Развитие воли у человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 13:37, реферат

Описание работы

Развивать волю - дело не быстрое, но вполне реальное. Чтобы сделать из себя суперволевого человека, возможно, нужен отдельный талант, но просто укрепить свою волю, стать в достаточной мере волевым человеком - может каждый.

Данная тема важна тем, что сильная воля нужна каждому человеку.С этим никто не будет спорить,поэтому нужно учиться её развивать.

Содержание

Введение………………………………………………………..3

Воля как фактор самовоспитания………………………….....4

Волевая регуляция поведения………………………………...7

Развитие воли у человека……………………………………...9

Жизненный цикл развития личности………………………..11

Заключение……………………………………………………13

Список используемой литиеретуры…………………………14

Работа содержит 1 файл

Развитие воли у человека.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

     Ещё одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек  сознательно ставит перед собой  все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности.

     Развитие  воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков – все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю степень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности.

     Совершенствование волевой регуляции поведения  у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае воли и настойчивости, как, несомненно, положительных и ценных личностных качеств, могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.

     Особую  роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют  игры, причем каждый вид игровой  деятельности вносит свой, специфический  вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами, кроме этой задачи, решают ещё одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающиеся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов. 
 

     Жизненный цикл развития личности

     В теории Э. Эриксона развитие личности рассматривается как прерывная  последовательность качественно отличающихся друг от друга стадий. На каждой стадии человек должен сделать жизненно важный «выбор» между двумя полярными отношениями к миру и себе (между доверием и недоверием к миру, между инициативой и пассивностью и т.п.). Сложившееся отношение к обществу, другим людям, к труду и себе выражается в новом качестве личности – позитивном или негативном. Моменты перехода от одной стадии к другой являются критическими, т.е. становятся поворотными пунктами, решающими моментами выбора между прогрессом и регрессом. На каждой стадии происходит столкновение ребенка со средой, причем окружение передает ребенку свои специфические представления и понятия, направляет развитие его пути, оптимальному для его психологического благополучия в условиях данной культуры, определяя целостный жизненный путь личности. 

     Схема развития личности по Э. Эриксону

Стадии  развития Область соц. отношений Новообразования Результаты  прогрессивного развития
1. младенческий  возраст Мать Доверие – недоверие Энергия и жизненная  радость
2. ранний  возраст Родители Автономность  – зависимость, страх, сомнения Контроль
3. дошкольный  возраст Родители, братья и сестры Инициатива  – чувство вины Целеустремленность
4. предубертатный  возраст(6-12 лет) Школа, соседи Трудолюбие  – чувство неполноценности Компетентность
5. юность(13-18 лет) Группы сверстников Идентичность  – непризнание Привязанность и верность
6. ранняя  зрелость(третье десятилетие) Друзья, любовники; соревнование, сотрудничество Близость –  одиночество Аффилиация  и любовь
7. средний  возраст Профессия, родной дом Продуктивность  – застой Творчество  и заботы
8. поздняя зрелость Человечество, ближние Внутренняя  стойкость - безнадежность Отрешенность, мудрость
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Развитый  интеллект, имеющий гуманистическую  направленность, согретый теплом благородных  чувств и опирающиеся на сильную волю, позволяет личности постигать сущность явлений, выделять главное из многого, успешно выполнять свои обязанности – систематически, настойчивости и целеустремленно учится. Гибкое мышление, базирующееся на глубоких знаниях, тренировки ума, воли и высоких чувствах, укрепляет нравственные силы человека, постоянно нацеливает его на творческий поиск и приучает к активному умственному труду, формирует сознание и чувство радости познания.

     Волевой человек успешен, удача и успех с ним неразлучны, в царстве Воли они частые гости, проигрыши наоборот, волю обходят сторонкой. А если и подходят близко — то Воля быстро организует им достойную встречу: мудрую, ответственную, позитивную — и приучит работать на себя и с пользой для себя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 
 

  1. Алексеев  А.В. Себя преодолеть! – Москва, 1984
  2. Ладонов И.Д. Управление стрессом. – Москва, 1989 (Теории воли: 43 – 69. Саморегуляция, владение собой: 83 - 119); Хрестоматия по вниманию. – Москва, 1976 (Теория воли и внимания – Н.Н. Ланге: 107 - 144);
  3. Кленская И.С. – Беседы о смысле жизни. – М., 2001
  4. http://www.syntone.ru/library/psychology_dict/volja.php
  5. http://www.sunhome.ru/psychology/1340
  6. http://www.psylive.ru/articles/7609_tehniki-razvitiya-voli.aspx

Информация о работе Развитие воли у человека