Развитие различных видов деятельностей у ребенка в дошкольном возрасте: лепка

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:35, реферат

Описание работы

В детском саду проводят много интересных занятий, на которых дети получают знания, умения, навыки, развиваются физически и умственно. Воспитатели формируют на этих занятиях отношение ребенка к событиям и явлениям реального мира, учат понимать форму, цвет, величину, число, пространственные отношения, учат видеть и понимать прекрасное в жизни, природе, искусстве.
Основой обучения детей является ознакомление их с окружающей жизнью, с миром предметов и явлений.
Полученные знания дети закрепляют в речи, уточняют в разнообразной деятельности, отражают в игре. Чтобы подвести ребенка к лепке, к скульптурному изображению предметов, воспитатель знакомит детей с предметами, показывает их особенности, помогает понять форму, строение предметов, характеризующие их особенности.
Воспитатель показывает детям, как передаются знакомые им предметы и явления в различных видах искусства, показывает, как передает поэт впечатления о жизни в стихах, как художник отражает явления и предметы в живописи, в графике, скульптор — в монументальной и станковой скульптуре, в скульптурной миниатюре, в игрушке.

Содержание

Введение
1. Значение лепки в воспитании и развитии дошкольника.
2. Задачи по лепке в(возрастная) группе.
3. Методы и приемы обучения лепке.
• Разнообразие материалов при обучении детей лепке.
• Способы лепки для изображения объемной формы.
• Виды лепки.
4. Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по детской психологии.docx

— 49.76 Кб (Скачать)

- Комбинированный  способ  
Это способ, объединяющий лепку из отдельных частей и целого куска, т.е. «скульптурный + конструктивный».  
 
Также в работе с детьми дошкольного возраста можно лепить не скульптуры, а картины. Для этого необходимо подготовить основу (картонную, деревянную или керамическую), покрыть ее тонким слоем пластилина, процарапать на ней задуманный рисунок или сделать эскиз на бумаге. А затем можно лепить детали по порядку и прикреплять их – придавливать, примазывать, разглаживать.  
 
БАРЕЛЬЕФ – лепная картина с выпуклым изображением (детали выступают над поверхностью основы); 

ГОРЕЛЬЕФ  – это рельеф с более выпуклым изображением, чем барельеф.  
ПРИЕМЫ ЛЕПКИ:  
- отщипывание  
- раскатывание  
- сплющивание  
- вдавливание  
- оттягивание  
- прищипывание  
- примазывание  
- прижатие  
- сглаживание  
- налепы  
- процарапывание.

 
Виды лепки:

- предметная  лепка

- сюжетная

- декоративная

 
В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребёнка является более простым, чем в рисовании, так как в лепке ребёнок имеет дело с реальным объёмом и ему не надо прибегать к условным средствам изображения. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. При лепке этих предметов они передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остаётся обобщённой. Поэтому главной задачей является – обучение детей умению изображать в лепке основную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки.

  

  Сюжетная лепка требует от детей большого объёма работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, устано-вить его, дополнить лепку деталями. Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов.  
Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того, как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры между собой изображением действия.  
Основные задачи при обучении сюжетной лепке:  
- научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов;  
- учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное;  
- использовать различные приёмы лепки. 

Декоративная  лепка - это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек, выполнение небольших украшений (бусы, броши).  
Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколько ребёнку удалось передать форму и пропорции игрушки, но и от того, как он сумел украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки. Эта работа учит детей обращению с инструментом, различным приёмам лепки, красивому декоративному заполнению пространства. Элементы узоров можно наносить стекой, печаткой в виде трубочки, квадрата, треугольника, использовать винты разной формы.

Для успешного  овладения навыками декоративной лепки  в детском саду используют предметы декоративно – прикладного искусства, художественные изделия народных умельцев. Детей увлекает простота формы, содержание игрушек, яркость оформления, ощущение гладкой, приятной для руки поверхности.  
Художественно – творческая деятельность проявляется не только в конечных продуктах детского творчества, но и в высказываниях детей в момент рождения замысла. Часто именно этот разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, и является главным отправным толчком, рождающий художественный образ в детском творчестве. 

  Большое значение для формирования умений и навыков детей в лепке имеет осязание детьми предметов скульптурного искусства. Дети узнают, что такое скульптура, для чего она нужна, кто такой «скульптор». Различают по внешнему виду, из какого материала сделана скульптура, знают виды скульптуры.  
   Произведения скульптуры обычно передают образы в действии. Наиболее доступно для детей восприятие ясно выраженного действия, поэтому при ознакомлении со скульптурой следует обращать внимание на характер движений, постановку фигур, выражение лиц.

      В детском саду дети знакомятся со скульптурой малых форм. Важно иметь набор скульптур изображающих животных, птиц. Некоторые игрушки можно назвать скульптурными, это: цветные фарфоровые игрушки, работы богородских мастеров (фигурки людей, животных).

     Формы и методы, используемые при ознакомлении дошкольников  
со скульптурой  
1. Экскурсии по улицам города, в музеи или выставки для просмотра заранее отобранного материала, доступного для детского восприятия.  
2. Рассматривание скульптур малых форм, фотографий. Рассматривание сопровождается вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из произведений.  
3. Просмотр видеофильмов о городах Росси и мира на тему «Статуи и памятники».  
4. Выставки художественных произведений по какому-либо виду изобразительного искусства: скульптура, декоративно – прикладное искусство.  
5. Самостоятельное рассматривание детьми произведений искусства в детском саду и вне его. Обсуждение в группе увиденного.
 
