Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 16:17, реферат
Уже первый, младенческий период выступает как время становления возможностей социального развития, установления в определенном смысле «я» ребенка в обществе. Развитие социальных контактов—взаимосвязей ребенка со взрослыми, обеспечивающее присвоение их опыта при актуализации предметов-объектов, которыми манипулируют взрослые во взаимоотношениях с детьми, подготавливает годовалого ребенка к овладению предметными действиями. Формирование предметных действий, овладение общественно выработанными способами потребления доступных вещей обостряет стремление выйти за пределы непосредственных обиходных отношений, приводя трехлетнего ребенка к осознанию наличия своего «я», создавая новую позицию «я и общество».
Уже первый, младенческий
период выступает как время становления
возможностей социального развития, установления
в определенном смысле «я» ребенка в обществе.
Развитие социальных контактов—взаимосвязей
ребенка со взрослыми, обеспечивающее
присвоение их опыта при актуализации
предметов-объектов, которыми манипулируют
взрослые во взаимоотношениях с детьми,
подготавливает годовалого ребенка к
овладению предметными действиями. Формирование
предметных действий, овладение общественно
выработанными способами потребления
доступных вещей обостряет стремление
выйти за пределы непосредственных обиходных
отношений, приводя трехлетнего ребенка
к осознанию наличия своего «я», создавая
новую позицию «я и общество».
Именно
к трем годам ребенок завершает первый
цикл знакомства с человеческим миром,
фиксируя свое новое социальное положение,
выделяя свое «я», ставя себя в позицию
субъекта. С этого узлового рубежа начинается
новый уровень социального развития, когда
не только общество определяет отношения
с ребенком, но и он, вычленив свое «я»,
начинает все более активно вступать в
отношения с другими людьми, обществом.
До этого ребенок, имея уже «я», не осознает
его, имеет внутренние процессы, но не
осознает их. В период
с 3-х до 6 лет, осознав свое «я» среди
других, ребенок стремится примерить себя
к другим; овладевает социальным опытом,
социально зафиксированными действиями,
их социальной сущностью, которая и определяет
развитие его социализации — индивидуализации.
К шести годам у ребенка появляется ориентация на общественные функции людей, нормы их поведения и смыслы деятельности, что при одновременном развитии воображения и символической функции обостряет его потребность в познании объектов внешнего мира, значимых в обществе, вновь, на новом уровне выдвигает на первый план позицию «я в обществе». Освоив в игровой деятельности отношение к вещам, к делу, ребенок стремится реализовать свои новые возможности в практической деятельности, что актуализирует на данном промежуточном рубеже значение учебной деятельности. Наличие этого своеобразного рубежа проявляется, в частности, в качественном отличии ценностных ориентации пятилетних детей от шестилетних. Добытые материалы показывают, что у ребенка в 5 лет еще отсутствует субъективное отношение к социальным ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка. Пятилетние дети находятся в узком кругу интимно-личностных отношений, ориентируются в основном на знакомые, окружающие их предметы и близких людей. Так, они не могут указать ценное, привлекательное для них в других, у них не сформировано еще отношение к детскому коллективу, нет понимания смысла ценности общественного труда. У шестилетних же ребят появляется уже более широкое понимание социальных связей, вырабатывается умение оценивать поведение детей и взрослых. 6-летний человек уже осознает свою принадлежность к детскому коллективу, начинает понимать важность общественно полезных дел. На рубеже пяти-шести лет, таким образом, у ребенка формируется определенное понимание и оценка социальных явлений, ориентация на оценочное отношение взрослого через призму конкретной деятельности].
Следующий
период психического развития, становления
личности связан с появлением у
6—9-летнего ребенка начал теоретического
отношения к действительности. Происходит
формирование произвольности психических
процессов, внутреннего плана действий,
рефлексии на собственное поведение, что
обеспечивает развитие потребности ребенка
в получении признания других людей, требуя
развертывания системы взаимоотношений
с ними.
На узловом рубеже между 9 и 10 годами начинается новый, третий уровень социального развития, фиксируемый в позиции «я и общество», когда ребенок пытается выйти за рамки детского образа жизни, занять общественно важное и общественно оцениваемое место в системе общества. На данном узловом рубеже он не только осознает себя субъектом, но испытывает потребность реализовать себя как субъекта, приобщаясь к социальному не просто на уровне понимания, а и преобразования. До 9 лет ребенок развертывал свои отношения в кругу знакомых людей, теперь же он стремится вступить в широкий круг общественных отношений. Характерно, что главным критерием оценки ребенком себя и другого (образец) в это время становятся нравственно-психологические особенности личности, проявляющиеся во взаимоотношениях с окружающими. Именно на этом рубеже, как показывают полученные материалы, появляется своеобразный кризис самооценки, что проявляется в бурном росте негативных самооценок у 10-летних детей по сравнению с уравновешенностью позитивных и негативных суждений о себе в 9 лет. От девяти к десяти годам, судя по данным проводимого нашими сотрудниками лонгитюдинального исследования, возрастает число детей, мотивирующих свою учебную деятельность чувством долга (8 лет — 15 %, 9 лет — 26 %, 10 лет — 34,2 %) и уменьшается число детей, которые хотят учиться, так как им это интересно, нравится (8 лет — 25 %, 9 лет — 19,3 %, 10 лет — 5,3 %).
Формирование
самосознания как осознания себя
в системе общественных отношений,
развитие социальной активности и социальной
ответственности подростка
Таким образом вычленяется (в 15 лет) очередной промежуточный рубеж социального движения — «я в обществе». Характер этого рубежа прослеживается, например, в материалах, полученных нашими сотрудниками и аспирантами при изучении развития самосознания в период между 14 и 15 годами. Так, если в первом полугодии четырнадцатилетнего подростка больше всего интересует самооценка и принятие его другими, то уже в первом полугодии у пятнадцатилетнего основное место (86 %) занимают вопросы развития способностей, интеллектуального развития, выработки умений. Показательна динамика отношения к своему будущему. В 14 лет (первое полугодие) только для 17 % подростков актуально стремление представить свое будущее; в 15 лет (первое полугодие) — 57 %, а в 15 лет (второе полугодие) это отмечается у 84 %, т. е. одно полугодие дает рост на 27% [8; 10]. Изучение особенностей наличного «я» и желаемого «я» показывает, что если в 14 лет и желаемое, и наличное «я» относятся к деятельности по усвоению норм взаимоотношений, то уже в 15 лет и наличное, и желаемое «я» четко переориентированы на предметно-практическую деятельность.
От 15 до 17 лет идет развитие абстрактного и логического мышления, рефлексии на собственный жизненный путь, стремления к самореализации себя, что обостряет потребность юношества занять позицию определенной социальной группы, гражданские позиции, обусловливая новый узловой рубеж социального движения — «я и общество».