Ребёнок и семья

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:14, реферат

Описание работы

Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь, первая степень в жизни человека с раннего детства именно она направляет сознание, волю, чувства детей. Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности : именно от того, каковы здесь традиции, какое место занимает ребёнок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит очень многое.

Работа содержит 1 файл

1. Ребёнок и семья.doc

— 37.00 Кб (Скачать)

                                              1. Ребёнок и семья.  

     Семья  – это первая инстанция на  пути ребёнка в жизнь, первая  степень в жизни человека с  раннего детства именно она  направляет сознание, волю, чувства  детей. Семья воспринимает и  передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности : именно от того, каковы здесь традиции, какое место занимает ребёнок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит очень многое.

     Родители  составляют первую общественную среду ребёнка, являются образцом, на который ребёнок ориентируется ежедневно. А личности родителей играют существенную роль в жизни каждого человека. Под руководством родителей ребёнок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

     Сила  влияния семьи в том, что  оно осуществляется постоянно.  Поэтому нельзя недооценивать  роль семьи в подготовке детей  к школьному обучению и именно  поэтому, я считаю вопрос влияния  семьи на уровень подготовки ребёнка к школе, а также зависимость развития ребёнка от характера отношений в семье и от понимания родителями важности правильного воспитания – очень важным вопросом, требующим изучения.

     Всё  начинается в семье. Для ребёнка  семья является естественной воспитывающей средой. Она накладывает свой отпечаток на его характер и поведение. В семье он получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными законами жизни. Получаемые сведения постепенно расширяются и усложняются, по мере того как малыш растёт и развивается.

     Семья  во многом определят отношения  ребёнка к трудовой деятельности, культуру его поведения, активность  и инициативность, дисциплинированность  и целый ряд других качеств  личности.

     Влияние  семьи нередко бывает столь сильным, что создаётся впечатление, будто характер родителей полностью передаётся детям по наследству. Уже в дошкольном возрасте можно видеть проявление характера в поступках и поведении ребёнка.

     «  Формирование характера начинается  с раннего детства. В зависимости от обстоятельств жизни в семье, от отношений, складывающихся между родителями и детьми, и от воспитания начинают образовываться те или иные первичные отношения ребёнка к людям, к предметам, обязанностям, формируется его поведение и характер. » [14 ; 188 ]

     В  повседневном общении с детьми  сеются « семена » характера.  Именно об этом гласит народная  мудрость, которую мы часто забываем : « Посеешь поступок – пожнешь  привычку, посеешь привычку –  пожнёшь характер, посеешь характер  – пожнёшь судьбу. » Именно поэтому, очень часто школьные неудачи наших детей, их трудное вхождение в коллектив, неумение, а главное, нежелание учиться – результат родительских просчётов и ошибок, тех отношений, которые царят в семье, тех жизненных ориентаций, которые в ней усваиваются.

     Поэтому  с самого начала жизни ребёнка  вокруг него не должно быть  суеты и разнобоя в предъявляемых  ему требованиях.

     Прежде  всего не надо торопиться ни  всё запрещать, ни всё разрешать,  а определить самое главное,  что нужно требовать от ребёнка, точно решить, что он должен делать сам, а чего не должен, что можно ему разрешить, а чего разрешать ни в коем случае нельзя. И, в дальнейшем, обязательно придерживаться своих требований, не уступать не каким просьбам, слезам, крикам и капризам. Вскоре малыш поймёт, что круг родительских требований для него обязателен и неизменен.

     Чем  старше становится ребёнок, тем  внимательней он следит за  постоянством и обоснованностью  предъявляемых ему требований. И  если отношения к нему складываются недостаточно уважительное, то он легко переносится и на требования, предъявляемые в школе.

     Влияние  семьи на ребёнка сильнее всех  других воспитательных воздействий.  С возрастом оно ослабевает, но  никогда не утрачивается полностью.  Только в семье формируются качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут ( такие как : уважение, любовь, порядочность, доброта, честность, справедливость, совесть, достоинство ).

     Бесспорно,  окружающая среда, в особенности  условия домашнего быта, оказывают огромное влияние на формировании личности ребёнка. Но всё же ведущим фактором в развитии является воспитании. И для тех родителей, кто задумался об этом вовремя, воспитательные проблемы могут решаться без особых затрат дополнительного времени – в повседневной жизни, день за днём, в обычном общении с ребёнком.