 

                                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Ребенок младшего дошкольного возраста  интенсивно развивается. В результате сенсорной развития, восприятие детей становится более дифференцированным, у них складываются представления о форме, цвете предметов, их величине. Происходит дальнейшее развитие памяти. 
   С обогащением опыта детей и совершенствованием речи развивается детское воображение. Первоначально образы непроизвольного воображения возникают под влиянием воздействия взрослых. Замыслы детей еще бедны, неустойчивы. 
    Для изобразительной деятельности детей младшего возраста характерны быстрые переходы процесса изображения в игру. Ребенка привлекает сам процесс лепки, который он дополняет своими действиями с вылепленным предметом. Созданное изображение тут же обыгрывается. Ребенок в своей фигурке передает то, что поразило его воображение, захватило его эмоционально. 
   Дети этого возраста отличаются активностью, стремлением действовать самостоятельно, без помощи взрослых. Они увлекаются лепкой и испытывают удовольствие от работы с глиной, пластилином. Но у них еще слабо развита двигательная память, они не обладают достаточной координацией движений, зрение недостаточно контролирует действия, рук. Ребенок легко отвлекается, так как внимание его все еще неустойчиво. 
   Происходят существенные изменения и в отношениях с окружающими. У детей формируется умение работать в коллективе, помогать друг другу. Ребенок может элементарно оценить работу товарища.  
  У маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Произведения искусства расширяют кругозор ребенка тем, что несут определенную информацию. Они влияют и на формирование нравственных чувств.

  Мы рассмотрели разнообразные виды лепки, и методику обучения лепки в младших группах детского сада. 
  Занятия в детском саду в младшем  возрасте нельзя назвать полноценной лепкой, но они преследуют свои цели. В три года ребенок уже вполне сознателен для того, чтобы не брать материал для лепки в рот. Дети развивают тактильные ощущения, работая с пластилином. 
  Так как все действия осуществляются руками, то развивается мелкая моторика и координация, в совокупности благотворно влияющие на речь. Первые занятия лепкой в детском саду только знакомят с материалами и их свойствами, это попытки скрутить шар, расплющить его, преобразовав в тарелку, и иные простейшие действия. В процессе лепки детям наиболее интересна сама трансформация, происходящая с пластилином на глазах, это возможность создать игрушку самостоятельно, поэтому обычно подобные уроки, как и музыкальные занятия в детском саду, проходят легко и весело. 
   Таким образом, мы пришли к выводу о том, что в дошкольном учреждении воспитатели должны организовывать работу по всестороннему развитию детей, поэтому занятия лепкой в детском саду нужно практиковать с самого раннего возраста, с младшей группы. 

             

              СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
1.   Алексахин Н. Учимся лепить и расписывать// Дошкольное воспитание. -1994-№ 9-23-27с. 
 
2.   Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада.- В-ж: Учитель, 2004.- 274 стр. 
 
3.     Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий.- Скрипторий,  2008.- 151 стр. 
 
4.     Грибовская А. А. Детям о народном искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста.– Скрипторий, 2005.- 64 с. 
 
5.   Грибовская А.А. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет.-М.:Сфера, 2010.-80с. 
 
6.      История искусства. Живопись. Скульптура. Архитектура/ Главный редактор Н. Арановская – М., 2007.-848с. 
 
7.   Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 1985-193с 
 
8.       Комарова Т.С. Изобразиельная деятельность в детском саду: Обучение и творчество.  - М.: Педагогика, 1990-247с 
 
9.       Комарова Т.С. Детское художественное творчество.- М.: Мозаика-Синтез, 2006-136с. 
 
10.                 Коссаковская Е.А. Лепка в детском саду.- М.:  Учпедгиз, 1961-145с.  
 
11.            Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного      искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М., 1987-223с 
 
12.            Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1977. - 253с. 
 
13.            Корчинова О.В. Детское прикладное творчество.- Изд.: Феникс,  2005-63с. 
 
14.            Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.-М.: Карапуз, 2007-140с  
 
15.            Лыкова И.А. Пластилиновый ежик. Азбука лепки.- Изд.: Карапуз, 2005-20с.  
 
16.            Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./Под редакцией Т.С.Комаровой – М.: Просвещение, 1991-251с 
 
17.            Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных  учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий. /Под редакцией Т.С.Комаровой.- М.: Российское педагогическое общество, 2000-156с 
 
18.            Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 1982-236с. 
 
19.            Федосова Е.С., Федосов Г.С. В Стране гномов: Книга для развития способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.- СПб:Союз, 2002-63с. 
 
20.             Халезова Н.Б. Декоративная пластика и декоративная лепка в детском саду – Изд.Сфера, 2005-112с 
 
21.        Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду – М., 2003-236с. 
 
22.            Юшкевич Н. Перспективный план ознакомления детей дошкольного возраста с изобразительным искусством// Дошкольная педагогика – 2008 - № 7 – с.50

 
 
 

Информация о работе Развитие различных видов деятельностей у ребенка в дошкольном возрасте: лепка