чувств с целью сообщения о них другим людям. В этом случае в определение речи входит пользование естественными, искусственными языками, а также такими средствами выражения психологии человека и оказания влияния на других людей, которые не связаны с естественными и искусственными языками. Например, невербальные средства общения, к которым относятся жесты, мимика, пантомимика. Исторически сложилось так, что под влиянием лингвистики психологи чаще использовали понятие «речь» в его первом, узком значении. Однако в последние несколько десятков лет, особенно в связи с открытием специальных языков, которыми пользуются животные для общения друг с другом, и в связи с углубленным изучением роли невербальных коммуникаций в жизни людей, под речью стали понимать все возможные средства обмена информацией, которыми пользуются и человек, и животные.

 

Какие виды речи имеются  у человека.

 

Выделим основные виды речи человека. Это — устная и письменная речь, диалогическая и монологическая речь, внешняя (звучащая и осознаваемая) и внутренняя (не сопровождаемая звуками  и не осознаваемая) речь. Определим  кратко все обозначенные выше виды речи.

Устной называется речь, при помощи которой люди непосредственно  общаются друг с другом, произнося  определенные наборы звуков, ассоциируемые  с теми или иными известными по опыту предметами или явлениями. Эти наборы звуков через соответствующие  колебания давления воздуха передаются и воспринимаются другими людьми на слух. Устная речь не предполагает использования  знаков, изображаемых на каких-либо материальных носителях и воспринимаемых зрительно  или на ощупь (как, например, знаки  письма для слепых людей).

Письменной называют речь, основанную на изображениях символов (знаков, букв, иероглифов) на каких-либо материальных носителях: на папирусе, пергаменте, бумаге, экране монитора, на любом другом зрительно воспринимаемом материале. Письменная речь имеет образную основу, в ней для передачи содержания высказывания используются какие-либо изображения.

Диалогическая — это речь, в которой участвуют как минимум  два человека. Каждый из них произносит реплику, адресованную другому человеку или нескольким людям; их собственные речевые высказывания в свою очередь выступают как реакции на реплику данного человека.

Монологическая — это  речь, принадлежащая только одному человеку, произносимая с начала и  до конца только им самим. Например, это может быть текст, написанный одним человеком, речь, произносимая одним человеком и не прерываемая  репликами других людей. Устным монологом  является выступление какого-либо человека перед публикой.

Диалог предполагает многократное прерывание речи данного человека высказываниями других людей; при этом реплики каждого  из участников диалога выступают  как речевые реакции на высказывания других людей и без этого могут  оказаться непонятными слушающим  или читающим данный диалог. Монолог, в свою очередь, не предполагает какой-либо речевой реакции со стороны воспринимающего его человека и должен быть понятным сам по себе.

Как диалог, так и монолог  могут быть, соответственно, устными  или письменными. В устном диалоге, например, человек может произносить  речь от имени двух или нескольких разных лиц, последовательно меняясь  с ними ролями (если в таком обмене речевыми репликами участвуют более  двух человек, то их совместный разговор называется полилогом). Так часто делают актеры. Различные формы письменного диалога нередко воспроизводят в своих литературных произведениях писатели.

Внешней (звучащей, осознаваемой) называют такую речь, которая осознается самим говорящим человеком и  которая также воспринимается другими  людьми. В повседневном деловом, бытовом  и других видах общения мы постоянно  пользуемся этой речью для обмена информацией друг с другом.

Внутренняя речь — это прежде всего беззвучная речь. Когда человек пользуется данным видом речи, он не произносит вслух слова и не производит никаких звуков, которые могли бы восприниматься им самим или окружающими людьми. Процесс порождения этой речи представляет собой полностью внутренний процесс, не имеющий очевидных внешних проявлений. Внутренняя речь является неосознаваемой. Когда человек пользуется внутренней речью, он сам этого факта не осознает и в связи с этим не может сказать, какие слова, фразы и т.п. он произносит во внутренней речи. Отсюда следует, например, что процесс своей внутренней речи человек сознательно контролировать не в состоянии. Внутренняя речь имеет свою, особенную структуру, отличающую данную речь от других разновидностей речи. Она, во-первых, является предикативной. Это означает, что во внутренней речи имеются только слова и выражения, относящиеся к предикату высказывания, и практически нет слов и выражений, относящихся к субъекту высказывания. Во-вторых, внутренняя речь является агглютинированной. Внутренняя речь используется человеком только для организации собственного мышления и для управления своими психическими процессами, состояниями и поведением. Она никогда не применяется как средство обмена информацией или общения между людьми. Это не значит, что человек не в состоянии передавать другим людям то, что существует на уровне его внутренней речи. Но делает он это не с помощью внутренней речи как таковой, а при помощи других разновидностей речи, в частности тех, о которых мы говорили выше. Внутренняя речь может переходить в другие виды речи, и процесс этого перехода также в основном является внутренним.

 

Каковы основные психические функции речи.

 

Прежде чем называть эти  функции, заметим, что речь идет именно о психологических функциях речи человека, а не о ее лингвистических  особенностях или связанных с  ними коммуникативных функциях. В  свою очередь под психологическими функциями речи понимают функции, которые  речь человека выполняет в регуляции  психики и поведения. Под психологическими функциями речи имеются в виду следующие ее функции: коммуникационная, интеллектуальная, регуляционная, психодиагности-ческая и психотерапевтическая.

Коммуникационная (иногда ее также называют коммуникативной) функция  речи состоит в том, что с помощью  речи передается информация от человека к человеку. Эта функция речи используется в различных видах общения  людей друг с другом и, вместе с  тем, является исторически первичной  функцией речи. Это означает, что  речь у людей первоначально возникла и стала развиваться в филогенезе именно как средство общения и  только затем стала использоваться в других ее психологических функциях. Свою коммуникативную роль речь человека приобрела благодаря существованию языка, в символике которого представлена информация, передаваемая от человека к человеку с помощью речи.

