Развитие психики и сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 09:11, реферат

Описание работы

Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета, но если в каждой науке предмет и объект разграничены, то в психологии такое разграничение вызывает определенные трудности, так как здесь и объектом и предметом является человек.
Само определение психологии появилось в 16 веке в западноевропейских текстах, в переводе с латинского – психология, дословно, понимание, знание души.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Развитие психики в филогенезе. Раздражимость и чувствительность…3
Этапы развития психики в процессе эволюции животного мира……....6
Сознание как высший этап развития психики…………………………...8
Предпосылки возникновения сознания………………………………….9
Роль труда и орудий деятельности в возникновении сознания………..11
Характеристики сознания………………………………………………...13
Заключение ……………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

реферат развитие психики и сознания.docx

— 42.58 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

Рязанский государственный  университет имени С.А. Есенина

Кафедра общей психологии

 

 

 

 

Реферат

«Развитие психики  и сознания»

 

 

 

 

выполнила

студентка ИИЯ 1 курс, гр. англ Б

Зелевская Анна

проверил:

доцент, к.п.н. Еремкин Ю.Л.

 

 

 

 

 

Рязань 2010

 

План

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Развитие психики в филогенезе. Раздражимость и чувствительность…3
  2. Этапы развития психики в процессе эволюции животного мира……....6
  3. Сознание как высший этап развития психики…………………………...8
  4. Предпосылки возникновения сознания………………………………….9
  5. Роль труда и орудий деятельности в возникновении сознания………..11
  6. Характеристики сознания………………………………………………...13

Заключение ……………………………………………………………….16

Список литературы……………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Каждая конкретная наука  отличается от других наук особенностями  своего предмета, но если в каждой науке  предмет и объект разграничены, то в психологии такое разграничение  вызывает определенные трудности, так  как здесь и объектом и предметом  является человек.

Само определение психологии появилось в 16 веке в западноевропейских текстах, в переводе с латинского – психология, дословно, понимание, знание души. Оно носит как научный, так и житейский характер. Научное же отличается от житейского тем, что оно, опираясь на силу абстракции и общечеловеческого опыта открывает законы, которые правят миром. Но только к середине19 века психология из разрозненных знаний стала самостоятельной наукой, однако это не значит, что до этого представления о психике (душе, сознании, поведении) были лишены признаков научности. Они были частью философии, педагогики, медицины.

В основе научных психологических  знаний лежит учение о психике  человека, то есть, о ее свойствах (характере, темпераменте, способностях), процессах (ощущении, восприятии, мышлении и т.п.) и состояниях (апатия, гнев, фрустрация).

Важнейшим этапом в понимании психологии, является изучение эволюции психики и развития высших психических функций человека, так как это является основой его активности и поведения.

 

  1. Развитие психики в филогенезе. Раздражимость и чувствительность.

Развитие психики в  филогенезе — качественные изменения  психики, происходящие в рамках эволюционного  развития живых существ, обусловленные  усложнением их взаимодействия с  окружающей средой. Данные изменения  могут происходить на биологической  или общественно–исторической основе. Сама психика как способность  ощущения возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы. В своей эволюции психика прошла ряд стадий: от сенсорной к перцептивной и далее к интеллектуальной стадии и к формированию сознания. При этом сознание как особенность психики человека является продуктом общественно–исторического развития человеческого общества, возможность существования которого обусловлена использованием и изготовлением орудий труда, элементов языка, знаний, норм поведения.

С появлением живой материи  характер взаимодействия организма  с окружающей средой изменился. Взаимодействие в виде обмена веществ стало необходимым условием сохранения жизни.

В процессе эволюции у живых  организмов сформировалась способность  выделять из окружающей среды нужные вещества и реагировать на них, что  сделало организм активным в процессе обмена веществ.

Активность проявляется  в особом свойстве живых организмов - раздражимости. Раздражимость - это допсихическая форма отражения внешней среды, проявляющаяся в реагировании на вещества, необходимые для поддержания существования организма.

