Развитие лидерских качеств

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:06, контрольная работа

Описание работы

Вся жизнь человека протекает в социальном контексте, он живет и действует в составе разнообразных групп и, следовательно, всю жизнь испытывает влияние всевозможных формальных и неформальных лидеров; ими могут быть люди разных личностных качеств и общественного положения старший в семье, капитан дворовой хоккейной команды, учитель, тренер, главарь преступной группы, армейский старшина, бригадир, начальник отдела, художественный руководитель, заведующий кафедрой и так далее. Феномен лидерства остается изученным далеко не полностью на сегодняшний день, и исследования в этой области не прекращаются.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................ 3
Глава 1. РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ
1.1. Лидерские качества ........................................................................ 4
1.2. Психологические тренинги для развития лидерских качеств…..8
Список литературы............................................................................... 18

Работа содержит 1 файл

3 Психология управления.doc

— 94.50 Кб (Скачать)
    

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ИНСТИТУТ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных кадров

Кафедра «Государственного и муниципального управления и права»

 
 
 

Контрольная работа  

По дисциплине: Психология управления  

Тема№32: Развитие лидерских качеств 

                    ВЫПОЛНИЛ:        Студент 4 курса     Спец. ГМУ (уск. з/о)    Зач.кн.№ ________ Колкотин М.Ю.

                    ПРОВЕРИЛА: Черепанова В.Н.    
                     
                     

Тюмень 2011 
Содержание
 

    ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................ 3

    Глава 1. РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ

    1.1. Лидерские качества ........................................................................ 4

    1.2. Психологические тренинги для  развития лидерских качеств…..8                 

    Список  литературы............................................................................... 18 

 

ВВЕДЕНИЕ 

    Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые  ее участники начинают играть более  активную роль, чем другие, им оказывают  предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путем происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров и последователей. По мере количественного роста группы и, что особенно важно, ее стабилизации, среди членов группы складывается ранговая иерархия, и роль лидера приобретает решающее значение в деятельности группы.

    Вся жизнь человека протекает в социальном контексте, он живет и действует  в составе разнообразных групп  и, следовательно, всю жизнь испытывает влияние всевозможных формальных и неформальных лидеров; ими могут быть люди разных личностных качеств и общественного положения старший в семье, капитан дворовой хоккейной команды, учитель, тренер, главарь преступной группы, армейский старшина, бригадир, начальник отдела, художественный руководитель, заведующий кафедрой и так далее. Феномен лидерства остается изученным далеко не полностью на сегодняшний день, и исследования в этой области не прекращаются. 
 
 
 
 

 

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ  

    1.1. Лидерские качества.

    Для понимания того, как развить лидерские  качества, рассмотрим сами качества, корорыми  должен боладать лидер.

    Ниже  представлены результаты исследования особенностей поведения 100 руководителей  высшего звена. Его провели американские психологи Джозеф Кенджеми и Казимир Ковальски. Они обнаружили ряд лидерских качеств, общих для всех успешных топ-менеджеров. Знание данных характеристик будет полезно всем, кто интересуется психологией лидерства и вопросами эффективного руководства организациями. Они предоставляют возможность сравнить реальное поведение и идеальное поведение лидера, помогая тем самым ликвидировать различия между тем и другим.

    Особенности мышления.

    1. Способность к  экстраполяции.  Сильные лидеры не нуждаются в обилии данных. Обладая глубокими и широкими знаниями, они интуитивно понимают, как далеко могут зайти в своей экстраполяции ситуации.

    2. Способность к  разработке нескольких  проблем одновременно. Требуется гибкость, составляющая важнейший аспект поведения лидера.

    3. Устойчивость в ситуации неопределенности. Это одно из главных качеств лидера: ему не страшна неизвестность или отсутствие обратной связи.

    4. Понимание. Успешно действующие руководители высшего уровня обладают высокой восприимчивостью, отличаются развитой интуицией. Они схватывают суть дела интуитивно и быстро.

