Развитие личности в теории Эриксона

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:44, реферат

Описание работы

В рамках социального психоанализа большее распространение получила теория Э. Эриксона, где представлены все этапы психосоциального развития личности и этапы ее социализации. В основу выделения этапов Эриксон положил не просто принцип возрастных границ, а свое представление о том, что критерием развития личности и ее перехода от одной стадии к другой выступает так называемая психосоциальная идентичность , под которой он понимает итоговое интегрирующее свойство целостной личности.

Содержание

Введение 3
Развитие личности в теории Э.Эриксона 3
Заключение

Работа содержит 1 файл

Развитие личности в теории Эриксона.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Московский пилотный центр

Вид работы

Творческая работа

Название дисциплины

Психология личности

Тема

Развитие личности  в теории  Э.Эриксона

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

 

Содержание

Введение                                                                                                3

Развитие  личности в теории Э.Эриксона                                             3

Заключение                                                                                            9   

Основная часть

 

Введение

Очень многие последователи после Фрейда пытались пересмотреть психоанализ, чтобы показать значения эго-процессов и проследить их развитие. Самым выдающимся из них был - Эрик Эриксон, последователь З. Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Но он рассматривал развитие ребенка в намного более широкой системе социальных отношений.

В рамках социального психоанализа большее распространение получила теория Э. Эриксона, где представлены все этапы психосоциального развития личности и этапы ее социализации. В основу выделения этапов Эриксон положил не просто принцип возрастных границ, а свое представление о том, что критерием развития личности и ее перехода от одной стадии к другой выступает так называемая психосоциальная идентичность , под которой он понимает итоговое интегрирующее свойство целостной личности.

 

Развитие личности в теории Эриксона

         Описанные Э. Эриксоном все восемь возрастных периодов человека представляют его наиболее важный вклад в теорию личности. Центральным звеном этой теории является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Эти стадии являются результатом развертывания плана личности, которые наследуются генетически и каждая стадия жизненного цикла наступает в отведенное для нее время.

Личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех восьми стадий. Кроме того,  каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом - поворотным моментом в жизни человека, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости личности.

Ниже  описаны стадии развития личности, какими видит их Э. Эриксон.

Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие. Эта стадия соответствует оральной стадии по З. Фрейду и охватывает самый первый год жизни. В этот период вырабатывается общее чувство доверия . Степень развития у ребенка чувства доверия ко всем другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы. Мы рассмотрим первую часть его периодизации развития личности - до 17-20 лет. В это время происходит медленное, постепенное становление главного образования - идентичности личности.

Личность  развивается благодаря включению в различные социальные общности и переживанию своей неразрывной связи с ними.

Ребенку уже приходится выбирать одно из двух полярных отношений – доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д. Когда выбор полностью сделан и закреплено соответствующее качество личности, например, положительное, противоположный полюс отношения продолжает скрыто существовать, и может проявиться значительно позже, когда взрослый человек столкнется с очень серьезной жизненной проблемой.

Вся последовательность проявлений этих полярных личностных новообразований отражена в таблице, которая называется:

Младенческий  возраст - первая стадия развития, возникает доверие или недоверие к миру. Степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям зависит от качества получаемой им материнской заботы.

При прогрессивном развитии личности ребенок  выбирает полностью доверительное отношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, не напряженности внутренних органов, нормальной работе кишечника. Младенец получает от своей матери не только молоко и необходимый ему уход, с ней связано и «питание» миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок.

Таким образом, чувство доверия не зависит  от количества пищи или от проявления родительской нежности; скорее оно связано со способностью матери передать своему ребенку чувство узнаваемости и всего постоянства переживаний.

Проанализировав то, что является причиной кризиса  самого 1-го года жизни,

Эриксон подчеркивал его связь  с качеством материнского ухода. Причиной кризиса является одна из многих форм депривации - ненадежность, несостоятельность матери и отвергание ею ребенка. Это приводит к появлению у него психосоциальной установки страха, подозрительности и опасения за своё полное  благополучие. Эта установка будет проявляться на более поздних стадиях личностного развития. Это самая первая ступень формирования идентичности развивающейся личности.

Возраст игры: воспринимают и людей и считаются с ними и что жизнь для них имеет цель. Возникает установка «Я – то, что я буду». Будет ли у ребенка после прохождения этой стадии чувство инициативы благополучно превосходить чувство вины, в значительной степени зависит от того, как родители относятся к проявлению у него личного волеизъявления. Раннее детство: автономия – стыд и все сомнение. Приобретенное чувство базального доверия подготавливает почву для достижения определенной автономии и самоконтроля, избегания глубокого чувства стыда, сомнения и унижения. Этот период соответствует анальной стадии по Фрейду и продолжается в течение второго и третьего года жизни. В этот период у детей вырабатывается установка «Я – то, что я могу». В качестве второй формы депривации Э.Эриксон называет недостаток материнского внимания, когда ребенок перестает быть для матери главным центром ее внимания. И родители, придерживающиеся противоположных принципов и методов воспитания могут создать для ребенка атмосферу неопределенности, в результате чего у ребенка появляется чувство недоверия.

Положительное психосоциальное качество, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие - недоверие»- надежда, т.е. доверие, уже переходит в способность младенца надеяться.

Дошкольный  возраст, совпадающий с третьей  стадией, Э. Эриксон называл возрастом игры. Ребенок активно познает весь окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых, сложившиеся на производстве и в других сферах его жизни, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обязанности.

