Развитие представлений о роли и значении эмпатии в общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:55, реферат

Описание работы

Термин «эмпатия» пришёл в научную психологию в начале ХХ века. Словом эмпатия Э. Титченер перевёл немецкое слово Einfuhlung, которым Т. Липпс описывал процесс эстетического восприятия: субъект «вчувствуется» в объект природы или искусства, проецирует себя в него, внутренне имитирует и таким образом понимает».

Работа содержит 1 файл

реферат общение.docx

— 28.86 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по психологии общения

на тему:

«Развитие представлений о роли и значении эмпатии в общении»

 

 

Выполнила:

Студентка 3 курса

9 группы

Проверила:

 

 

 

Орел 2011

1.Развитие  представлений об эмпатии.

 

Термин  «эмпатия» пришёл в научную психологию в начале ХХ века. Словом эмпатия Э. Титченер перевёл немецкое слово Einfuhlung, которым Т. Липпс описывал процесс эстетического восприятия: субъект «вчувствуется»   в объект природы или искусства, проецирует себя в него, внутренне имитирует и таким образом понимает».

Своё  отражение в понятии эмпатии нашли и этические концепции симпатии Смита, Шелера, Шопенгауэра и др. Они говорили о симпатии как сочувствии, сострадании, являющихся особой формой познания  другого человека – человека как высшей ценности.

За прошедшее  столетие слово «эмпатия» прочно утвердилось в понятийном поле психологии. Обзорные работы по проблемам эмпатии изобилуют десятками определений и подходов к ее изучению. Предлагаются модели эмпатического процесса, стадии, этапы, уровни, механизмы. Многозначность термина «эмпатия» порой заставляет исследователей использовать более однозначные, по их мнению, понятия «идентификация», «сопереживание» и др.

Вместе  с тем, пишет Ю. Б. Гиппернрейтер, можно выделить 2 основных смысловых оттенка, которыми отличаются многочисленные определения и концептуализации:

        1. эмпатия – это эмоциональная отзывчивость, соучастие в эмоциональной жизни другого, сопереживание, сочувствие;

2)  эмпатия – это особый тип межличностного познания, проникновение во внутренний мир другого, такое понимание, при котором «понимание» собственно означает видение внутреннего мира другого так, как его видит он сам, из его внутренней системы координат (10, с. 61).

Т. Д. Карягина выделяет две линии  развития представлений об эмпатии. Это:

- развитие  представлений о природе и  специфике содержания эмпатического процесса;

- развитие  представлений о роли и значении  эмпатии в общении и практике «помогающих» профессий.

Первоначально смысл термина «эмпатия» был буквальным: вчувствование - явление эмоциональное и, следовательно, эмпатия – это различные эмоциональные реакции на состояние другого. В концепциях эмоциональной эмпатии, понимающих её как эмоциональное переживание, говорится о различных видах эмпатии, которые иногда интерпретируются как уровни её развития:

1.Ответная  эмоциональная реакция по типу  заражения, примитивная эмоциональная  идентификация с другим.

2.Сопереживание  и сочувствие как более сложные  формы соучастия в эмоциях  другого, разделения их.

Концепции чисто эмоционального понимания  эмпатии преобладали в зарубежной психологии до 40-х годов.

В отечественной  психологии  термин «эмпатия» утвердился  только в 70-е годы благодаря исследованиям Т. П. Гавриловой, где поначалу также преобладала эмоциональная трактовка. Она выделила 2 вида эмпатии:

- сопереживание  – переживание индивидом тех  же чувств, которые испытывает  другой;

- сочувствие – отзывчивое, участливое  отношение к переживаниям, несчастью  другого.

Другие отечественные исследователи  выделяют триаду: сопереживание, сочувствие, содействие.

И. Г. Петерсон, А. В. Петровский. Н. М. Сарджвеладзе, П. В. Симонов выделяют не только когнитивный и эмоциональный, но и поведенческий компоненты эмпатического взаимодействия. Такой подход получил распространение в отечественной психологии и является вполне обоснованным при анализе социально-психологических аспектов эмпатии.