Условия жизни на этапе  допсихического отражения таковы, что организму нет необходимости в особой ориентировочной поисковой деятельности, а следовательно, и в специальном органе, обеспечивающем ориентировку. У него сформировалась способность к отражению только узкого круга внешних воздействий - тех, от которых зависит его существование. Такие воздействия называются биотическими.

Ответная реакция также  осуществляется только на биотические  раздражители. Допсихическое отражение имеет место у растений и некоторых элементарных форм жизни, промежуточных между растительным и животным миром.

На этапе допсихической жизни организмы способны только к конкретному типу движений, которые именуются тропизмами. Тропизмы - это движения в определенном направлении под влиянием биологически значимых раздражителей.

Примерами тропизмов являются:

-   движение растений к солнцу (фитотропизм);

- движение корней глубоко в почву, где есть влага и вещества, необходимые для жизни (геотропизм);

-   движение к теплу (термотропизм).

Тропизмы могут быть положительными - движения к условиям, необходимым  для жизни, или отрицательными - движения от вредных для организма условий.

Организмы, обладающие раздражимостью, живут в строго определенной среде, где есть все необходимые для  жизни условия.

Но в окружающей среде  постоянно происходят изменения, нарушающие сложившиеся способы взаимодействия между организмом и средой. Если тому или иному виду начинает недоставать  необходимых для обмена веществ  условий, ему предстоит либо вымереть, либо изменить форму взаимодействия со средой.

Эволюция психики и  поведения представляет собой череду подобных изменений.

Усложнение условий жизни (выход из водной среды на сушу, недостаток пищевых ресурсов и т.д.) потребовало  усовершенствования форм приспособительного поведения, расширения отражательных  функций и переход от элементарных тропизмов к более сложным  поведенческим актам, которые могли  бы обеспечить поиск важных для жизни условий существования. Организмы начинают реагировать не только на биотические раздражения, но и на те, которые сами по себе являются индифферентными, абиотическими, но могут сигнализировать о появлении биологически значимых агентов. Они выполняют сигнальную и ориентировочную функции в жизнедеятельности организмов. Новая форма отражения получила название чувствительность. У живых организмов появилась способность к ощущениям как к отражению различного рода воздействий окружающей среды в их объективных свойствах и связях с другими вещами. Так возникло новое свойство органической материи - психическое отражение, характерное для животной формы жизни. Возникла психика как особое свойство, заключающееся в активном отражении объективной реальности и саморегуляции на этой основе своего поведения. Мир объектов, которые организм оказался способным воспринимать, существенно расширился, что повысило адекватность его ориентировки в среде. Возникает и новый вид поведения - активный поиск биологически значимого объекта, о котором сигнализирует абиотический раздражитель. Постепенно живые организмы приобретают способность к закреплению связей между нейтральными и значимыми воздействиями, а впоследствии к их изменению и формированию новых связей.

Появление чувствительности определило более высокий, качественно новый уровень отражения объективной действительности и выступает как объективный критерий возникновения психики. Разнообразие внешних условий жизни, их постоянное изменение стали причиной дальнейшего развития психики, появления ее новых, более совершенных форм.

 

  1. Этапы развития психики в процессе эволюции животного мира

I. Стадия элементарной сенсорной психики: поведение животных побуждается свойством, которое непосредственно не совпадает со свойством от которого зависит жизнь. На этой стадии отражается отдельное свойство и нет еще отражения предмета в целом. Паук: реагирует на вибрацию паутины от мухи, но нет отражения мухи как предмета.

Эта стадия присутствует у инфузорий, червей, ракообразных, насекомых. Для этой стадии характерно инстинктивное поведение - наследственное поведение не требующее научения; оно совершается под влиянием определенных раздражителей заданным образом, одинаково у всех представителей данного вида, способствует выживанию. Инстинкт - это ответ всего организма в отличии от рефлекса; инстинкт - шаблонны, проявляются одинаково в одинаковых действиях.