Интеллектуальная функция  речи заключается в том, что для  человека она также служит средством  мышления. Наиболее очевидным образом  эта функция проявляется в  словесно-логическом мышлении, где  слово выступает как понятие, а заключенная в нем мысль  преобразуется по законам логики.

Интеллектуальная функция  речи проявляется во внутренней речи, а также во внешних формах речи: диалоге и монологе. Диалог представляет коллективную мысль, рождающуюся и  изменяющуюся в непосредственном общении  людей друг с другом, а монолог  — мысль, рождаемую и изменяемую в сознании одного человека. Наконец, эта же функция речи проявляется  в том, что слово одновременно выступает и как понятие, то есть как обобщенная мысль. Данную функцию  речь человека приобрела исторически  одной из последних.

Регуляционная функция речи выражается в том, что речь служит фактором управления собственной психикой и поведением человека, который ею пользуется, а также психикой и  поведением других людей.

Например, человек для  произвольной регуляции своего восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления пользуется внутренней речью. Через  нее он осуществляет контроль за внутренними, психологическими процессами. Посредством  внутренней речи человек самому себе дает команды и сам же их выполняет. В этом, собственно, и состоит  произвольная, сознательная регуляция  человеком своего поведения или  его психологическая саморегуляция. Для того чтобы оказать влияние на других людей, человек произносит слово, обращенное к другим людям и содержащее в себе какой-либо совет, пожелание, команду и т.п. Для того чтобы оказать влияние на себя, человек произносит слово во внутренней речи и сам же выполняет содержащуюся в нем команду.

Психодиагностическая функция  речи заключается в том, что по речи человека можно судить о психологических  особенностях данного человека, о  его познавательных процессах, психических  состояниях и свойствах. Этой функцией речи в общении с людьми мы пользуемся постоянно, внимательно прислушиваясь  к тому, что они говорят, и пытаясь по высказываниям человека судить о нем самом как о личности. Эта же функция речи используется учеными-психологами, когда они создают и применяют специальные психологические тесты, предназначенные для того, чтобы выявить и оценить скрытые от внешнего наблюдения внутренние, психологические особенности человека. Очень многие современные тесты, предназначенные для проведения глубокой пси ходиагностики людей, основаны на использовании различных видов их устной и письменной речи. Это, например, опросники, проективные тесты. Психотерапевтическая функция речи состоит в том, что с ее помощью люди оказывают терапевтическое влияние на себя и на других, рассчитанное на психологическую помощь, поддержку, а также на предупреждение и лечение многих психогенных заболеваний. Данная функция речи широко используется в различных методах современной психотерапии, практической психологии, причем как индивидуальной, так и групповой, например — в аутотренинге, в гештальттерапии, в логотерапии, в нейролингвистическом программировании.

 

Какова роль речи в регуляции поведения человека.

 

Под поведением в данном случае мы имеем в виду произвольные действия и поступки, разнообразные  сознательные реакции человека на внешние или внутренние воздействия. Именно по отношению к ним мы далее будем обсуждать сформулированный выше вопрос, то есть выяснять, какую роль речь играет в управлении действиями, поступками и реакциями человека. Реакции — это автоматические движения, совершаемые в ответ на некоторого рода стимулы, источник которых может находиться или внутри, или вне человека. Внутренними стимулами могут явиться: органические потребности, эмоциональные переживания, образы, мысли. Они почти всегда сопровождаются некоторыми внешними или внутренними движениями. Такие движения с речью обычно напрямую не связаны и осуществляются в форме безусловных или условных рефлексов. Два других вида поведения, действия и поступки, напротив, самым тесным образом связаны с речью, но эта связь представляется различной по отношению к поступкам и действиям. Под действием понимается целенаправленное, сложное, сознательно управляемое движение человека. Оно может регулироваться как образом (идеально представленной в виде образа его целью), так и мыслью (некоторой идеей, выраженной в виде слова, понятия на уровне внутренней речи).

Только в последнем  случае мы можем вполне определенно  говорить о том, что действие контролируется словом и, следовательно, неразрывно связано  с ним. То есть когда у человека возникает мысль, содержащая в себе идею о конечной цели некоторой связанной  в единое действие системы движений, он выполняет соответствующее действие, контролируя его образными представлениями  и внутренней речью. Однако в случае, когда конечная цель действия выступает  только в форме образа, речевой  контроль такого действия может отсутствовать. Что же касается такой формы поведения, как поступок, то он почти всегда связан с речью, так как поступок выступает как заранее обдуманная, сложная система сознательно  контролируемых и целенаправленных действий. Поступок почти всегда связан с преодолением человеком некоторых  внутренних (неуверенность в себе, беспокойство и т.п.) или внешних (неудачно сложившиеся обстоятельства, противодействие со стороны окружающих людей и т.п.) препятствий, а для этого необходима дополнительная внутренняя стимуляция поступка. Она в случае совершения человеком поступков как раз и осуществляется с помощью внутренней речи, например посредством убеждения самого себя в необходимости преодолеть возникшие препятствия и добиться поставленной цели.

 

Список литературы

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи.  Ростов-на- Дону, 1995.

2. Головин Б.Н.  Основы культуры речи. М., 1980.

3. Соколова В.В.  Культура речи. Культура общения.  М., 1989.

4. Сопер П.А. Основы искусства речи. М., 1999.


Информация о работе Речь и ее роль в жизни человека