Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 13:04, практическая работа
Воображение - психический процесс, выражающийся:
1) в построении образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;
2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;
Воображение - психический
процесс, выражающийся:
1) в построении образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;
2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;
3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; в создании образов, соответствующих описанию объекта".
4) В создании образов,
соответствующих описанию объекта.
Воображение является
основой наглядно-образного мышления,
позволяющего человеку ориентироваться
в ситуации и решать задачи без непосредственного
вмешательства практических действий.
Оно во многом помогает ему в тех случаях
жизни, когда практические действия или
невозможны, или затруднены, или просто
нецелесообразны или нежелательны.
Отношение человека
к процессу воображения непосредственно
определяет существование различных видов
воображения:
1.Активное воображение - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
2.Пасивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
3.Продуктивное воображение - отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется.
4.Репродуктивное
воображение - при его использовании ставится
задача воспроизвести реальность в том
виде, какова она есть, и хотя здесь также
присутствует элемент фантазии, такое
воображение больше напоминает восприятие
или память, чем творчество.
Воображение непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях. Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от нее, все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.
Воображение тесно
связано с творчеством. И как ни странно,
эта зависимость обратная, т.е. именно
воображение формируется в процессе творческой
деятельности, а не наоборот. Специализация
различных видов воображения является
результатом развития различных видов
творческой деятельности. Поэтому существует
столько специфических видов воображения,
сколько имеется видов человеческой деятельности
- конструктивное, техническое, научное,
художественное,музыкальное и так далее.
Развитие
воображения
Развитию воображения способствуют:
1)ситуации незавершенности
2)разрешение и даже поощрение множества вопросов
3)стимулирование независимости, самостоятельных разработок
4)билингвистический опыт
5)позитивное внимание
со стороны взрослых
Развитию воображения препятствуют:
1)конформность
2)неодобрение воображения
3)жесткие полоролевые стереотипы
4)разделение игры и обучения
5)готовность к изменению точки зрения
6)преклонение перед
авторитетами
Воображение как основой
компонент творческого процесса.
Ранее нами уже упоминалось о непосредственной
связи воображения с творчеством. По этому,
считаем необходимым, остановиться подробнее
на психологии творчества.
Психология творчества
как наука начала складываться на рубеже
ХIХ- ХХ столетий. Наука начиналась с этапа
созерцательного психологического знания.
Психологи досконально описывали обстоятельства
создания великих творений науки и искусства,
используя биографии, автобиографии, мемуары,
литературные произведения. Исследовалась
природа творчества, фазы творческого
процесса, способности к творчеству и
качества творческой личности. Выделялись
признаки гениальности, выражающиеся
в особенностях перцепции (напряженность
внимания, огромная впечатлительность,
восприимчивость), интеллекта, характера,
мотивации и ценностной ориентации. Однако
средств проникновения в сущность описываемых
явлений не было: так как психологические
методы получения исходных данных ограничивались
самонаблюдением, то сутью творчества
признавались бессознательные процессы.
До середины ХХ века
психология связывала творческие способности
с умственным развитием. Потребность определять
интеллектуальные способности привела
к созданию IQ-tests - тестов на умственную
одаренность. Однако исследования многих
психологов показали отсутствие прямой
зависимости творческих способностей
от интеллекта и суммы знаний, т.е. корреляции
между коэффициентом интеллекта и способности
создавать новое - креативностью - не было.
Изучение феномена
креативности осложняется тем, что в оценке
творческих характеристик исследователь
имеет дело прежде всего с качеством явления.
Исследования креативности на собственном
научном материале было осуществлено
в 1959 году группой ученых во главе с Дж.
Гилфордом с помощью факторного анализа
на материале точных наук. Параллельно
и независимо от Гилфорда серию экспериментов
на материале искусства в том же 1959 году
провели В.Лоэнфельд и К.Бейттел. Сопоставление
результатов исследований позволило выявить
8 существенных критериев, природных для
дифференцирования:
* Умение увидеть проблему.
* Беглость, умение увидеть в проблеме как можно больше возможных сторон и связей.
