Развитие мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:02, реферат

Описание работы

Мышление – активный процесс отражения объективного мира в человеческом мозгу в форме суждений, понятий, умозаключений. Мышление как социально обусловленный психический процесс неразрывно связано с речью (и языком). В отличие от ощущений, восприятий и представления мышление есть процесс обобщённого и опосредованного отражения действительности

Содержание

Введение
Сущность мышления как познавательного процесса
Типы и виды мышления
Индивидуальные особенности мышления
Речь как инструмент мышления
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

развитие мышления.docx

— 33.38 Кб (Скачать)

Широта – способность видеть проблемы многосторонние, во взаимосвязи с другими явлениями.

Быстрота – скорость решения задач, лёгкость в воспроизведении идей.

Оригинальность  – способность производить новые идеи, отличные от общепринятых.

Пытливость – потребность всегда находить наилучшее решение поставленных задач и проблем.

Критичность – объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы и решения.

Торопливость – непродуманность аспектов всестороннего исследования проблемы, выхватывание из неё лишь отдельных сторон, высказывание неточных ответов и суждений.

Мышление носит  потребностно - мотивированный и целенаправленный характер. Все операции мыслительного  процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, её целями и задачами. Нельзя забывать, что мыслит не мозг сам по себе, а человек, личность в целом. Большое значение имеют  активное стремление человека к развитию своего интеллекта и готовность активно  использовать его в полезной деятельности.

Одной из сложных  проблем обучения в школе и  вузе (особенно техническом) является акцент на развитие формально –  логического мышления в ущерб  мышлению образному. В результате учащиеся и студенты становятся как бы закрепощёнными собственным формально – логическим мышлением: стремление к творчеству, высокие духовные запросы кажутся  некоторым из них абсолютно ненужными. Необходимо, чтобы оба этих типа мышления развивались гармонично, чтобы  образное мышление не оказывалось скованным  рассудочностью, чтобы не иссякал  творческий потенциал человека. По мнению Д. Гилфорда, творческое мышление имеет следующие особенности:

  • оригинальность и необычность идей, их интеллектуальная новизна;
  • способность проявления семантической гибкости, т.е. умение видеть объект под новым углом зрения;
  • образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие, чтобы видеть все стороны объекта, скрытые от наблюдения;
  • семантическая спонтанная гибкость при сопоставлении различных идей.

Серьёзным препятствием на пути к творческому мышлению становятся приверженность старым методам решения: склонность к конформизму, боязнь показаться глупым и смешным, экстравагантным  и агрессивным; страх ошибиться  и страх критики; завышенная оценка собственных идей; высокий уровень  тревожности; психическая и мышечная напряжённость.

Условиями успешного  решения творческих задач являются более частое обнаружение и применение новых способов; успешное преодоление  сложившихся стереотипов; умение идти на риск, освободившись от страха и  защитных реакций; сочетание оптимальной  мотивации и соответствующего уровня эмоционального возбуждения; разнообразие и разнонаправленность знаний и  умений, ориентирующих мышление на новые подходы.

3. РЕЧЬ КАК ИНСТРУМЕНТ  МЫШЛЕНИЯ

Мышление органично  связано с речью и языком. Их возникновение и развитие знаменуют  собой появление новой особой формы отражения действительности и управления ею. Важно отличать язык от речи. Язык – это система  условных символов, с помощью которых  передаются сочетания звуков, которые  имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система  письменных знаков. Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл  и то же значение, что и соответствующая  им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь – индивидуальна. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых  данные особенности речи характерны; язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причём не только ныне живущих людей, но и  предшествующих поколений. Речь без  усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным  ни с его психологией, ни с его  поведением.

Связующим звеном между языком и речью выступает  значение слова, поскольку оно выражается как в единицах языка, так и  в единицах речи.

Речь выполняет  ряд функций:

  1. выражает индивидуальное своеобразие психологии человека;
  2. выступает носителем информации, памяти и сознания;
  3. является средством мышления;
  4. выступает регулятором человеческого общения и собственного поведения;
  5. является средством управления поведением других людей.

Главная функция  речи у человека состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове как понятии заключено  гораздо больше информации, чем может  нести в себе простое сочетание  звуков. Тот факт, что мышление человека неразрывно связано с речью, прежде всего доказывается психофизиологическими  исследованиями участия голосового аппарата в решении умственных задач. В самые сложные и напряжённые  моменты мышления у человека наблюдается  повышенная активность голосовых связок. Эмоционально – мыслительные вспышки, как правило, вызывают повышение  речедвигательной активности. В этих случаях мыслительные операции и  речедвигательные реакции выполняются  в единстве и взаимозависимости. В речевом мышлении постоянно  объединены слово и мысль.

Однако мышление и речь имеют разные генетические корни. Речь как средство мышления и  общения выполняет в основном коммуникативную функцию. Все её виды развивают речевое мышление и интеллект личности. Развитие речи зависит от развития мышления и мотивации  человека: оно идёт от мысли к  внутренней речи, предложениям и фразам, ключевым словам, звукам и наоборот. В этом состоит суть восприятия речи и её перевода в мысль. Речь должна быть синтаксически и грамматически  структурированной, доступной, яркой  и доказательной. Освоение речи сводится к научению всем её элементам: чёткой артикуляции звуковых сигналов, освоению слов, фраз, простых и развёрнутых  предложений. В этом суть психологической  модели порождения и функционирования речи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Центральное место  в жизни человека занимает решение  тех или иных задач, возникающих  в ходе процесса его деятельности. Человек часто имеет дело с  проблемными ситуациями, он должен осмыслить их, выявить задачу и  найти пути её решения.

Для развитого  практического интеллекта характерно умение «быстро разбираться в  сложной ситуации и почти мгновенно  находить правильное решение», т.е. то, что обычно называется интуицией, в которой своеобразно соединены образное (наглядное) и словесно-логическое мышление.

Процесс активного  мышления включает в себя умение внимательно  слушать и способность ясно и  чётко излагать свои мысли. Он позволяет  изыскивать оптимальные пути для  достижения максимальных результатов  и больших выгод при меньших  затратах и усилиях. Он приводит идеи в действие, а в итоге – хорошее  управление коллективом.

Процесс активного  мышления – это привычка. Для  выработки такой привычки, как  и всякой другой, нужны постоянное внимание и практика.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Брунер Д.С.  Психология познания. – М., 1997.

2. Николаенко  В.М., Залесов Г.М. и др. Психология  и педагогика. – Москва – Новосибирск, 1999.

3. Основы инженерной  психологии. М.,»Высшая школа», 1997

4. Петухов В.В.  Психология мышления. – М., 1989.

5. Пиаже Ж.  Психология интеллекта. – М., 1979.

6. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. – Ростов н./Д.: Изд-во «Феникс», 1997

Информация о работе Развитие мышления