Развитие мышления и речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:49, доклад

Описание работы

В формировании и развитии мышления условно можно выделить несколько этапов. Границы и содержание этих этапов неодинаковы у разных авторов. Это связано с позицией автора по данной проблеме. В настоящее время существует несколько наиболее известных классификаций этапов развития мышления человека. Все эти подходы имеют определенные отличия друг от друга. Однако среди общепризнанных концепций и учений можно найти и общее.

Работа содержит 1 файл

Расчетно - графическая работа.docx

— 36.43 Кб (Скачать)

И наконец, на третьей стадии происходит образование настоящих понятий. Эта стадия также включает в себя несколько ступеней: потенциальные  понятия (выделение группы предметов  по одному общему признаку); истинные понятия (выделение существенных признаков  и на их основе объединение предметов).

В последние годы появился целый  ряд новых концепций развития мышления. Активное формирование новых  подходов наблюдается в рамках разработки проблемы искусственного интеллекта. Одной из наиболее ярких концепций  такого типа является информационная теория интеллектуально-когнитивного развития, предложенная Кларом и Уоллесом. Авторы данной теории предполагают, что ребенок с рождения обладает тремя качественно различными иерархически организованными типами продуктивных интеллектуальных систем. К их числу относятся: система обработки воспринимаемой информации и переключения внимания с одного ее вида на другой; система, ответственная за постановку целей и управление целенаправленными действиями; система, отвечающая за изменение существующих систем первого и второго типов и создание новых подобных систем.

В рамках данной теории был выдвинут ряд гипотез, касающихся особенностей функционирования систем третьего типа. В том числе:

1. В период, когда обработка поступающий  извне информации не производится (например, человек спит), системы  третьего типа занимаются переработкой  ранее поступившей информации. Причем  эта процедура всегда предшествует  умственной активности.

2. Цель этой переработки заключается  в выявлении следствий предыдущей  активности, являющихся наиболее  устойчивыми, а также в определении  характера согласованности между  вновь выявленными устойчивыми  элементами.

3. На основании осуществленных  выше операций на последующем  этапе происходит порождение  новой системы первого или  второго типа.

4. Формируемая новая система  более высокого уровня включает  в себя в качестве элементов  предшествующие системы.

В заключении этого раздела следует отметить, что, несмотря на достигнутые успехи в изучении проблемы мышления человека, перед современными исследователями стоит целый ряд вопросов, на которые психологическая наука пока не может дать ответа. Проблема выявления закономерностей возникновения, формирования и развития мышления по-прежнему остается одной из наиболее актуальных в психологии.

 

Развитие речи.

Современному  состоянию речи как универсальному средству общения предшествовал длительный процесс филогенетического развития человека. Следует отметить, что речь — это специфически человеческая деятельность. Речь, а вместе с ней и язык возникли впервые лишь в человеческом обществе. Возможно, возникновение речи было связано со способностью человека трудиться, так как в процессе коллективного труда возникла необходимость координировать совместные усилия участников трудового процесса.

У современной  науки есть основание полагать, что  первым средством общения была комплексная кинетическая речь. Предполагается, что эта форма речи, связанная с первобытным образным мышлением, существовала уже у людей второй межледниковой эпохи, т. е. примерно около полумиллиона лет тому назад. Под комплексной кинетической речью понимается простейшая система передачи информации с использованием движений тела. Эта форма общения очень близка к языку общения животных. С помощью подобного языка первобытный человек мог проявить угрозу или расположение к своему оппоненту, выразить свою обиду и возмущение, а также еще ряд простейших состояний. Конечно, общение использовалось и в процессе совместного труда, однако движения общения и движения, связанные с трудом, скорее всего, не имели четкой дифференциации.

Дальнейший  этап в развитии речи был связан с постепенным отделением речевых движений от трудовых действий и их специализацией в качестве средств общения, т. е. превращением их в жесты. Подобное разделение движений па речевые и трудовые было вызвано усложнением трудовой деятельности людей. В результате возник специализированный ручной язык и ручная (кинетическая) речь.

Таким образом, рука человека оказалась главным  средством труда и общения. Ее господство сохранялось на протяжении сотен тысяч лет, пока человек  не стал использовать для общения  звук, а не жесты. Однако бесспорно, что на протяжении всего этого времени рука человека получила максимальное развитие и стала универсальным инструментом человека.

Переход к собственно звуковой речи, вероятно, начался более 100 тысяч лет назад, в четвертую ледниковую эпоху. Скорее всего, это было связано с развитием  производства и первичным разделением  труда. Возникла существенная потребность в речи, с помощью которой предметы и явления могли бы обозначаться гораздо более точно — в системе расчлененных понятий. Этому требованию ручная речь уже не могла соответствовать, поэтому все более стала возрастать роль связанных с ручными жестами звуков голоса.

Можно предположить, что развитие голосовых звуков началось задолго до возникновения потребности в общении с помощью звуков. Это происходило потому, что в процессе общения жесты рук сопровождались определенными нечленораздельными голосовыми восклицаниями. Постепенно речевые звуки развивались и становились все более членораздельными. Со временем речевые звуки смогли взять на себя все те функции, которые выполняла кинетическая речь, и более того, обеспечить дальнейшее развитие человеческой речи. В результате язык и речь поднялись на новую ступень развития — на ступень звуковой членораздельной речи, что стало подлинной революцией в развитии человечества, суть которой заключалась в том, что звуковая речь и мышление смогли отделиться от непосредственного действия.