     Как  же должны поступать родители, чтобы их ребёнок правильно  развивался, получал необходимое  количество информации? Дело в  том, что все дети очень любознательны  : их интересует всё новое и интересное. И родителям очень важно не погасить эту « искорку » интереса к окружающему и неизвестному миру, а поддержать её своим участием ; не отмахиваться от вопросов малыша, ссылаясь на занятость, а изо дня в день находить немного времени, чтобы почитать книгу, рассказать что-нибудь интересное, объяснить непонятное – тем самым способствуя развитию любознательности, расширению кругозора, воспитанию интересов своего ребёнка. Ведь многие знания, которые дети получают в детстве, сохраняются у них на всю жизнь. А для того, чтобы подготовить малыша к школе не требуется дополнительного внимания – обучение практическим навыкам легко вписываются в бытовые дела семьи, а занятия, организованные родителями дают хорошие результаты, даже если им отводить совсем немного времени. Важно не сколько, а как общаться с ребёнком.

     Однако, без соответствующей работы, необходимый  уровень развития не будет  достигнут.

     Правильно  ставить и разрешать воспитательные  и учебные задачи возможно  только тогда, когда известно, какие проявления характерны для детей определённого возраста. У детей одного возраста имеется много общих, типичных для данного периода особенностей физического и психологического развития, которые определяются как возрастные.

     Отличительной  возрастной особенностью дошкольников является быстрое развитие и большая пластичность нервной системы, что создаёт благоприятные условия для воспитания и обучения. Несмотря на более быстрое развитие дошкольника как в физическом, так и в психическом отношении, его возрастные особенности сохраняются в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной эмоциональной впечатлительности. Именно поэтому, большинство знаний, полученных ещё в раннем детстве, остаются с ребёнком на всю жизнь.

     Дошкольный  возраст характеризуется огромными потенциальными возможностями для развития сложных форм восприятия, мышления, воображения и если их не использовать в должной мере, то формированию личности можно нанести огромный ущерб, который трудно восполнить в последующие периоды.

     Одной  из особенностей дошкольников  является и то, что они очень  любят делится друг с другом  своими знаниями и умениями : они  обычно легко запоминают слышимое, но часто механически не вдумываясь  в смысл услышанного ; им свойственно  непроизвольное внимание, они легко отвлекаются и не могут длительное время быть сосредоточенными на каком – либо одном предмете или явлении.

     Особенностью  дошкольников является также  их эмоциональность и впечатлительность  ; от этого во многом зависит  развитие ряда психических свойств личности ребёнка : именно эмоции лежат в основе психического развития и именно они имеют большое значение в воспитании и обучении детей.

     Об  этом должен знать каждый родитель.

     Ведь  очень часто в семьях уделяется  больше внимание приобретению ребёнком различных знаний, умений, навыков и просто не задумываются о формировании психологических процессов, обуславливающих успешность общего развития.

     Вот  и получается, что нередко в  1-ых классах встречаются дети, которые прекрасно владеют речью, умеют считать, читать, обладают необходимым запасом знаний об окружающем ; но, в то же время, являются неподготовленными к школьной жизни.

     Оказывается,  у одного не выработана познавательная  потребность – в результате  интерес к учению быстро угасает ; другой не владеет способами приобретения знаний и сталкиваясь с трудностями, не умеет их преодолевать

третий –  не может организовать свой труд, контролировать свои действия, концентрировать и  распределять внимание при выполнении заданий, т.к., не сформированы общие основы деятельности ; четвёртый – вообще не знает, зачем он учится … Все эти дети нуждаются в постоянной опеке, они привыкли получать от взрослых всё в готовом виде. Но что делать? Так их воспитали!

     Понятно,  что ко времени поступления в школу, ребёнок должен обладать определённым уровнем развития. И, многие родители не жалеют ни времени, ни сил, чтобы научить детей читать и считать, думая, что это и есть подготовка к школе.

     Однако, обучение может быть успешным  тогда и только тогда, когда родители с самых первых лет жизни ребёнка заботятся не только о его интелектуальном и физическом развитии, но и воспитывают в нём трудолюбие, дисциплинированность, организованность, самостоятельность, ответственность – все те качества, которые помогают жить.  

    

          

Информация о работе Ребёнок и семья