Развитие отечественной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:48, контрольная работа

Описание работы

История развития психологии в СССР освещалась в многочисленных публикациях, в учебных пособиях, посвященных систематическому изложению основных проблем данной научной дисциплины. Речь шла о так называемой «психологической социальной психологии», тогда как «социологическая социальная психология» оставалась как бы на заднем плане. Сегодня, когда обе ветви социально-психологического знания получили в нашей стране права гражданства, уместно обратиться к некоторым историческим этапам их взаимодействия.

Содержание

1.Введение……………………………………………..стр. 2
2. Общий обзор развития отечественной психологии…….стр. 3-6
3. Зарождение отечественной психологии.
Две тенденции в ее развитии……………………………..стр. 7-12
4. Психология в 20-40-е годы 20 века………………………стр.13-15
5. Психология во второй половине 20 века………………...стр. 16
6. Заключение………………………………………………...стр. 17
7. Список использованной литературы…………………….стр. 18

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по психологии.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

     Так как направление, ориентированное на немарксистскую философию, не могло полноценно развиваться в новой социальной действительности, ведущими течениями, которые в это время развивались в России, стали учение о поведении, основы которого были заложены Сеченовым, а также педология и психотехника, ориентированные на практическое использование психологии в новой школе и на новом производстве.

     Продолжателем направления , заложенного Сеченовым, стал физиолог И.П. Павлов. Отношение Павлова к психологии изменялось в различные периоды творчества. Какое-то время он считал, что областью психологии является внутренний мир сознания субъекта, и на этом основании запрещал сотрудникам использовать психологические понятия, чтобы не отступать от строго объективного объяснения наблюдаемых фактов, и даже штрафовал за это. В итоговых же работах он исходил из того, что условный рефлекс следует считать не только физиологическим, но и психологическим явлением. Физиологическое понятие о временной связи он отождествлял с психологическим понятием об ассоциации. В психологическом же сообществе учение Павлова было повсеместно оценено как основа всех наук о поведении.

     В годы сталинского тоталитаризма Павлов мужественно и последовательно выступал против идеологических репрессий, отстаивая право личности на свободу и независимость от партийно-государственного диктата. Павлов создал крупнейшую международную научную школу. Ему единственному учеными было присвоено звание старейшины физиологов мира.

     Одновременно с Павловым свою концепцию объективной психологии выстраивал В.М. Бехтерев. Разрабатывая свою объективную психологию как психологию поведения, основанную на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики, Бехтерев тем не менее не отвергал сознание. В отличии от бихевиористов он включал его в предмет психологии, так же как и субъективные методы исследования психики, в том числе самонаблюдение. Основные положения новой науки изложены им в работах «Объективная психология» и «Общие основания рефлексологии».

     Одним из самых выдающихся отечественных физиологов, оказавшим существенное влияние на развитие психологии, был А.А. Ухтомский. Он разработал чрезвычайно важную категорию как физиологической, так и психологической науки – понятие о доминанте. Это понятие позволило трактовать поведение организма системно, в единстве его физиологических и психологических проявлений.

     Если Павлов и Бехтерев в основном интересовались схемой формирования и подкрепления определенных форм поведения, то другой ученый – Н.А. Бернштейн обратился к проблеме регуляции поведения и изучению механизмов построения движения. Тем самым были открыты подходы к современной трактовке поведения, новые области в нейрофизиологии и учении о психической регуляции движения живых существ.

     Свою модификацию науки о поведении предложил К.Н. Корнилов, который стремился соединить достижения объективной и экспериментальной психологии, сделав их методологической основой диалектический материализм. Основным элементом психики Корнилов предложил считать реакцию, в которой объективное и субъективное нераздельно слиты. Реакция наблюдается и изменяется объективно, но за этим внешним движением скрыта деятельность сознания. В отличие от рефлекса реакция, по мысли Корнилова, неразрывно связана с активностью живого существа, являясь не отдельной составляющей поведения, но отражением его целостности и направленности на объекты внешнего мира. Именно таким образом данные, полученные при исследовании рефлексов, могут быть связаны с результатами интроспекции.

     В это время перед психологией была поставлена задача воспитания нового человека. Начало 20-х годов связано с зарождением новой школы и новых трудовых коллективов, формирования новых методов обучения в школе и на производстве. В этой обстановке и происходило интенсивное развитие психологии и психотехники, которые были призваны помогать построению нового общества.

     После 1930 года усилились нападки на педологию и психотехнику, связанные как с их действительными, так и с мнимыми ошибками. Справедливые критические замечания вызывали отсутствие квалифицированных психологов-практиков, разница в уровне теоретических исследований и практическом применении их результатов на местах.  Изменившиеся социальные условия заставляли психологов пересматривать свои теоретические позиции, приводили к новым дискуссиям, совершенно отличным от дискуссий 20-х годов, так как целью их являлось уже не обсуждение научных вопросов, а поиск правых и виноватых. В результате таких обсуждений в психологических журналах и газетах стали появляться первые покаянные статьи и речи ученых.