* Гибкость как умение:
- понять новую точку зрения;
- отказаться от усвоенной точки зрения
* Оригинальность, отход от шаблона
* Способность к перегруппировке идей и связей
* Способность к абстрагированию или анализу.
* Способность к конкретизации или синтезу.
* Ощущению стройности
организации идей
Кроме этого, было показано,
что креативность в искусстве и в науке
имеет общие признаки, что позволяет перенести
творческие способности с одного материала
на другой.
Область креативности
сложна для исследования и вызывает множество
споров, поскольку эмпирическое поле фактов,
относящихся к данной проблеме, очень
широко. Однако у креативности как у феномена
много сторонников. Эти исследователи
рассматривают часто вместе 4 основных
аспекта: креативную среду, креативную
личность, креативный продукт и креативный
процесс.
Креативная среда.
Креативность проявляется через личностное
ощущение, размышление, знание, чувствование,
действие как поведение в состоянии относительной
безопасности свободы от окружения. Креативность
представляет собой восприятие, ответ,
действие или общение личности, непринуждаемой
другими и в естественной обстановке.
Креативная личность.
Понимание значения субъективных факторов
личности в их взаимодействии с объективными
при исследовании творческих процессов
в последние десятилетия привели учет
личностного фактора. Так психология творчества,
исследуя личность со всем сектором ее
качеств, вслед за другими науками вводит
свою методологию принцип системности.
Креативнй продукт.
В результате творческой деятельности
могут проявляться и в научных открытиях,
коренным образом меняющих экономику
и быт общества, и в шедеврах, создающих
новые направления в искусстве, и даже
в умении составить оригинальный букет
и украсить свою комнату. Один из способов
оценки креативного продукта - разделить
их на официально признанные обществом
и имеющие значение только для автора
данного продукта.
Креативный процесс.
Согласно исследования психологов, создания
нового (идей, объектов, способов действий)
осуществляется, в частности, и такими
приемами мышления, как комбинирование,
аналогизирование, выявление новых связей
и перенос функций одного объекта на другой.
Описание группы
испытуемых
В ходе проведения
двух методик участие приняли две группы
студентов. Первая группа - это студенты
ДошФака. Всего 10 человек, из них 8 девушек
и 2 юношей. В основном студенты первого
и второго курсов.Преимущество их в том,
что на они часто сталкиваются с творческой
деятельностью, пишут сценарии, принимают
участие в различных творческих постановках
лагерей. У большинства испытуемых данной
группы уже есть педагогический опыт и
стаж. В процессе обучения с ними проводят
различные тренинги, проигрывают в разнообразные
игры, направленные на изучение личности.
В целом о данной группе можно сказать,
что все студенты ведут достаточно активный
образ жизни связанный с профессиональной
их деятельностью.
Вторая группа - это
студенты факультета «экономики права». Так
же, как и в первой выборке, 10 человек. Из
них 5 юношей и 5 девушек. Все испытуемые
являются студентами второго курса. В
ходе разговора с данной группой было
выявлено, что с творческой деятельностью
мало кто сталкивался, кроме как в период
обучения в школе. В процессе обучения
уже в высшем учебном заведении больше
времени уделяется теоретической части
выбранного предмета. При исследовании
данной группы прослеживалась некая пассивность
у нескольких студентов.
По результатам данной работы были выявлены значительные различия уровня продуктивности воображения студентов ДошФака и студентов-экономистов. У студентов ДошФака воображение развито значительно лучше, нежели у студентов-экономистов. Первая группа испытуемых - показала высокий результат.Они проявили оригинальность объяснений, что характеризуется наклонностью к искусству, живописи, творчеству и т.п. Испытуемые использовали маленькие детали одной картинки. Эти особенности связаны с развитием мышления и чувством собственной сферы. Виденье человеческих очертаний отображает направленность принятия субъекта. Фантастическое воображение на примере ведьм, летучих мышей, кентавров и т.п. можно рассматривать как склонность к мифологическому мышлению. У студентов - экономистов результат выявился немного ниже. Данная группа применяла в основном не творческие определения картинок. Ответы в основном были краткие и обобщенные. Большинство ответов типичны друг другу.