Постепенно, по мере утверждения понятия  эмпатии в психологии, взгляд на её природу и содержание эмпатического процесса становится шире. В 1934 году появляется одно из наиболее распространённых определений эмпатии как «способности принять роль другого человека» (Дж. Мид). Здесь говорится уже не об эмоциональной реакции на переживания другого, а о когнитивной реконструкции внутреннего мира другого, идентичности  ментальных процессов субъекта и объекта эмпатии, способности предсказывать поведение других людей.

Для так  понимаемых процессов исследователи  Даймонд, Бронфенбреннер выделяют новые виды эмпатии – когнитивную, предиктивную. Но всё-таки большинство авторов начинает определять её как целостный процесс проникновения во внутренний мир другого и понимания его. «Эмпатия – особый психический акт, целостное образование когнитивных, эмоциональных и моторных компонентов, суть которого – проникновение во внутренний мир другого человека».

Наибольший  импульс развитию представлений  об эмпатии во второй половине ХХ века был дан гуманистической психологией, в первую очередь К. Роджерсом.

Центральная гипотеза клиент-центрированного подхода К.Роджерса может быть кратко сформулирована так: «человек в самом себе может найти огромные ресурсы для самопознания, изменения Я-концепции, целенаправленного поведения, а доступ к этим ресурсам возможен только при соблюдении трёх условий, которые способствуют созданию фасилитирующего психологического климата»(19, с.48). Эти условия - эмпатия психотерапевта, его подлинность (конгруэнтность) и безусловное принятие клиента.

Заканчивая  рассмотрение эмпатии в контексте гуманистической психологии К. Роджерса, нельзя не затронуть существенный момент, в настоящее время оспариваемый некоторыми его последователями. Речь идёт о переносе принципов клиент-центрированного подхода в психотерапии на другие виды общения - педагогическое, семейное, деловое, политическое и т.п. 

К. Роджерсом и его сторонниками были проведены масштабные исследования, доказывающие эффективность действия триады терапевтических условий – эмпатии, подлинности (конгруэнтности), безусловного принятия – в других сферах. И в то же время многие авторы считают неправомерным прямо переносить принципы помогающих отношений в психотерапии, где один постоянно ожидает и принимает помощь, а другой постоянно оказывает её, на другие виды отношений, отличительной чертой которых в подавляющем большинстве случаев является равенство партнёров.

В связи  с этим встаёт вопрос о реальном вкладе и значении представлений  об эмпатии, сформированных в русле клиент-центрированного подхода, для «общей психологии» эмпатии.

Признавая эмпатию одним из важнейших феноменов человеческого общения, Т. Д. Карягина фиксирует её «статус» и специфику в сравнении с другими процессами межличностного познания следующим образом:

1.Эмпатия – это процесс, позволяющий  понимать другого. Таким образом,  эмпатия является одним из механизмов межличностного познания.

2.Эмпатия  – это особый вид соучастия  в переживаниях другого, базирующийся  на глубинной гуманистической  установке, позволяющий особым  образом строить общение. И  в обыденной жизни, и в практике  «помогающих» профессий эмпатия может являться целенаправленной деятельностью.

3.Эмпатия  - это свойство личности.

4.Эмпатия  – понимание другого «изнутри»,  из его внутренней системы  координат. Как указывает Ф.  Е. Василюк, для спецификации различных видов понимания необходимо определить особенности контекстов понимания. Таким контекстом  при эмпатии является собственная феноменологическая перспектива партнёра по общению (или внутренний аспект его жизненного мира). Этим эмпатия отличается от других процессов межличностного познания – проекции, интерпретации, каузальной аттрибуции и т.п.

Безусловно, пытаясь понять другого эмпатически, проникая в его внутренний мир,  нельзя полностью освободиться от влияния собственных стереотипов и предубеждений,  теоретических представлений, «проблемных мест» своего личного, профессионального опыта. Здесь важна способность субъекта эмпатии к рефлексии того контекста понимания, который преобладает в конкретной ситуации.

Настоящая,  глубинная эмпатия является не таким уж частым, трудным для того, кто стремиться понимать другого человека, явлением. Но значение её для роста и развития, эмоционального благополучия, причём, и эмпатизируемого, и эмпатизирующего, трудно переоценить.

