Развитие социального обслуживания семьи и детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 13:16, реферат

Описание работы

В России многочисленные проблемы детей и детства не нашли и не находят достойного решения. Также одной из важных проблем является серьезные изменения в укладе современных семей. В последние годы на уровне государства принимаются меры, направленные на противодействие социальным рискам, угрожающим детям, вкладываются значительные ресурсы в поддержку детства, идет реорганизация практически всех социальных институтов, проводится семейная политика для изменения отношения всего общества к семье и её ценностям, урепления социального института семьи.

Содержание

Введение
1. Развитии сети учреждений социального обслуживания семьи и детей
2. Новые технологии социального обслуживания семьи и детей
Заключение

Работа содержит 1 файл

Развитие социального обслуживания семьи и детей.docx

— 39.48 Кб (Скачать)

Социальные  работники в настоящее время  могут оказывать помощь семье  преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство  социальных учреждений пока не в состоянии. Между тем это одна из важнейших  задач социальной работы в стабильном обществе. По мере улучшения социальной ситуации в нашей стране, когда  задачи обеспечения собственно социальной защиты семьи и детей отойдут  на второй план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений выйдут на первое место.

Остра проблема семейного насилия и жестокости, которая только отчасти связана  с внешними социальными трудностями. Защита более слабых членов семьи, в  первую очередь детей, от жестокого  обращения в семье – одна из важнейших задач социального  работника. Используя технологии  стабилизации семейных отношений, социальный работник должен учитывать факторы  личностного риска, а также варианты, в которых социальная терапия  будет наиболее эффективна.

К технологиям, используемым в случаях семейного  насилия, относится организация специализированных учреждений для несовершеннолетних, кризисных центров для женщин, центров социальной помощи семье и детям, которые дают возможность женщинам и детям переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации.

Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощи бывает непродуктивно, неразрешенные семейные конфликты  периодически обостряются. Поэтому  социальные работники используют в  своих технологиях разработку среднесрочных  программ помощи, ориентированных на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между супругами, между  родителями и детьми, взаимоотношений  всех указанных членов семьи с  окружающими.

При работе с семьями алкоголиков используются другие технологии, предусматривающие  выявление основных причин злоупотребления  спиртными напитками и сопутствующих  обстоятельств. Работа с такими семьями  подразумевает формирование мотивации  клиента и его семьи к безалкогольному  образу жизни и построению иной системы  взаимоотношений.

Технологии  коррекции семейных взаимоотношений  многочисленны; их выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, так и профессионализмом  самих социальных работников.

В последнее  время все большее внимание уделяется  гендерному аспекту социальных проблем, анализу социальной ситуации клиента  в зависимости от его принадлежности к мужскому или женскому полу.

Социальная работа с мужчинами вполне заслуживает того, чтобы быть выделенной в отдельную область, уже есть один кризисный центр для мужчин, работающий в г. Барнауле, однако в силу ряда причин в этом направлении делаются только первые шаги и в России, и во всем мире.

Социальная работа с женщинами признается одной из наиболее важных и масштабных сфер социальной работы в целом. Основная причина выделения женщин в особую социально-демографическую группу и специфическую категорию клиентов – выполнение ими генеративной функции, наличие у них способности к деторождению, что является биологической предпосылкой целого ряда культурных и социальных особенностей.

Для оказания помощи женщинам, оказавшимся по разным причинам в трудной жизненной  ситуации, открываются кризисные центры для женщин или отделения в учреждениях социального обслуживания населения разных типов.

 

Среди инновационных  технологий, применяемых специалистами  при социальной помощи семье и детям в течение последних лет, можно выделить следующие, зарекомендовавшие себя как наиболее эффективные:

технологии междисциплинарного взаимодействия, включающие технологии работы нескольких узких специалистов с одним клиентом (семьей). Эффективность междисциплинарного подхода определяется тем, что при работе команды упор делается на определенном порядке взаимодействия между ее членами и на согласованности. Регулярные встречи членов междисциплинарной команды позволяют проводить оперативное обсуждение и контролировать качество ведения случая.

технологии системного подхода, основывающиеся на положении о единстве всех элементов семьи как системы и необходимости работы со всеми членами семьи для решения проблем одного из членов семьи.

технологии комплексного подхода, основывающиеся на практике, показывающей, что помимо заявленной или актуализируемой клиентом в момент обращения проблемы существует целый ряд других, без решения которых невозможно обеспечить эффективность работы в целом.

За годы существования в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних специализированных учреждений для  несовершеннолетних, нуждающихся в  социальной реабилитации, по мере накопления опыта приоритетным направлением деятельности остаются вопросы реабилитации и  содействия жизнеустройству воспитанников.

Способы реализации этих функций учреждений не статичны, они изменяются в соответствии с новыми условиями, появлением новых  технологий и форм социального обслуживания несовершеннолетних.

Новой формой социального обслуживания в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, стало создание в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, групп длительного пребывания детей.

Это дает возможность не просто продлить срок пребывания в них ребенка, но и  предоставить необходимые условия  для социализации, главная цель которой  – вступление в полноценную самостоятельную  жизнь. Группы длительного пребывания представляют собой постреабилитационный этап по включению воспитанника во все сферы жизнеобеспечения, переход  к самостоятельному образу жизни  под мягким патронажем специалистов.