II. Перцептивная психика.

Характеризуется способностью отражения уже в форме отражения  объектов, поведение становится более  сложным; появляется новая форма  закрепления опыта - двигательные навыки - закрепленные операции, автоматизированные способы выполнения действия, сформированные в процессе упражнения. Впервые двигательные навыки обнаруживаются у животных имеющих  кору головного мозга. Навыки формируются  методом проб и ошибок; возможны переносы навыков.

III. Стадия интеллекта (обезьяны, дельфины).

Этим животным доступно целостное отражение отдельных предметов, а также отражение связей между предметами. Особенности решения задач на этой стадии:

  1. После ряда безуспешных попыток, вдруг находится успешное решение.
  2. При аналогичной ситуации успешное решение воспроизводится.
  3. Решение легко переносится в другие ситуации.
  4. Способность решать двухфазные задачи (первая часть действий животных непосредственно не ведет к достижению желаемого результата - она подготовительная; фаза использования.

IV. Стадия сознания: отражаются существенные связи между объектами, отражение опосредованно речью, возникает логическое мышление.

Существуют качественные особенности психики человека, которые  существенно выделяют его из животного  мира. Эти особенности возникают  в результате антропогенеза и  культурно-исторического развития человечества, и непосредственно  связаны с переходом человека с биологического на социальный путь развития. Главным событием здесь  явилось возникновение сознания.

Классики марксизма считали, ведущие факторы возникновения сознания – труд и язык. (Выготский, Рубинштейн, Леонтьев и т.д.).

Леонтьеву принадлежит гипотеза о происхождении сознания. Согласно его определению сознательное отражение – это такое отражение действительности, в котором выделяются ее «объективные устойчивые свойства».

Для животного предмет  отражается как имеющий прямое отношение  к какому-либо биологическому мотиву. У человека же, по мнению Леонтьева, с появлением сознания информация начинает отражаться как таковой, независимо от биологических целей, и в этом смысле «объективно».

В соответствии с общим  положением, согласно которым всякое изменение отражения происходит вслед за изменением практической деятельности, толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы  деятельности.

Всякий совместный труд предполагает разделение труда. В условиях качественного  труда возникают такие операции, которые не направлены прямо на предмет (биологический мотив), а имеют  в виду лишь промежуточные действия.

 

  1. Сознание как высший этап развития психики

Стадия сознания – высшая ступень развития психики.

На этом этапе у человека появляется речь, способность к произвольной регуляции психических процессов. Познанию общего и существенного  в действительности, абстрактное  мышление.

Эволюция психики происходит не прямолинейно. В одной и той  же среде обитают животные с самыми разными уровнями отражения, и наоборот, в различных условиях обитания можно найти разные виды животных с близкими уровнями отражения. Среда не есть нечто постоянное. К этой эволюционирующей среде и приспосабливается животный вид, который в ней обитает. Причем изменение среды может существенным воздействовать на развитие психических функций одних видов животных и в тоже время не оказывать значительного влияния на развитие психических функций других видов животных. 

 

  1. Предпосылки возникновения сознания

Предпосылкой возникновения сознания является присущее всей материи свойство отражения. Наличие именно этого свойства у всех видов материи, в том числе и неживой, неорганической, образует объективную основу для возникновения в процессе развития все новых и притом все более сложных форм отражения вплоть до его высшей формы - человеческого сознания. Но что представляет собой это всеобщее свойство материи? Отражение - это свойство материальных систем, объектов воспроизводить в ходе взаимодействия с другими системами, объектами в изменениях своих свойств и состояний их различные особенности и характеристики. Простые примеры отражения: отпечаток предмета на воске, объект и негатив на фотопластинке, изменения в приборах, фиксирующие перемену силы тока или атмосферного давления, и т.д. Практически все измерительные приборы базируются на использовании свойства отражения. Уже в пределах неживой природы отражение усложняется с переходом от одной формы движения материи к другой и выступает в виде механического, физического, химического отражения. Вместе с тем отражение, начиная с простейших форм, характеризуется рядом свойств:

Информация о работе Развитие психики и сознания