          В целом, эмпатия — это социально-психологическое свойство личности. Оно представляет собой совокупность социально-психологических способностей индивида, посредством которых данное свойство раскрывается как объекту, так и субъекту эмпатии. В ряд таких способностей входят:

  • способность эмоционально реагировать на переживания другого,
  • способность распознавать эмоциональные состояния другого и мысленно переносить себя в мысли, чувства и действия другого,
  • способность использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого человека.

Существуют  различные критерии выделения видов  и форм эмпатии. В качестве примеров таких критериев можно назвать:

1) модальность  ведущего компонента в структуре эмпатии. Согласно данному критерию различают эмоциональную, когнитивную и поведенческую эмпатию. К. Роджерс, Труакс определили обязательный коммуникативный компонент эмпатии как способность передавать партнёру понимание его переживания или внутренней ситуации. Киф и Баррет-Леннард включили в свои модели эмпатии фазу выражения, передачи понимания на доступном языке, вербально или невербально.

2) генезис эмпатии (на основе этого критерия выделяют глобальную, эгоцентрическую и просоциальную эмпатию);

3) критерий  диспозиционности эмпатии (личностная и ситуативная эмпатия);

4) критерий  уровня развития эмпатии (элементарно-рефлекторные и личностные формы эмпатии).

 

 

2. Функции эмпатии в межличностном общении

Как пишет  А. И. Волкова, в психологии отсутствует  общепринятое определение общения. Как правило, дается описательное определение, указывающее на основные функции  или стороны общения. В качестве примера она приводит следующее  безымянное определение: «Общение —  это «сложный и многогранный процесс, который может выступать в  одно и то же время и как процесс  взаимодействия индивидов, и как  информационный процесс, и как отношение  людей друг к другу, и как процесс  взаимовлияния друг на друга, и как  процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга».

Наличие у человека потребности в общении  делает общение и связанное с  ним отношение к людям одной  из ведущих ценностей человека. При  этом, чем ниже уровень группы в  социальной иерархии, тем больше присутствие  ценностей духовных взаимоотношений.

Несмотря  на то, что в последние годы, как  отмечает Н. А. Журавлева, у россиян  возросли прагматические ценности, обнаруживается тенденция возрастания значимости и таких альтруистических ценностей  как терпимость, чуткость, счастье  других.

Эмпатия присутствует во всех видах межличностного общения. Оно является той базовой социально-психологической средой, в которой эмпатия зарождается, развивается и проявляется. Взаимосвязь между общением и эмпатией прослеживается в тех функциях, которые эмпатия, как свойство личности, выполняет в общении. Рассмотрение функций эмпатии в общении может быть осуществлено:

  1. во-первых, опираясь на понимание трехсторонней структуры общения;
  2. во-вторых, обозначая участников общения как субъекта и объекта эмпатии.

В психологических  исследованиях традиционно обращаются к анализу роли эмпатии в социально-перцептивной стороне общения. В них указывается, что эмпатия способствует более эффективному познанию людьми друг друга и, в частности, их эмоциональных состояний и переживаний. Эмпатия уменьшает эффект искажения восприятия другого, рождаемый атрибутивными процессами, и сопровождает формирование более точного первого впечатления.

Роль  эмпатии в организации коммуникативной стороны общения заключается в предоставлении особого, основанного на вчувствовании, способа получения, обработки и проверки достоверности информации. Эмпатия влияет на сбор и анализ информации двумя способами:

1) мотивируя  индивида на получение какой-либо  информации с целью усиления  собственной вовлеченности в  процесс общения; 

2) действуя  в качестве обратной связи  на уже собранную информацию.

В интерактивной  стороне общения эмпатия выступает как регулятор взаимодействия, обеспечивая оценки и прогноз наиболее адекватных способов поведения в соответствии с эмоциональным состоянием участников.

Эмпатия также выполняет функцию корректировки выбранных способов взаимодействия на основе эмпатийной обратной связи. Корректировка осуществляется в сторону наиболее комфортных и наименее дистрессирующих способов поведения.

Функции эмпатии в жизни конкретного человека следующие:

1) эмпатия, исходящая от субъекта эмпатии, увеличивает его способность убеждать;

2) она  помогает преодолеть психологическую защиту другого;

3) расширяет  представление о жизни других;

4) обогащает  собственный эмоциональный опыт;

Информация о работе Развитие представлений о роли и значении эмпатии в общении