Одним из основных направлением деятельности учреждений по решению проблемы семейного жизнеустройства  воспитанников учреждений является  сохранение для ребенка кровной  семьи. Возвращение в кровную  семью отвечает острой потребности  самого ребенка жить в окружении  близких, родных людей. По данным Минтруда России, на 1 января 2003 года 69,9 процентов  воспитанников специализированных учреждений воссоединились с родителями.

Однако  повторные обращения детей в  специализированные учреждения для  несовершеннолетних, нуждающихся в  социальной реабилитации, говорят о  случаях поспешности возвращения  ребенка родителям, неадекватной оценке изменений в семье, просчетов  в патронаже, слабой помощи специализированному  учреждению со стороны других структур.

Традиционные  формы замещающей семьи – усыновление  или опека – не в состоянии  помочь всем нуждающимся детям. Набирает силу приемная семья, но и она не может решить проблему семейного  жизнеустройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, полностью.

Все большее  значение в работе учреждений по восстановлению социального статуса воспитанников  приобретает такая социальная технология, как организация семейных воспитательных групп. Эта специфическая социальная технология и новая форма социальной услуги детям и гражданам, желающим воспитывать чужого ребенка.

Семейная  воспитательная группа не является формой семейного устройства ребенка. Его  опекуном по-прежнему остается государство. Но пребывание ребенка в данной группе приобщает его к семейному  воспитанию, что крайне важно для  восстановления его социального  статуса.

Семейная  воспитательная группа органично совмещает:

интерес ребенка – жить и воспитываться  в семье, получить право на персональную любовь и заботу;

интерес воспитателя – реализовать потребность  растить дитя, избранное по обоюдному  желанию, и получить рабочее место  без отрыва от дома;

интерес учреждения – решение проблемы компенсации  семейного влияния на воспитанника, а в лучшем случае – закрепление  его в семье воспитателя надолго.

Семейная  воспитательная группа – гибкая и  динамичная форма социального обслуживания ребенка – становится для него семейным домом в разных ситуациях (единственный родитель помещен в  больницу, находится в местах заключения, но не теряет связь с ребенком; с  кровной семьей специалисты учреждения ведут разностороннюю работу по выводу ее из кризисной ситуации, но для  этого требуется время; для ребенка  найден потенциальный усыновитель, но процесс оформления длителен, а  ребенка нужно готовить к этому  событию, к жизни в новых условиях, и семейная группа может взять  на себя эту функцию).

Семейная  воспитательная группа “привязана”  к специализированному учреждению. Наличие специалистов разного профиля, знакомых с проблемами воспитанников, контакты с ними будущего воспитателя  дают возможность принять взвешенное решение, обоснованно осуществить  выбор детей, принимаемых семьей, подготовиться к новой роли, получать разностороннюю систематическую или  экстренную социальную, педагогическую, психологическую помощь. Особый смысл  имеет и сохранение контактов  детей со специализированным учреждением.

Процесс адаптации ребенка в семейной группе осуществляется не без проблем. Однако, уже можно говорить о том, что эта форма семейного воспитания дает разносторонний социальный эффект. В подавляющем большинстве семейных групп наблюдается положительная  динамика в состоянии здоровья, развития и социальной адаптации детей.

Выявляется  отчетливая тенденция к изменению  социального статуса семейных воспитательных групп и их воспитанников, В отдельных  территориях отмечается  высокий  процент закрепления детей в  семьях воспитателей (Иркутская и  Ленинградская области, Краснодарский  край).

Таким образом, на практике семейная воспитательная группа становится переходной ступенью к опеке, усыновлению или приемной семье. Благодаря переходу детей  в семейные группы улучшается размещение воспитанников в приютах, расширяется  их жизненное пространство, создаются  более благоприятные условия  их социальной реабилитации.

Организация семейных групп создает дополнительные рабочие места для граждан, что  в условиях падения жизненного уровня населения, возросшей безработицы  также немаловажно.

Есть  и экономический эффект. Данные из разных территорий убедительно свидетельствуют, что содержание ребенка в семейной группе обходится государству в 2 раза дешевле, чем в социальном приюте.

Развивающейся формой предоставления долговременной помощи семьям, оказавшимся в трудной  жизненной ситуации, стал социальный патронаж семей как инициируемая и специально создаваемая учреждением  система взаимоотношений с семьей на основе ее долгосрочного обслуживания и предоставления комплекса услуг. В последнее время социальный патронаж получает все большее признание  и распространение (на начало 2003 года на социальном патронаже находились 562 тысячи семей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что в России развитие социального обслуживания семьи и детей продолжается. Это  можно подтвердить различными документами, такими как «Приказ Министерства здравоохранения и социального  развития РФ от 23 декабря 2009 г. N 1012н "Об утверждении Порядка и условий  назначения и выплаты государственных  пособий гражданам, имеющим детей". Этот документ устанавливает  правила  назначения  и   выплаты государственных  пособий гражданам, имеющим детей, пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего  военную службу по призыву. Также  в 2008 году выло издано постановление  Правительства РФ «Об обеспечении  отдыха, оздоровления и занятости  детей в 2008 - 2010 годах". В данном документе провозглашаются цели обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008 - 2010 годах. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации жолжно осуществлять координацию работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей на территории Российской Федерации.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ 
"О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"  устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  • Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000г. (национальный план действий в интересах детей)

Информация о работе Развитие социального обслуживания семьи и детей