    Умение  справляться с  агрессией.

    5. Способность брать  управление на  себя. Лидер легко входит в роль руководителя с момента своего назначения, не извиняясь за него и не обращая внимания на претензии тех, кто считал себя кандидатом на данный пост.

    6. Настойчивость. Успешно действующие руководители упорно выполняют задуманное, даже если их точка зрения оказывается непопулярной. Их не пугает несогласие с ними других.

    7. Способность к  сотрудничеству. Успешно выполняющие свои функции лидеры умеют подавлять свою враждебность и действовать эффективно, несмотря на нее. Им удается нивелировать свои неприязненные чувства. Такому руководителю свойственны умение разговаривать с людьми, такт, возможность общения на любом уровне.

    8. Инициативность. Успешно действующий лидер активен. Он ведет в атаку. Когда другие колеблются, он действует. Инициативность такого руководителя включает одно из основных качеств, ведущих к успеху, — способность рисковать.

    9. Энергичность. Руководителю трудно добиться успеха, не обладая выносливостью, без физических и интеллектуальных возможностей. Запас физических и интеллектуальных сил пополняется за счет огромной энергии успешно действующего лидера. Такой руководитель продолжает дело, когда другие уже падают от усталости.

    Управление  эмоциями.

    10. Способность делать  ставку на других. Успешно действующий руководитель охотно передает знания, дает советы, помогает росту других, не жалея на это время.

    11. Сензитивность. Руководители высшего уровня восприимчивы к чувствам других. Им свойственна эмпатия (сопереживание). Они способны поставить себя на место другого и испытать его чувства.

    Лидерство в конкретных областях.

    12. Идентификация себя  с делом. Наиболее успешно действующие руководители способны переносить неудачи без чувства поражения или унижения. Их привлекает сам процесс достижения результата. Лидеры высокого уровня умеют поручать работу другим. Их не привлекает власть как таковая, они скорее заинтересованы в достижении цели. Они знают себе цену и удовлетворены ею, у них полная уверенность в себе.

    13. Способность к  сочувствию. Успешно действующие руководители проявляют сочувствие к другим, не ожидая, что их за это будут любить. Они способны непредвзято и точно оценить своих подчиненных, прекрасно понимая, что невозможно угодить всем. Они умеют сочувствовать человеку, не позволяя при этом сделать себя беспомощными и нетребовательными.

    14. Заинтересованность  в росте организации, а не в собственной карьере. Настоящий лидер обязательно заинтересован в том, что он оставит после себя. Его самое сильное стремление — не к личной власти; ему не нужно, чтобы вся организация подгонялась под его вкусы. Уходя, он хочет оставить результат своей работы, а не унести все с собой.

    15. Независимость. Добивающиеся успеха руководители осознают границы своих возможностей, сотрудничают с другими, прислушиваются к ним, но когда дело доходит до принятия окончательного решения, они проявляют независимость. Приняв решение на основе всех имеющихся в их распоряжении фактов, они придерживаются его. Такого лидера нельзя принудить присоединиться к решению, с которым он не согласен: он скорее подаст в отставку, чем станет делать то, что идет в разрез с его взглядами и убеждениями.

    Личностный  идеал.

    16. Гибкость. Руководителю нет необходимости сосредоточиваться в каждый данный момент на единственной проблеме: он может решать одновременно несколько задач и, когда это необходимо, переключаться с одного направления деятельности на другое. Лидер должен быть открыт для восприятия новых идей, новых способов мышления, новых процессов.

    17. Устойчивость к  стрессу. Лидер умеет заботиться о своем здоровье, как телесном, так и психическом, и справляется со стрессами. Он понимает, что для этого необходимо вести сбалансированный образ жизни, и управляет своей жизнью и своим временем. Успешно действующий руководитель не позволяет обстоятельствам и времени управлять собой.