Звуковая  речь сразу не была столь совершенной, какой является сейчас. Скорее всего, после своего возникновения звуковая речь длительное время оставалась близкой но своему содержанию к кинетической речи. Первоначально слова, как и жесты рук, имели весьма общие, расплывчатые значения. Одно и то же слово могло использоваться для обозначения разных по содержанию предметов. Подобное явление получило название первобытного полисемантизма, или многозначности слов.

С определенной уверенностью можно полагать, что  первые слова заменяли целые предложения. Вероятнее всего, что на первом этапе  возникновения и развития звуковой речи не было ни глаголов, ни существительных, ни других частей речи. Поэтому первые речевые формы были весьма примитивны. В них не содержалось ни скрытого смысла, ни контекста. Речь использовалась только для передачи какой-либо информации и не была связана с передачей эмоционального состояния говорящего. Затем под влиянием труда происходило развитие значений слов. Слова не только приобретали более конкретное смысловое значение, но и дифференцировались по грамматическим формам. Все это привело к формированию языка со сложной морфологией и сложным синтаксисом.

Следующим этапом развития речи явилось создание письменности. Письменная речь, как и устная, в своем развитии пережила ряд этапов. Вначале письменные знаки возникли и развивались под влиянием кинетической речи, а позднее, с возникновением звуковой речи, письменные знаки стали отражать смысл звуков, что привело к возникновению письма современного буквенно-фонетического типа.

 

Связь мышления и речи

Мышление взрослого, нормального  человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые  произносим вслух или проговариваем  про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково  хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком  языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.

Специальными приборами можно  зарегистрировать скрытые речевые (артикуляционные) микродвижения губ, языка, гортани, всегда сопровождающие мыслительную деятельность человека, например, при решении различного рода задач. Только глухонемые от рождения люди, не владеющие даже кинетической («ручной») речью, мыслят на основе образов.

Иногда может показаться, что  мысль существует вне словесной  оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. Но это означает, что мысль еще неясна себе самому, что это

скорее не мысль, а смутное общее  представление. Ясная мысль всегда связана с четкой словесной формулировкой.

Неправильно и противоположное  мнение о том, что мысль и речь по существу одно и то же, что мышление — это речь, лишенная звучания («речь  минус звук», как считают некоторые  буржуазные ученые), а речь—«озвученное мышление». Это мнение ошибочно хотя бы потому, что одну и ту же мысль можно выразить на разных языках сотнями разных звукосочетаний. Известно также, что существуют слова-омонимы (слова с одинаковым звучанием, но разным смыслом: «корень», «коса», «ключ», «реакция» и т. д.), т. е. одно и то же слово может выражать разные мысли, разные понятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Мышление – это сложный умственный процесс, развитие которого происходит на протяжении всей жизни. Я рассмотрел развитие мышления на основе работ двух ученых: П. Я. Гальперина и Ж. Пиаже.

 В теории П. Я. Гальперина  так же, как и в теории Ж.  Пиаже, исходным пунктом развития  мышления служит предметное действие. субъекта. Однако понимание действия в обеих теориях различно.

Ж. Пиаже характеризует действие как процесс преобразования исходного  материала и достижения определенного  результата. Самым важным моментом в этой объективной характеристике действия Ж. Пиаже считал сам процесс  преобразования.

П. Я. Гальперин предложил иной путь - он рассматривает действие как  объективный процесс, содержание и  форма которого наперед заданы. Объективно существует образец действия и образец продукта, которым оно должно соответствовать. Кроме того, объективно существует план достижения этого продукта, которому действие должно следовать для того, чтобы быть успешным.

Речь является основным средством человеческого общения. У современной науки есть основание полагать, что первым средством общения была комплексная кинетическая речь. Предполагается, что эта форма речи, связанная с первобытным образным мышлением, существовала уже у людей второй межледниковой эпохи, т. е. примерно около полумиллиона лет тому назад. Дальнейший этап в развитии речи был связан с постепенным отделением речевых движений от трудовых действий и их специализацией в качестве средств общения, т. е. превращением их в жесты. Затем состоялся переход к звуковой речи. Звуковая речь сразу не была столь совершенной, какой является сейчас. Следующим этапом развития речи явилось создание письменности.

Таким образом, человеческая речь, как и человеческое мышление, является продуктом общественно-исторического  развития, в ходе которого речь стала  выполнять ряд функций и заняла одно из самых значимых мест в психической и социальной жизни человека.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
  2. Мышление: процесс, деятельность, общение / Под ред. А.В. Брушлинского. – М.: Наука, 1982. – 387 с.
  3. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления (формирование элементов научного мышления у ребенка). – М.: Изд-во МГУ, 1972. – 152 с.
  4. А.Э. Симановский "Развитие творческого мышления у детей-дошкольников" Ярославль 1999. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления (формирование элементов научного мышления у ребенка). – М.: Изд-во МГУ, 1972. – 152 с.
  5. «Речь и мышление ребенка» Ж. Пиаже - СПБ, 1997 г.
  6. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. М., 1994.

Информация о работе Развитие мышления и речи