Развитие воображения у студентов вузов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 13:04, практическая работа

Описание работы

Воображение - психический процесс, выражающийся:
1) в построении образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;
2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 36.17 Кб (Скачать)

Воображение - психический процесс, выражающийся:  

1) в построении образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;

2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;

3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; в создании образов, соответствующих описанию объекта".

4) В создании образов, соответствующих описанию объекта. 

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны. 

Отношение человека к процессу воображения непосредственно определяет существование различных видов воображения: 

1.Активное воображение - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

2.Пасивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

3.Продуктивное воображение - отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется.

4.Репродуктивное воображение - при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. 

Воображение  непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях. Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от нее, все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.

Воображение тесно связано с творчеством. И как ни странно, эта зависимость обратная, т.е. именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Специализация различных видов воображения является результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется видов человеческой деятельности - конструктивное, техническое, научное, художественное,музыкальное и так далее. 

Развитие воображения  

Развитию воображения способствуют:

1)ситуации незавершенности

2)разрешение и даже поощрение множества вопросов

3)стимулирование независимости, самостоятельных разработок

4)билингвистический опыт

5)позитивное внимание со стороны взрослых 

Развитию воображения препятствуют:

1)конформность

2)неодобрение воображения

3)жесткие полоролевые стереотипы

4)разделение игры и обучения

5)готовность к изменению точки зрения

6)преклонение перед авторитетами 

Воображение как основой компонент творческого процесса. 

       Ранее нами уже упоминалось о непосредственной связи воображения с творчеством. По этому, считаем необходимым, остановиться подробнее на психологии творчества. 

Психология творчества как наука начала складываться на рубеже ХIХ- ХХ столетий. Наука начиналась с этапа созерцательного психологического знания. Психологи досконально описывали обстоятельства создания великих творений науки и искусства, используя биографии, автобиографии, мемуары, литературные произведения. Исследовалась природа творчества, фазы творческого процесса, способности к творчеству и качества творческой личности. Выделялись признаки гениальности, выражающиеся в особенностях перцепции (напряженность внимания, огромная впечатлительность, восприимчивость), интеллекта, характера, мотивации и ценностной ориентации. Однако средств проникновения в сущность описываемых явлений не было: так как психологические методы получения исходных данных ограничивались самонаблюдением, то сутью творчества признавались бессознательные процессы. 

До середины ХХ века психология связывала творческие способности с умственным развитием. Потребность определять интеллектуальные способности привела к созданию IQ-tests - тестов на умственную одаренность. Однако исследования многих психологов показали отсутствие прямой зависимости творческих способностей от интеллекта и суммы знаний, т.е. корреляции между коэффициентом интеллекта и способности создавать новое - креативностью - не было. 

Изучение феномена креативности осложняется тем, что в оценке творческих характеристик исследователь имеет дело прежде всего с качеством явления. Исследования креативности на собственном научном материале было осуществлено в 1959 году группой ученых во главе с Дж. Гилфордом с помощью факторного анализа на материале точных наук. Параллельно и независимо от Гилфорда серию экспериментов на материале искусства в том же 1959 году провели В.Лоэнфельд и К.Бейттел. Сопоставление результатов исследований позволило выявить 8 существенных критериев, природных для дифференцирования: 

* Умение увидеть проблему.

* Беглость, умение увидеть в проблеме как можно больше возможных сторон и связей.

* Гибкость как умение:

      - понять новую точку зрения;

      - отказаться от усвоенной точки зрения

* Оригинальность, отход от шаблона

* Способность к перегруппировке идей и связей

* Способность к абстрагированию или анализу.

* Способность к конкретизации или синтезу.

* Ощущению стройности организации идей 

Кроме этого, было показано, что креативность в искусстве и в науке имеет общие признаки, что позволяет перенести творческие способности с одного материала на другой. 

Область креативности сложна для исследования и вызывает множество споров, поскольку эмпирическое поле фактов, относящихся к данной проблеме, очень широко. Однако у креативности как у феномена много сторонников. Эти исследователи рассматривают часто вместе 4 основных аспекта: креативную среду, креативную личность, креативный продукт и креативный процесс. 

Креативная среда. Креативность проявляется через личностное ощущение, размышление, знание, чувствование, действие как поведение в состоянии относительной безопасности свободы от окружения. Креативность представляет собой восприятие, ответ, действие или общение личности, непринуждаемой другими и в естественной обстановке. 

Креативная личность. Понимание значения субъективных факторов личности в их взаимодействии с объективными при исследовании творческих процессов в последние десятилетия привели учет личностного фактора. Так психология творчества, исследуя личность со всем сектором ее качеств, вслед за другими науками вводит свою методологию принцип системности. 

Креативнй продукт. В результате творческой деятельности могут проявляться и в научных открытиях, коренным образом меняющих экономику и быт общества, и в шедеврах, создающих новые направления в искусстве, и даже в умении составить оригинальный букет и украсить свою комнату. Один из способов оценки креативного продукта - разделить их на официально признанные обществом и имеющие значение только для автора данного продукта. 

Креативный процесс. Согласно исследования психологов, создания нового (идей, объектов, способов действий) осуществляется, в частности, и такими приемами мышления, как комбинирование, аналогизирование, выявление новых связей и перенос функций одного объекта на другой. 

Описание группы испытуемых 

В ходе проведения двух методик участие приняли две группы студентов. Первая группа - это студенты ДошФака. Всего 10 человек, из них 8 девушек и 2 юношей. В основном студенты первого и второго курсов.Преимущество их в том, что на они часто сталкиваются с творческой деятельностью, пишут сценарии, принимают участие в различных творческих постановках лагерей. У большинства испытуемых данной группы уже есть педагогический опыт и стаж. В процессе обучения с ними проводят различные тренинги, проигрывают в разнообразные игры, направленные на изучение личности. В целом о данной группе можно сказать, что все студенты ведут достаточно активный образ жизни связанный с профессиональной их деятельностью. 

Вторая группа - это студенты факультета «экономики права». Так же, как и в первой выборке, 10 человек. Из них 5 юношей и 5 девушек. Все испытуемые являются студентами второго курса. В ходе разговора с данной группой было выявлено, что с творческой деятельностью мало кто сталкивался, кроме как в период обучения в школе. В процессе обучения уже в высшем учебном заведении больше времени уделяется теоретической части выбранного предмета. При исследовании данной группы прослеживалась некая пассивность у нескольких студентов. 

По результатам данной работы были выявлены значительные различия уровня продуктивности воображения студентов ДошФака и студентов-экономистов. У студентов ДошФака  воображение развито значительно лучше, нежели у студентов-экономистов.     Первая группа испытуемых -  показала высокий результат.Они проявили оригинальность объяснений, что характеризуется наклонностью к искусству, живописи, творчеству и т.п. Испытуемые использовали маленькие детали одной картинки. Эти особенности связаны с развитием мышления и чувством собственной сферы. Виденье человеческих очертаний отображает направленность принятия субъекта. Фантастическое воображение на примере ведьм, летучих мышей, кентавров и т.п. можно рассматривать как склонность к мифологическому мышлению. У студентов - экономистов результат выявился немного ниже. Данная группа применяла в основном не творческие определения картинок. Ответы в основном были краткие и обобщенные. Большинство ответов типичны друг другу.

Информация о работе Развитие воображения у студентов вузов