Здесь определяющим фактором формирования чувства его инициативы в

значительной степени зависит  от того, как родители относятся  к проявлению у ребенка волеизъявления. Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку своей полной инициативы.

В условиях депривации, когда родители не позволяют действовать детям самостоятельно или наказывают детей в ответ на их потребность любить и получать любовь от родителей противоположного пола , на первый план выходит чувство вины. Тогда поведение ребенка становится агрессивным, он боится постоять и за себя. В группе сверстников такие дети чрезмерно зависят от родителей. Им не хватает целеустремленности и решительности, чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их.

Школьный возраст: трудолюбие – неполноценность. Четвертый период продолжается от 6 до 12 лет и соответствует латентному периоду в теории Фрейда. Период характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлению и дисциплине, а также способностью взаимодействовать со сверстниками в соответствии с предписанными всем правилами. Эго-идентичность ребенка теперь выражается так: «Я – то, чему я научился». Младший школьный возраст - предшествующий половому созреванию ребенка. В это время развертывается четвертая стадия, связанная с воспитанием у детей хорошего трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Школа становится для них «культурой в себе», со своими особыми целями, достижениями и всеми разочарованиями.

Этот период жизни характеризуется  возрастающими способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а также способность взаимодействовать со сверстниками в соответствии с установленными правилами.

Постижение основ трудового  и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и обрести чувство полной компетентности, у ребенка развивается чувство трудолюбия, в процессе освоения технологии своей местной культуры.

Если же достижения не велики, он сильно переживает свою неумелость, неспособность, невыгодное положение среди сверстников и чувствует себя

обреченным быть посредственностью. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности, которое может отбить у ребенка охоту идти учиться дальше. Так же чувство неполноценности может развиться даже в том случае, если дети обнаруживают, что их пол, раса, религия или социально – экономическое положение, а вовсе не их уровень знаний и мотивация, определяют их личностную значимость и достоинство.

Юность: эго-идентичность – ролевое смешение. Юность, на которую приходится пятая стадия в схеме жизненного цикла  Э. Эриксона, считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый ( от 12 до 19 лет), подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями, что и составляет полное существо задачи, которая предъявляется человеку в этом возрастном периоде. Задача, с которой сталкиваются подростки, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе и интегрировать эти многочисленные образы себя в свою личную идентичность, которая представляет осознание, как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него самого . Неспособность юных достичь личной идентичности приводит к тому, что Э. Эриксон называл кризисом идентичности. Кризис идентичности чаще всего характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование.

Старший подростковый возраст и  ранняя юность составляют уже пятую стадию развития личности, период самого глубокого кризиса.

Детство подходит к концу, и этот большой этап жизненного пути, завершаясь, приводит к формированию двух полюсов развития: На положительном - в виде идентичности, на отрицательном - в виде ролевого смешения. Задача подростка состоит в том, что бы собрать воедино все имеющиеся у него к этому времени знания о самих и интегрировать эти образы себя в личную идентичность, которое представляет осознание как прошлого, так и будущего, которое полностью логически следует из него.

Полностью положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности - верность, т.е. способность подростка быть верным своим

привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей.

Ранняя зрелость: интимность – изоляция. Уже шестая психосоциальная стадия- обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом, это период ухаживания, может быть, раннего брака и начала семейной жизни. Он продолжается от поздней юности до ранней зрелости (20 - 25 лет). До этого времени большинство проявлений сексуального поведения индивидуума были мотивированы поиском своей эго-идентичности. Напротив, раннее достижение личной идентичности и начало продуктивной работы – то, что знаменует собой период уже ранней зрелости – дают толчок к новым межличностным отношениям. На одном полюсе этого измерения находится интимность, а на противоположном – изоляция. Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса интимность – изоляция, - это большая любовь.

Средняя зрелость: продуктивность – инертность. Уже седьмая стадия приходится на средние годы жизни (от 26 до 64 лет); ее основная проблема – выбор между продуктивностью и инертностью. Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии это забота. Забота – психологическая противоположность безразличию, апатии. Седьмая стадия рассматривается как центральная на взрослом этапе всего жизненного пути человека.

По Э. Эриксону, развитие личности продолжается в течение всей ее жизни. Развитие личности продолжается благодаря влиянию со стороны детей, которое подтверждает субъективное ощущение своей нужности другим людям.

Поздняя зрелость: эго-интеграция – отчаяние. Уже последняя психосоциальная стадия (от 65 лет до самойсмерти) завершает жизнь человека. Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои принятые ранее жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. По убеждению

Эриксона, для этой самой последней фазы зрелости характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех его

прошлых стадий развития эго.

Восьмая стадия всего жизненного пути характеризуется достижением новой завершенной формы эгоидентичности. Только в человеке, который каким-то образом проявил заботу в отношении людей и вещей и приспособился к успехам и разочарованиям, неотъемлемым от жизни, в родителе детей и создателе вещей и идей - только в нем постепенно созревает плод всех семи стадий - целостность и гармоничность личности.

 

Заключение

 Одним из основных  направлений концепции развития личности по Э.Эриксону, является рассмотрение вопросов социальной адаптации человека в процессе его возрастного развития. Вследствие этого он много внимания уделяет рассмотрению социальных характеристик, таких как семейное воспитание, школа, общественная жизнь итд.

Теория Э. Эриксона оказала  большое влияние на возрастную психологию в целом. Его идеи нашли применение в области дошкольного обучения, профессионального консультирования, в социальной службе и даже в сфере бизнеса.




Информация о работе Развитие личности в теории Эриксона