Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 14:56, реферат
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь – это язык в действии. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках.
Речь и ее функции
Важнейшим
достижением человека, позволившим
ему использовать общечеловеческий
опыт, как прошлый, так и настоящий,
явилось речевое общение, которое
развивалось на основе трудовой деятельности.
Речь – это язык в действии. Язык
– система знаков, включающая слова
с их значениями и синтаксис –
набор правил, по которым строятся
предложения. Слово является разновидностью
знака, поскольку последние
Объективным свойством словесного знака, обусловливающим нашу теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании.
В отличие от значения слова личностный смысл – это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл – это субъективное переживание его содержания.
Выделяют следующие основные функции языка:
1) средство существования,
передачи и усвоения
2) средство общения (коммуникации);
3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения).
Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений.
Выполняя функцию
средства общения, язык позволяет оказывать
воздействие на собеседника –
прямое (если мы прямо указываем
на то, что надо сделать) или косвенное
(если мы сообщаем ему сведения, важные
для его деятельности, на которые
он будет ориентироваться
Функция языка в качестве орудия интеллектуальной деятельности связана прежде всего с тем, что человек, выполняя любую деятельность, сознательно планирует свои действия. Язык является основным орудием планирования интеллектуальной деятельности, да и вообще решения мыслительных задач.
Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).
Сигнификативная функция
Функция обобщения
Третья функция
речи – функция коммуникации, т.
е. передачи информации. Если первые две
функции речи могут быть рассмотрены
как внутренняя психическая деятельность,
то коммуникативная функция
Информационная сторона
Выразительная сторона
Волеизлиятельная сторона
Виды речевой деятельности и их особенности
В психологии различают
два основных вида речи: внешнюю
и внутреннюю. Внешняя речь включает
устную (диалогическую и
Диалогическая речь
Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.
Монологическая речь
Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.
Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).
Письменная речь
Внутренняя речь
Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.
Информативность
Понятность речи
Выразительность речи
предполагает учет
обстановки выступления, ясность и
отчетливость произношения, правильную
интонацию, умение пользоваться словами
и выражениями переносного
оставить комментарий