     В 20-30-е годы не только не прекратилось, но и активно продолжалось. В это время были заложены основы советской психологии, добившейся значительных успехов в изучении процесса становления психики, получены важные материалы о развитии познавательных процессов, индивидуальных особенностях людей и особенностях их общения. Такая высокая продуктивность связана с тем, что новая психология строилась на базе тех достижений, которые были достигнуты российской наукой в начале 20 века. Прежние традиции и школы в это время еще не были забыты, идеи, заложенные учеными на рубеже 19-20веков, продолжали жить и развиваться и в учении о поведении, и в психологии социального бытия Шпета, и в педологии и психотехнике. Однако, несмотря на трудности, психологические исследования не прекращались. Работы отечественных психологов принесли огромную пользу во время войны, а с 50-х годов психология получала все большее распространение, появлялись новые исследования, расширялся круг изучаемых вопросов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Психология во второй половине 20 века.

 

     В тот период развитие психологии во многом определялось идеями, заложенными в работах Бехтерева и Выготского. В трудах учеников и сотрудников Бехтерева-Б.Г. Ананьева и В.Н. Мясищева закладывались основы комплексного исследования человека, его психофизической природы, его отношение с миром.

     В 20-е годы Мясищев открыл важные закономерности становления индивидуального стиля деятельности, выделил и описал несколько типов личности. Он доказывал, что психология личности должна основываться на данных типологии и дифференциальной психологии. Не прекращались и его исследования психологии личности. Мясищевым был предложен новый подход, названный им психологией отношений.

     Оригинальную концепцию деятельности предложил А.Н. Леонтьев. Первые его исследования проводились совместно с А.Р. Лурией и были посвящены проблеме аффективных реакций. Глубокое влияние на Леонтьева оказала встреча с Л.С. Выготским. Их совместная деятельность , дискуссии, работа по экспериментальному исследованию памяти формировали когнитивный стиль научной школы, которая сохранилась и после смерти Выготского. Однако в собственных работах Леонтьев сосредоточился на вопросе о связи сознания и предметной, практической деятельности. Огромное значение для развития психологии имела деятельность Леонтьева на посту декана факультета психологии Московского университета – факультета. Эта деятельность Леонтьева способствовала широкому распространению психологии, появлению новых поколений теоретиков и практических психологов.

     Свою школу создал и А.Р. Лурия. С самого начала в центре его исследовательских интересов была проблема взаимосвязи личности и культуры. В дальнейшем он был приглашен в Психологический институт, одновременно работал в Государственном психоаналитическом институте, в Русском психоаналитическом обществе. Совместно с Выготским он разработал новую теорию организации и развития психической деятельности, названную культурно-исторической. Всемирную славу принесли Лурии его работы по изучению влияния аффективных реакций человека на стрессовые ситуации. В дальнейшем он сосредоточился на выяснении того, как изменялся строй психической жизни человека в результате овладения знаковыми средствами. Наряду с общей психологией Лурия занимался детской, в частности соотношением между наследственностью и средой. Большую известность в этом плане приобрели его исследования близнецовой пары, в которых сравнивались психические функции близнецов. Центральное место заняли проблемы психологии запоминания.

 

 

Заключение

 

     Таким образом, можно выделить несколько основных особенностей

Российской психологии, которые характеризуют ее состояние на всем пути развития. Идеологические установки интеллигенции, развитие народничества привели к исследованию взаимоотношений и ценностных установок разных социальных групп, прежде всего власти, интеллигенции и народа. Стремление к просвещению народных масс, а также тот факт, что развитие психологии в России направлялось не университетскими кафедрами, как на Западе, а общественной ситуацией, способствовали ориентации на практику, стремление не столько решать теоретические проблемы, сколько разрабатывать их практическое применение в реальной жизни. Отсутствие развитого гражданского общества, замкнутость небольшого слоя образованных людей, занимавшихся научными исследованиями в России, стали основой социальной ангажированности, идеологизации науки. Универсализм и антропологизм отечественной науки также во многом являются следствием ее социально-исторического развития. Это подтверждается и тем фактом, что некоторые из перечисленных особенностей свойственны и европейской науке. Влияние ментальности сказывается в том, что в научной проблематике центральными вопросами являются этические, а не познавательные, как в западной психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для ВУЗов.-М.: Аспект Пресс, 1997.

Марцинковская Т.Д. История психологии: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Петровский А.В. История советской психологии.-М., 1967.

     

 

             

7

 



Информация о работе Развитие отечественной психологии