    18. Наличие цели. Лидер имеет твердые убеждения и ясную цель. Цель есть у его жизни, цель есть у его работы. Просыпаясь, он не просто ждет, что преподнесет ему новый день. Наличие цели предполагает планирование, и каждый день приближает лидера к достижению поставленной цели.

    Лидерство в конкретных областях.

    19. Руководство сообществом.  Руководитель использует свою власть и влияние на благо общества. Он ответственно относится к лежащей на нем ответственности, например, по охране окружающей среды. Лидер отдает свое время, силы и энергию улучшению жизни людей и развитию общества, используя для этого все имеющиеся в его распоряжении ресурсы.

    20. Чувство юмора. Наибольшего успеха добиваются руководители, обладающие чувством юмора. Они способны видеть юмористическую сторону там, где другие видят только трагедию. Они не позволяют неудачам угнетать себя, способны найти в ситуации что-то забавное. Они легко находят разнообразные возможности. Сделав ошибку, они признают ее и готовы посмеяться над собой, а не взваливают вину на других.

    21. Цельность личностного  идеала. Лидер хорошо представляет себе, каков он, к чему стремится, как живет — во всех смыслах слова. Он последователен и постоянно прилагает усилия для того, чтобы его слово не расходилось с делом, чтобы соответствовать своему личностному идеалу. 

    1.2. Психологические тренинги для  развития лидерских качеств.

    Успех каждого из нас зависит только от того, насколько мы сами этого хотим. От качеств, которые мы «культивируем» в себе, от нашей целеустремленности и знаний напрямую зависит наш уровень жизни. Если не достаточно одного понимания, необходимо воспитывать в себе того, кем мы хотим стать.

    Начать  следует, прежде всего, с изменения  своего отношения к окружающему  миру. Это одно из фундаментальных  условий достижения успеха. Можно  вывести несколько основополагающих принципов, работа с которыми поможет  приобрести уверенность в себе, усилить  собственную мотивацию и тем самым привести к успеху и признанию, что так необходимо лидеру.

    Принцип №1. Все, что происходит в моей жизни  – моих рук дело. В том, что  мы что-то не успели или что-то у нас  не получилось, виноваты, в первую очередь, мы. Что следовало бы понять людям с завышенным чувством гордости и достоинства.

    Принцип №2. Умение рисковать. Рисковать осознанно  и оправданно. Суть принципа – рискуйте! Вода не течет под лежачий камень.

    Принцип №3. Устойчивость. Именно устойчивость является одним из главных качеств лидера. Благодаря устойчивости ему не страшны черные полосы жизни, неизвестность и неопределенность. Важно не путать понятия упрямства или упорства с понятием устойчивости. Упрямству сродни слепота и глухота, в то время как устойчивости свойственны расчет и действие.

    Принцип №4. Энергичность и заряженность. Трудно стать лидером, не обладая при  этом достаточными запасами энергии  и выносливости. Излучая уверенность, бодрость и энергию, мы на психологическом  уровне подавляем окружающих, вырисовывая в их подсознании собственное превосходство и лидерство.

    Принцип №5. Целеустремленность. Обязательный атрибут человека, действительно  желающего добиться успеха. Помимо всего прочего целеустремленность качественно отличает лидера от всех остальных. Он отождествляется с собственной целью, всецело посвящая себя процессу ее достижения.

    Принцип №6. Эластичность. Ни в коем случае не имеется в виду «прогибание под  изменчивый мир». Эластичность на самом  деле – ни что иное как понимание, что собственные предпочтения и увлечения иногда перерастают в рамки и ограничения.

    Принцип №7. Коммуникабельность. Комплексное  качество, включающее умение вести  переговоры, умение общаться с подчиненными и руководством, наличие чувства  юмора, способность правильно попросить  об услуге или отдать приказ.

    Принцип №8. Инициативность. Последний по счету, но самый важный принцип любого рода лидерства. Именно инициативная личность первой обращает на себя внимание и  вырисовывается среди серой толпы. Такого рода людям в первую очередь  и присваивается роль лидера.

Информация о работе Развитие лидерских качеств